"Имя персонажа будет совсем другое. Это великий труженик и американский изобретатель Эдисон. Уж он-то потрудился в своей жизни, полагая, что большинство людей готово бессмысленно, не останавливаясь, трудиться всю жизнь, лишь бы не остаться наедине с собой. Потому что, когда остановишься и останешься, тогда, по его мнению, и начинается самый тяжелый труд, который за тебя никто не сделает, в котором сотрудничать не с кем (один на один с миром). И мы смертельно боимся, избегаем этой минуты и готовы делать все что угодно: преобразовывать общество, крутиться, как белка в колесе, с утра до ночи, и так каждый божий день.
Вдумаемся. Вот мы в театре, а на сцене бушуют страсти, и, естественно, мы переживаем и можем даже плакать или негодовать, хотя в глубине, где-то в затылочной части нашего сознания прекрасно знаем, что все это нереально.
Условно. Поскольку мы ведь не умираем, посмотрев спектакль. И Декарт как бы спрашивает: а разве к себе нельзя относиться точно так же?
Сошлюсь в этой связи на другого выдающегося мыслителя - Эрвина Шредингера, которого тоже - уже в XX веке - интересовал, в сущности, сходный вопрос: умирает наше "я" или не умирает, и бояться нам в жизни смерти или не
бояться? Ведь наша жизнь, говорил он, есть не что иное, как последовательность проходимых нами персонажей, которые не менее ирреальны. И к ним не применим термин "смерть". (Я пересказываю сейчас с помощью Декарта то, о чем размышлял Шредингер.) Они так же ирреальны, как, выражаясь словами Декарта, персонажи пьес. И Шредингер задавал такой вопрос: вот вам было 16 лет, и вас раздирали страсти. А что осталось от того "я", которое было носителем этих страстей? Как некое воплощение "я", ведь это были вы - вместе с вашим телом, с вашими переживаниями и т.д., но вы же его не помните. А вы есть. Значит, вы - другое "я"! В каждый данный момент ваши прошлые "я" казались вам, что они самые важные, самые последние, а они сменились, даже не породив понятия смерти. Они все умерли, а термин "смерть" даже не возник, И, может быть, ваше "я" - сейчас - есть также воображаемый, воплощенный на несколько часов, на несколько дней или месяцев персонаж, который тоже сменится другим, как и все предшествующие персонажи. Зачем же, говорит Шредингер, бояться смерти? Конечно же, мы бессмертны. Это несомненно."
Мераб Константинович Мамардашвили "Картезианские размышления"
Вдумаемся. Вот мы в театре, а на сцене бушуют страсти, и, естественно, мы переживаем и можем даже плакать или негодовать, хотя в глубине, где-то в затылочной части нашего сознания прекрасно знаем, что все это нереально.
Условно. Поскольку мы ведь не умираем, посмотрев спектакль. И Декарт как бы спрашивает: а разве к себе нельзя относиться точно так же?
Сошлюсь в этой связи на другого выдающегося мыслителя - Эрвина Шредингера, которого тоже - уже в XX веке - интересовал, в сущности, сходный вопрос: умирает наше "я" или не умирает, и бояться нам в жизни смерти или не
бояться? Ведь наша жизнь, говорил он, есть не что иное, как последовательность проходимых нами персонажей, которые не менее ирреальны. И к ним не применим термин "смерть". (Я пересказываю сейчас с помощью Декарта то, о чем размышлял Шредингер.) Они так же ирреальны, как, выражаясь словами Декарта, персонажи пьес. И Шредингер задавал такой вопрос: вот вам было 16 лет, и вас раздирали страсти. А что осталось от того "я", которое было носителем этих страстей? Как некое воплощение "я", ведь это были вы - вместе с вашим телом, с вашими переживаниями и т.д., но вы же его не помните. А вы есть. Значит, вы - другое "я"! В каждый данный момент ваши прошлые "я" казались вам, что они самые важные, самые последние, а они сменились, даже не породив понятия смерти. Они все умерли, а термин "смерть" даже не возник, И, может быть, ваше "я" - сейчас - есть также воображаемый, воплощенный на несколько часов, на несколько дней или месяцев персонаж, который тоже сменится другим, как и все предшествующие персонажи. Зачем же, говорит Шредингер, бояться смерти? Конечно же, мы бессмертны. Это несомненно."
Мераб Константинович Мамардашвили "Картезианские размышления"
"The name of the character will be completely different. This is a great hard worker and American inventor Edison. He had already worked hard in his life, believing that most people are ready to work meaninglessly without stopping, just to not be left alone with them. Because, when you stop and stay, then, in his opinion, the hardest work begins, which no one will do for you, in which there is nobody to collaborate with (one on one with the world), and we are mortally afraid, avoid this minute and are ready to do everything anything: transform society, cr titsya, like a squirrel in a wheel, from morning till night, and so every day.
Let's think about it. Here we are in the theater, and passions are raging on the stage, and, of course, we worry and can even cry or resent, although deep down, somewhere in the back of the head, we know perfectly well that all this is unrealistic.
Conditionally. Because we don’t die after watching the show. And Descartes, as it were, asks: is it really impossible to relate to yourself in the same way?
In this connection, I will refer to another prominent thinker - Erwin Schrödinger, who, also already in the 20th century, was essentially interested in a similar question: our "I" is dying or not dying, and we are afraid of death in our lives or not
to be afraid? After all, our life, he said, is nothing more than a sequence of characters we pass through, which are no less surreal. And the term "death" does not apply to them. (I am retelling now with the help of Descartes what Schrödinger was thinking.) They are as surreal as, in the words of Descartes, the characters of the plays. And Schrödinger asked this question: you were 16 years old, and you were torn by passions. And what remains of that "I" who was the bearer of these passions? As a kind of embodiment of "I", because it was you - along with your body, with your experiences, etc., but you don’t remember him. And you are. So you are another "I"! At each given moment, your past selves seemed to you that they were the most important, the most recent, and they had changed without even giving rise to the concept of death. They all died, and the term "death" did not even arise, And maybe your "I" - now - there is also an imaginary character embodied for several hours, several days or months, a character who will also be replaced by another, like all the previous ones characters. Why, Schrödinger says, be afraid of death? Of course, we are immortal. This is certain. "
Merab Konstantinovich Mamardashvili "Cartesian reflections"
Let's think about it. Here we are in the theater, and passions are raging on the stage, and, of course, we worry and can even cry or resent, although deep down, somewhere in the back of the head, we know perfectly well that all this is unrealistic.
Conditionally. Because we don’t die after watching the show. And Descartes, as it were, asks: is it really impossible to relate to yourself in the same way?
In this connection, I will refer to another prominent thinker - Erwin Schrödinger, who, also already in the 20th century, was essentially interested in a similar question: our "I" is dying or not dying, and we are afraid of death in our lives or not
to be afraid? After all, our life, he said, is nothing more than a sequence of characters we pass through, which are no less surreal. And the term "death" does not apply to them. (I am retelling now with the help of Descartes what Schrödinger was thinking.) They are as surreal as, in the words of Descartes, the characters of the plays. And Schrödinger asked this question: you were 16 years old, and you were torn by passions. And what remains of that "I" who was the bearer of these passions? As a kind of embodiment of "I", because it was you - along with your body, with your experiences, etc., but you don’t remember him. And you are. So you are another "I"! At each given moment, your past selves seemed to you that they were the most important, the most recent, and they had changed without even giving rise to the concept of death. They all died, and the term "death" did not even arise, And maybe your "I" - now - there is also an imaginary character embodied for several hours, several days or months, a character who will also be replaced by another, like all the previous ones characters. Why, Schrödinger says, be afraid of death? Of course, we are immortal. This is certain. "
Merab Konstantinovich Mamardashvili "Cartesian reflections"
У записи 4 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене София Завьялова