Глава пятнадцатая «It’s not your fault, boy» Я...

Глава пятнадцатая
«It’s not your fault, boy»
Я ощущал опухоль. Хотя я понимаю, что это невозможно, но я ее ощущал. Представьте, что у вас в голове здоровый синяк. Или что вам в мозг налили бетон. Она не болела, просто все было стянуто, окаменело... Я чувствовал, что внутри меня ШТУКА, и эта ШТУКА то пульсировала (когда я поднимал воображаемую штангу или расслаблял голову), то исчезала совсем, но я чувствовал ее. Понимаете? Он была где-то в районе затылка, иногда мутным воском заливала всю голову, иногда отдавала в переднюю часть - я называл это эффектом "внутренней переносицы". Очень похоже на переносицу по ощущениям. Только внутри.
Что я только не пробовал! Для начала купил всего Норбекова на дисках. Там Норбекова не оказалось вовсе, а тексты читали его ученики. Видео, аудио. В том числе и от опухоли. Я, естественно, заинтересовался. Оказалось, что там под успокаивающую музыку мужчина и женщина говорили: «Я абсолютное здоровье! Все прощено. Мне хорошо» итд И это, конечно, чушь, но мне это как-то помогло. Я ходил и хандрил весь день, но я знал, что нужно найти 5-10 минут, преодолеть свою лень и послушать этот диск. Я садился, натягивал улыбку, растворялся почти в каждой фразе и впитывал, впитывал, впитывал. Я понимал, что это фигня. Но настрой у меня, как ни странно, улучшался. Слушал я в течение полугода. Иногда забывал. Иногда ненавидел эти елейные голоса. Но слушал.
Через месяц знал все интонации. Через три мог рассказать текст без запинки. Я понял, что
ВАЖНО НЕ «ЧТО», А «КАК»
Даже простецкое упражнение может подействовать, если вы отдаетесь ему всей душой, насладитесь, пропустите его через себя, с улыбкой, с уверенностью, что оно вам поможет. Прямо садитесь и представляйте, как оно вам помогает, убивает все зло, концентрирует здоровье.
Потом я скачал аудиозаписи «Настроев» Сытина. Этот товарисч говорит, что если написать его десятистраничный настрой 150 раз – все пройдет. Я написал 5 страниц и сдох (для меня расписываться трудно, а уж писать...). Больше не смог. А главное – я говорил об этом с Мариной – он постоянно говорит, что надо «разбивать опухоль, как молотом о наковальню», и еще там такой звук как три «Одесских киностудии». То есть не воздействовать чувством, теплом итд Это я должен представлять, что меня бьют по голове, что ли? И вообще, мне говорили, что Сытин за одно посещение берет, кажется, 30 тысяч рублей (если это неправда, то пардон; а то он еще подаст на меня в суд!). Надеюсь, что неправда. Я не знаю кем надо быть, чтобы брать с очень больных людей такие деньги… Онкобольным вообще надо, где можно, помогать бесплатно. Поэтому эту книгу я и выкладываю в интернете - а издадут, не издадут – это второстепенно.
Потом я открыл для себя зарядку «Эфу» от онкологии. Делал ее долго. Она мне очень помогла. http://www.youtube.com/watch?v=7YFunlG3lTE. Смысл ее в том, что наше тело в разных позициях запоминает наше настроение, привыкает быть здоровым или нет. Я понял, что работа с настроением – это колоссально важно и сложно. Моя хандра, сколько бы я ее не уговаривал, прорывалась, проникала в мой солнечный мир, и накрывала его.
Потом я, повинуясь Луизе Хей, читал аффирмации – самовнушения, приказы. Я подходил к зеркалу – лысый, небритый, толстый от гормонов– и говорил: «Кирилл Волков, ты прекрасен!». Сначала это звучало дико иронично, но потом я в это поверил.
ВЕРА, КАК И НАДЕЖДА, - ЭТО ОГРОМНАЯ РАБОТА
Я полюбил себя. Вы все себя недолюбливаем. Чуть-чуть. Это не доделал, там опоздал, что-то не успел, не сохранил важный вордовский файл, потерял, что-то забыл, так и не бросил курить, так и не сел на диету, так и не сделал, не помог другу, оплошал… Вы поймите, не существует идеальных людей. Все это накапливается в нашем подсознании, грузит его, нарастет в виде опухолевообразных комплексов. Вина, стыд, самобичевание… Но нужно понять, что вы – со своими комплексами, чувством вины, с своими страхами, обидами – вы прекрасны. Это очень сильно показано в диалоге Мэта Деймона и Робина Ульямса в фильме «Умница Уилл Хантинг». Когда герой Уильямса, психолог, говорит герою Деймона: «Послушай, ты ни в чем не виноват!» и в руках держит все его судебные дела. Деймон, гениальный хулиган, драчун, которого три раза судили, говорит: «Да, я знаю». Уильямс повторяет: «Ты не чем не виноват». Деймон пожимает плечами: «Да». Уильямс говорит и говорит: «Ты ни в чем не виноват». Деймон не знает, как реагировать, начинает злиться, стискивает зубы. Кричит: «Я знаю». Уильмс повторяет одну и ту же фразу. Деймон бесится: «Не доводите меня!!!». Уильмс говорит нежно: «Мальчик, ты не в чем не виноват» („It’s not your fault, boy“), и тогда у Деймона вскипают слезы, он бросается к Ульямсу на шею и горько-горько плачет…
В каждом из нас должен сидеть герой Р. Уильямса и говорить на все наши самобичевания: «Ты не в чем не виноват». Нужно иметь большое мужество чтобы расплакаться и принять это, отпустить самого себя, освободиться. Обычно это происходит во время молитвы или на исповеди, когда человек наедине с самим собой.
Почему мы себя обвиняем, чувствуем свою вину? По себе знаю. Родители развелись – мне кажется виноват я (хотя мне было 7 лет). Мой папа умер - я виноват. Тем, что не спас, так и не сказал, может быть, самого главного…
Однажды я понял, что надо выговориться, простить себя. И я написал послание самому себе, длинное-длинное, письмо-исповедь, дневник о том, что мне не давало покоя все эти годы.
Из моих записей того времени:
«Детям всегда говорят «Не сутулься!», «Ешь», «учи математику», «Не трогай», «Не показывай пальцем», не… не… не… У тебя есть неосознанная вина за разрушенное детство, за то, что почти лучше тебя, за то, что мир распался, папа с мамой расстались. Но ты – очень хороший, ты ни в чем не виноват, ты самый лучший на свете Зайчик - так называла меня мама в детстве - любимый и родной, замечательный и пушистый…
Папа, я хочу тебя вернуть, хоть на секунду, поговорить с тобой, хоть на миг, на мгновенье. Прости меня, мой любимый. Ты так страдал, я не знал, как тебе помочь. Я наверно все делал, как надо. А как надо? Ты заболел и умер. Мне было так одиноко. Когда мне сообщили о твоей болезни, я желал чтобы… ЭТО все произошло быстрее, у меня коленки подкашивались от страха. А потом сколько мы говорили о поэзии, о любви, обо всем на свете, ты учил меня играть на гитаре – почти каждый день. Сколько мы гуляли. Я молил бога, чтобы ты не умер. Затем ты попал в больницу и был такой худой…. Я пытался привнести как можно больше жизни в эту больницу, спасти тебя, говорить столько о хорошем. Когда ты обнял меня последний раз, у тебя руки были, как плети, тонкие, никогда не забуду это ощущение. Я виноват! Но я не виноват! Мне неприятно писать, еле говорить, ходить лысым бобиком. Я лыс. Но это ничего. Я знаю, что я хороший.
Меня нужно любить.
Мной можно восхищаться.
Я себя люблю и я абсолютно уверен, что эта фигня, которая у меня в башке, будет поводом для анекдотов. Я подхожу к зеркалу и вижу себя в отражении. Я прощаю себя! Это великая мудрость – все простить…»
Итд
Я писал эти немужские строки и плакал. Я не плакал лет… Не знаю сколько. На похоронах отца не плакал. Когда дедушка умер, не плакал. Всегда ненавидел сентиментальность. Ведь я же мужчина. Мне нельзя. Здесь я был ребенком. Я простил себя. Я дотянулся до того маленького Кирилла, который с увлечением собирал палки, смотрел на возню муравьев в овраге, пускал кораблики по лужам, в которых отражалось бесконечно бесконечное солнце, до того себя, который был ни в чем не виноват, и земля неслась беспечно и весело.
И началось внутреннее исцеление, что ли. Будто бы я разбередил рану, которую нужно было разбередить, а иначе она нагноится.
Но я понимал еще одно.
Нужно не только простить себя, надо еще простить врагов своих. Об этом писала Луиза Хей. Об этом написано в Библии. Я почувствовал это интуитивно. Какие-то детские обиды, какой-то мальчик меня бьет, с кем-то враждую, с кем-то спорю, воюю, кто-то унижает меня. Это тоже обида. И ее тоже нужно отпумтить. Освободиться.
Я скачал «Медитацию прощения» в интернете. Она мне помогла. Я освобождался от своей ненависти к ним, от вражды, от злости , от той злости, которая меня съедала, которая давила, была своеобразным комплексом. Я прощал. Каждый день я лежал с закрытыми глазами и старался представить своих врагов, обнять их, отпустить их грехи.
Простить, чтобы проститься

"Осенний холодок.
Пирог с грибами.
Калитки шорох и простывший чай.
И снова
неподвижными губами
короткое, как вздох:
«Прощай, прощай.»

«Прощай, прощай...»
Да я и так прощаю
все, что простить возможно,
обещаю
простить и то, чего нельзя простить.
Великодушным я обязан быть.

Прощаю всех, что не были убиты
тогда, перед лицом грехов своих.
«Прощай, прощай...»
Прощаю все обиды,
обеды
у обидчиков моих.

«Прощай...»
Прощаю, чтоб не вышло боком.
Сосуд добра до дна не исчерпать.
Я чувствую себя последним богом,
единственным умеющим прощать.

«Прощай, прощай...»
Старания упрямы
(знать, мне лишь не простится одному),
но горести моей прекрасной мамы
прощаю я неведомо кому.
«Прощай, прощай...» Прощаю,
не смущаю
угрозами,
надежно их таю.
С улыбкою, размашисто прощаю,
как пироги,
прощенья раздаю.

Прощаю побелевшими губами,
покуда не повторится опять
осенний горький чай
пирог с грибами
и поздний час -
прощаться и прощать"
(Б. Окуджава)
Chapter fifteen
"It’s not your fault, boy"
I felt a swelling. Although I understand that this is impossible, but I felt it. Imagine that you have a healthy bruise in your head. Or that concrete was poured into your brain. She didn’t get sick, it was all stiffened, petrified ... I felt that there was a PIECE inside me, and that PIECE pulsed (when I lifted an imaginary bar or relaxed my head), it disappeared completely, but I felt it. Do you understand? He was somewhere in the back of the head, sometimes with a cloudy wax pouring his whole head, sometimes giving it to the front - I called it the effect of the “inner bridge of the nose”. Very similar to the bridge of the nose. Only inside.
What I just did not try! To begin with, I bought all Norbekov on disks. Norbekov was not there at all, and the texts were read by his students. Video, audio. Including from a tumor. Naturally, I became interested. It turned out that there, under soothing music, a man and a woman said: “I am in absolute health! All is forgiven. I feel good ”, etc. And this, of course, is nonsense, but it somehow helped me. I walked and moped all day, but I knew that I needed to find 5-10 minutes, overcome my laziness and listen to this disc. I sat down, pulled a smile, dissolved in almost every phrase and absorbed, absorbed, absorbed. I understood that this is garbage. But my mood, oddly enough, was improving. I listened for six months. Sometimes I forgot. Sometimes he hated these oily voices. But he listened.
A month later, he knew all the intonations. Three could tell the text without hesitation. I realized that
IMPORTANT NOT “WHAT”, BUT “HOW”
Even a simple exercise can work if you surrender to it with all your heart, enjoy it, pass it through yourself, with a smile, with the confidence that it will help you. Sit down directly and imagine how it helps you, kills all evil, concentrates health.
Then I downloaded the audio recordings of Nastroyev Sytin. This comrade says that if you write his ten-page mood 150 times, everything will pass. I wrote 5 pages and died (it’s hard for me to sign, but to write ...). I could no longer. And most importantly - I talked about this with Marina - he constantly says that you need to "break the tumor like a hammer on an anvil," and there is also such a sound as the three Odessa Film Studios. That is, do not act with feeling, warmth, etc. That I should imagine that they hit me on the head, or what? And in general, they told me that Sytin for one visit seems to take 30 thousand rubles (if this is not true, then sorry, otherwise he will sue me!). I hope that is not true. I don’t know what you need to be in order to take such money from very sick people ... Cancer patients generally need help where possible. Therefore, I am posting this book on the Internet - but they will publish it, they will not publish it - this is secondary.
Then I discovered the charge of "Efu" from oncology. Did her for a long time. She helped me a lot. http://www.youtube.com/watch?v=7YFunlG3lTE. Its meaning is that our body in different positions remembers our mood, gets used to being healthy or not. I realized that working with mood is tremendously important and difficult. My spleen, no matter how much I persuaded her, broke through, penetrated into my sunny world, and covered it.
Then, obeying Louise Hey, I read affirmations - self-suggestions, orders. I went to the mirror - bald, unshaven, fat with hormones - and said: "Kirill Volkov, you are beautiful!" At first it sounded wildly ironic, but then I believed it.
FAITH AS HOPE IS A HUGE WORK
I loved myself. You all dislike yourself. A little bit. I didn’t finish it, I was late, I didn’t manage something, I didn’t save the important Word file, I lost it, I forgot it, I didn’t quit smoking, I didn’t go on a diet, I didn’t, I didn’t help my friend, I blundered ... You understand, there are no ideal people. All this accumulates in our subconscious, loads it, and grows in the form of tumor-like complexes. Guilt, shame, self-flagellation ... But you need to understand that you — with your complexes, your guilt, with your fears and grievances — are beautiful. This is very strongly shown in the dialogue between Matt Damon and Robin Uliams in the film “Good Will Hunting”. When the hero of Williams, a psychologist, tells the hero of Damon: “Listen, you are not to blame for anything!” and holds in his hands all his court cases. Damon, a brilliant bully, a brawler who has been tried three times, says: "Yes, I know." Williams repeats: "You are not to blame for anything." Damon shrugs: "Yes." Williams says and says, "You are not to blame for anything." Damon does not know how to react, begins to get angry, clenches his teeth. Shouts: "I know." Wilms repeats the same phrase. Damon freaks out: "Don't bring me !!!". Wilms says gently: “Boy, you are not to blame for anything” (“It’s not your fault, boy”), and then Damon's tears begin to boil, he rushes to Ulyams's neck and weeps bitterly ...
In each of us, the hero of R. Williams must sit and say to all of our self-flagellations: "You are not to blame for anything." One must have great courage to cry and accept it, let go of oneself, free oneself. This usually happens during prayer or in confession, when a person is alone with himself.
Why are we blaming ourselves
У записи 73 лайков,
13 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Кирилл Волков

Понравилось следующим людям