Идея о восхождении на Эльбрус появилась у нас...

Идея о восхождении на Эльбрус появилась у нас еще за год до этого. Предварительно договорились о том, что в мае попробуем осуществить задуманное. В марте уже были сформированы более четкие планы и временные рамки мероприятия. В то, что у нас все получится, мы и сами верили с трудом, ведь у меня за плечами не было практически никакого альпинистского опыта (не считая прогулок по Крыму в детстве). Впрочем, рюкзаки собраны, билеты куплены, и мы отправились в дорогу.

Эльбрус — бывший вулкан, имеет две вершины — Западную (высотой 5642 м) и Восточную (5621 м). Нашей целью была Западная вершина, т.к., во-первых, она выше, а во-вторых, самый простой, классический маршрут на Эльбрус ведет как раз на нее. Маршрут начинается в поселке Терскол, находящегося у подножья горы.

Итак,*** День 1

Железнодорожный вокзал города Нальчик, половина шестого утра. Первая встреча с нашей группой. Через некоторое время мы отправились в путь. Во время поездки за окном постепенно менялся пейзаж, вокруг вырастали холмы, а затем и горы. Периодические посты с военными напоминали о неблагоприятной террористической обстановке на Кавказе и близости границы. Едем на горячие источники. Температура воды в источнике около 60 градусов, в прохладную погоду находиться в источнике очень приятно, полный неторопливый релакс. Сняв усталость после поезда, отправляемся на голубые озёра и в удивительное ущелье на Чегемские водопады. Поднявшись по пятидесяти рублёвой лестнице вверх, на водопады, не увидев ни чего фантастического, пошли вниз, кушать божественные шашлыки. Дальше немного утомительной дороги до хижины в Терсколе, ужин, собрание, прогулка и СОН.

***День 2
Во второй день мы планировали Выход на г. Чегет на высоту ~3000 метров для дальнейшей акклиматизации, знакомства с горами и изучения Эльбруса. Для этого мы встали в 7 утра, неспешно собрались и позавтракали, после чего отправились в путь. К счастью, ночевали мы почти у подножья, так что уже через 10 минут после выхода мы уже поднимались по склону вверх. До самой вершины подниматься не дали (так как она находится в пограничной зоне, о чем уведомляют соответствующие знаки), поэтому прошли немного дальше последней станции канатной дороги. Со склонов Чегета открывается один из самых популярных видов на Эльбрус, но в тот день вершины были немного затянуты облаками, поэтому полностью мы впервые увидели их во всей красе лишь на следующий день.
До этого я уже несколько раз бывала выше облаков, но в тот день это зрелище поразило меня так же, как и в первый раз.

***3 день
Большинство людей, не ходивших в горы и походы, считают, что в горах достаточно просто идти наверх, но это не так. Как известно, с повышением высоты количество кислорода в воздухе падает, и это не может происходить незаметно для организма. При резком подъеме на высотах выше 2500-3000 метров над уровнем моря может наступить горная болезнь (она же горняшка), выражающаяся в тошноте и головной боли, а в случае острой формы болезни — отеке мозга и легких. Для того, чтобы помочь организму привыкнуть к высоте (акклиматизироваться) путем увеличения количества эритроцитов в крови, используется правило «Забирайся высоко, спи низко» — в течение дня надо сходить повыше на акклиматизацию, провести там некоторое время и вернуться вниз, в результате чего в следующий раз организму будет легче.
Акклиматизационный выход к обсерватории, по пути водопад «Девичьи косы», водопад течет из ледника – очень холодный и красивый. К водопаду мы шли не особо торопясь, поэтому на дорогу к нему у нас ушло около двух часов. У водопада мы провели около 20 минут, перекусив, отдохнув и пополнив запас жидкости в организме, мы решили подняться еще выше, к обсерватории (высота 3150 м). Ещё 2 часа по заснеженным склонам дались намного тяжелее, чем я думала. С вершины открывается грандиозная панорама двуглавого Эльбруса. Путь вниз обещал быть веселым. Отдав палки Андрею и получив наставления Алексея, мы с Морковкой Ярославом плюхнулись на живот и со скоростью супермена помчались вниз. Испытав эйфорию от спуска с чувством полного удовлетворения, семимильными шагами бешеных богомолов, мы отправились вниз к шашлыкам из барашков.

***День 4
Восхождение к Приюту 11. Заброска груза (снаряжение, спальники, продукты), изучение местности, непосредственно маршрута, первая ночевка на высоте 3800, в хижине, выход на ледник
Итак, поднявшись к Бочкам, сбросив рюкзаки и отдохнув, мы принялись наводить порядок в хижине и вокруг нее. Через пару часов, отдохнув и набравшись сил, гид, Алексей сказал, что нам пора отправляться на акклиматизацию к Приюту Одиннадцати, расположенному на высоте ~4100 метров, взяв с собой самое необходимое, мы потихоньку начали наше восхождение. Сам приют сгорел в 1998 году, а альпинисты живут в другом двухэтажном здании, расположенном по соседству. Всю вторую половину дня была превосходная погода. Что позволило нам полюбоваться на вершину Эльбруса и весь горный хребет. До Приюта мы поднимались примерно полтора часа, ни куда не торопясь, отрабатываю правильную технику восхождения. В приюте пробыли около получаса часов, в течение которых полностью опустошили все водные и шоколадные запасы. После чего, с чувством полного удовлетворения спустились вниз. Около Хижины делать было нечего, поэтому, немного отдохнув и послушав шоу-программу «битва бардов», в исполнении Алексея и Романа, легли спать аж в 9 часов вечера.

***День 5
Акклиматизационный выход до Скал Пастухова (4600 - 4800 метров)
Ночевка в хижине. Техника правильного передвижения в кошках.
Утро не предвещало ничего хорошего, так как снег покрывал Хижину не только снаружи, но и внутри в виде замерзшего конденсата на окнах и стенах. Ночью так и не удалось заснуть из за холода и нехватки кислорода.
В этот день нам предстояло совершить последний акклиматизационный выход к скалам Пастухова на высоту ~4700. Поначалу казалось, что погода мало чем отличается от вчерашней, но уже через некоторое время я поняла, что глубоко ошибалась. Ветер был намного сильнее и даже в некоторой степени замедлял наше движение. Вдобавок, через 10 минут после выхода, меня накрыла горняшка, я боролась с тошнотой, головной болью и мыслями «а не послать ли мне все это подальше и спуститься вниз». К счастью, холодный воздух и правильные наставления гида Алексея быстро вернул меня в боевое состояние.
Тут надо немного сказать о том, что вдоль тропы стоят флажки, для забега Red Fox Elbrus Race, ежегодно проходящего в мае. Рекорд забегов составляет всего 3,5 часа от Азау до вершины, что кажется просто нереальным достижением! Эти флажки спасли уже много человеческим жизней, не давая им заблудиться в тумане. В тот день видимость позволяла наблюдать один флажок спереди и один сзади.
До Приюта мы дошли достаточно быстро, а вот выше начались проблемы. Недостаток взятой с собой жидкости быстро истощили меня. Подъем на расстояние одного флажка давался все сложнее и сложнее, а отдых не восстанавливал силы. Через пару часов остающая часть нашей группы наконец то доползла до нижней кромки скал Пастухова, где нас уже ждали отдыхающие Олежа, Морковка и Андрей. Несколько глотков воды вернули мне силы и это не преувеличение, так действительно и произошло. Постепенно дошли до скал Пастухова. К слову, это не скалы, а просто большие камни, получившие свое название в честь восхождения топографа А. В. Пастухова, который ночевал на этом месте. Периодически облака немного расходились, давая возможность увидеть часть Восточной вершины, которая теперь казалась совсем близко. Иногда немного проглядывало солнце, своим жаром напоминающим, что мы почти на 5 километров ближе к нему, чем обычно. Подниматься выше скал сил не было, поэтому мы направились вниз.
В горах погода имеет намного большее значение, чем в мегаполисе, ведь в плохую погоду на Эльбрусе могут потеряться даже матерые альпинисты со стажем, чему есть множество примеров. Уже спустившись ниже Приюта 11, мы ещё минут 30 обессилившие и усталые, бродили в тумане в поисках хижины.

***День 6
День отдыха, восстанавливаем силы перед штурмом.
Это был день отдыха. На восхождение тратится очень много сил, поэтому идти на него, не дав телу отдохнуть, было бы неправильным. В честь этого мы позволили себе поспать (если это можно назвать сном) до 9 утра. Погода была ужасная, Туман, снег, мороз и сильный ветер. Несмотря на то, что этот день был предназначен для отдыха, сегодня нас ожидали ледовые занятия по самозадержанию при срыве. Было холодно, но весело. Мы падали, катились, цеплялись улыбались и мечтали вернуться назад в хижину. К вечеру закончилась непогода, солнце освещало все вокруг, а это значит, уже в приближающуюся ночь мы выйдем на восхождение. Настало время просушить влажную одежду и обувь и подготовить все необходимое в путь. Где-то в 7 вечера все легли спать, а в час ночи проснулись. (для меня это не проблема, я все равно не могла спать.)

***День 7
Восхождения на Западную вершнину (5642м)
Итак, восхождение началось в три часа ночи. В нашей группе было 6 человек. «Пережаренных альпинистов не бывает, а замороженных — сколько хочешь», я подошла к вопросу утепления максимально серьезно. На мне были надеты термобелье, флисовая кофта, толстовка, горнолыжная куртка, пуховик, горнолыжные штаны, балаклава, шапка, 2 капюшона, 2 пары пуховых варежек с грелками, Альпинистские ботинки и много разного снаряжения. Забегая вперед, могу сказать, что о своем выборе я ни капли не пожалела, потому что на протяжении всего подъема и спуска мне было жарко всего лишь один раз

Снаружи Хижины стояла безмолвная тишина, которая лишь иногда прерывалась завываниями ветра. На небе горело множество звезд, а соседние вершины были прекрасно видны под светом Луны. Наша группа из 6 человек медленно поднималась по склону. Первые часы подъема были самыми простыми, в голове крутились разные мысли, а ноги монотонно шли выше и выше. Кошки на ногах цепко впивались в заледеневший фирн. Иногда казалось, что достаточно потерять равновесие, чтобы докатиться обратно до Приюта (скорее всего, так и было бы). Ве
The idea of ​​climbing Mount Elbrus came up with us a year before. Preliminarily agreed that in May we will try to implement our plan. In March, clearer plans and time frames for the event were already formed. It was hard to believe that we would succeed, because I had practically no climbing experience (not counting walks in the Crimea in childhood). However, the backpacks were collected, tickets were bought, and we went on the road.

Elbrus - a former volcano, has two peaks - Western (5642 m high) and Eastern (5621 m). Our goal was the Western peak, because, firstly, it is higher, and secondly, the simplest, classic route to Elbrus leads just to it. The route begins in the village of Terskol, located at the foot of the mountain.

So *** Day 1

The railway station of the city of Nalchik, half past five in the morning. First meeting with our group. After some time, we hit the road. During the trip, the landscape gradually changed outside the window, hills grew around, and then mountains. Periodic military posts reminded of the unfavorable terrorist situation in the Caucasus and the proximity of the border. We are going to hot springs. The water temperature in the source is about 60 degrees, in cool weather it is very pleasant to be in the source, full leisurely relaxation. Having removed fatigue after the train, we set off for the blue lakes and in an amazing gorge at the Chegem waterfalls. Climbing up the fifty ruble stairs up to the waterfalls, not seeing anything fantastic, we went downstairs to eat divine barbecue. Further, a little tiring road to the hut in Terskol, dinner, meeting, walk and sleep.

*** Day 2
On the second day, we planned going to Cheget to a height of ~ 3000 meters for further acclimatization, exploring the mountains and exploring Elbrus. To do this, we got up at 7 in the morning, slowly packed up and had breakfast, and then hit the road. Fortunately, we spent the night almost at the foot, so already 10 minutes after the exit we were already climbing up the slope. They didn’t allow us to get to the very top (since it is located in the border zone, which is indicated by the corresponding signs), so we went a little further than the last station of the cableway. One of the most popular views of Elbrus opens from the slopes of Cheget, but on that day the peaks were a bit covered with clouds, so we first saw them in all their glory only the next day.
Before that, I had been above the clouds several times, but on that day this spectacle hit me as much as the first time.

*** 3 day
Most people who did not go to the mountains and hikes believe that in the mountains it is enough to simply go up, but this is not so. As you know, with increasing height, the amount of oxygen in the air decreases, and this cannot happen unnoticed by the body. With a sharp rise at altitudes above 2500-3000 meters above sea level, mountain sickness (it is a miner) can occur, expressed in nausea and headache, and in the case of an acute form of the disease - swelling of the brain and lungs. In order to help the body get used to the height (acclimatize) by increasing the number of red blood cells in the blood, the rule "Climb high, sleep low" is used - during the day you need to go higher for acclimatization, spend some time there and go back down, resulting in next time the body will be easier.
Acclimatization access to the observatory, along the way the Maiden’s Spit waterfall, the waterfall flows from the glacier - very cold and beautiful. We did not go in a hurry to the waterfall, so it took us about two hours to get to the waterfall. We spent about 20 minutes at the waterfall, having a snack, having a rest and replenishing the supply of fluid in the body, we decided to go even higher to the observatory (altitude 3150 m). Another 2 hours on the snowy slopes were much harder than I thought. From the top opens a grandiose panorama of the two-headed Elbrus. The way down promised to be fun. Having given sticks to Andrei and received Alexey’s instructions, Carrot and Iaroslav plopped down on our stomach and rushed down at the speed of a superman. Having experienced euphoria from the descent with a feeling of complete satisfaction, with leaps and bounds of rabid mantises, we went down to the barbecue from the lamb.

*** Day 4
 Climbing to the Shelter 11. Drop in cargo (equipment, sleeping bags, groceries), study the terrain, the route itself, the first night at 3800, in a hut, access to the glacier
So, going up to the Barrels, dropping our backpacks and having a rest, we began to restore order in the hut and around it. After a couple of hours, having rested and gained strength, the guide, Alexei said that it was time for us to go on acclimatization to the Shelter of the Eleven, located at an altitude of ~ 4100 meters, taking with us the most necessary things, we slowly began our ascent. The shelter itself burned down in 1998, and climbers live in another two-story building located next door. All afternoon, the weather was excellent. Which allowed us to admire the top of Elbrus and the entire mountain range. We went up to the Shelter for about an hour and a half, not hurrying anywhere,