Человек устроен одновременно и очень сложно и очень просто. Если о простом - мы всегда стремимся туда, где нам хорошо, и избегаем того, от чего нам плохо. Ясное дело, что "хорошо" и "плохо" у каждого свои. И Маяковский не ошибся, приписывая именно крохе интерес к этим базовым ориентирам и именно родителю - способность этот интерес удовлетворить.
От того, что наши родители одобряют и не одобряют в нас, в друг друге, в других и мире, зависит формирование нашей первой картины мира. Неосознанной. Но часто, к сожалению, единственной.
Люди могут всю жизнь стремиться быть лучшими, потому что так сказал папа и потому, что когда они не были лучшими в детстве (не приносили пятерок, не побеждали, не достигали) - папа делал им "плохо" (наказывал, ругал, молчал, манипулировал или стыдил). "Быть лучшим" для них когда-то стало главным способом попасть в состояние, когда хорошо и главным способом избежать состояния, когда плохо. Со временем, внешние предписания папы стали внутренними (интроецировались), и рамки, обозначающие привычную зону комфорта данного человека так и остались неосознанными, но прочно сформированными: хорошо такому человеку, только если у него есть реальные или иллюзорные основания полагать себя в значимой сфере лучшим.
Родительских посланий типа "будь лучшим", "будь послушным", "не раздражай других", итд - масса. Жизнь в системе координат, сформированной неосознанными родительскими посланиями часто похожа на напряженное самоистязание в отсутствие реального истязателя. Никто давно уже не может надавать по заднице, наказать, лишить сладкого или свободы. Но страх перед этими состояниями и перед образами родителей часто остается одной из ведущих (а точнее, пинающих) сил. И человек вроде бы давно уже не нуждается в том, чтобы кому-то что-то доказывать, куда-то бежать, чего-то достигать, из кожи вон вылезая, но не может иначе, потому что внутри у него крошка сын до сих пор получает по заднице от отца или другой значимой фигуры, за то, что не достаточно старательно тычет в книжку пальчик.
Каков же выход?
1. Осознать, что все это время движение происходило исходя из неосознанно усвоенных ориентиров других людей (пускай и самых близких)
2. Провести инвентаризацию. В системе каких предписаний я жил всю жизнь? Что оказалось полезным? ("зубы чистить по утрам!" - м? норм предписание) А что лишним? ("не раздражай людей", "будь во всем первым, или даже не пытайся делать что-то" - ха. еще чего?!)
3. Оставить полезное (лично для себя). Выбросить лишнее (лично для себя). Добавить недостающее. Тем самым, сформировав новую - осознанную - зону комфорта: то пространство действий и убеждений, в котором вам действительно хорошо. Оно принципиально отличается от привычной неосознанной "зоны комфорта", в которой "не плохо", и которая больше похожа на место, где хотя бы не бьют током и меньше колет колючая проволока.
4. Дать право своим детям самостоятельно формировать свои "хорошо" и "плохо", мягко поддерживая их и мягко, уверенно направляя. Не воспитывая их теми, кто должен заделывать дыры в родительской самооценке, строго следуя родительским ожиданиям про "плохо" и "хорошо".
Тема, конечно, большая.
Но пока что, пожалуй, хватит.
От того, что наши родители одобряют и не одобряют в нас, в друг друге, в других и мире, зависит формирование нашей первой картины мира. Неосознанной. Но часто, к сожалению, единственной.
Люди могут всю жизнь стремиться быть лучшими, потому что так сказал папа и потому, что когда они не были лучшими в детстве (не приносили пятерок, не побеждали, не достигали) - папа делал им "плохо" (наказывал, ругал, молчал, манипулировал или стыдил). "Быть лучшим" для них когда-то стало главным способом попасть в состояние, когда хорошо и главным способом избежать состояния, когда плохо. Со временем, внешние предписания папы стали внутренними (интроецировались), и рамки, обозначающие привычную зону комфорта данного человека так и остались неосознанными, но прочно сформированными: хорошо такому человеку, только если у него есть реальные или иллюзорные основания полагать себя в значимой сфере лучшим.
Родительских посланий типа "будь лучшим", "будь послушным", "не раздражай других", итд - масса. Жизнь в системе координат, сформированной неосознанными родительскими посланиями часто похожа на напряженное самоистязание в отсутствие реального истязателя. Никто давно уже не может надавать по заднице, наказать, лишить сладкого или свободы. Но страх перед этими состояниями и перед образами родителей часто остается одной из ведущих (а точнее, пинающих) сил. И человек вроде бы давно уже не нуждается в том, чтобы кому-то что-то доказывать, куда-то бежать, чего-то достигать, из кожи вон вылезая, но не может иначе, потому что внутри у него крошка сын до сих пор получает по заднице от отца или другой значимой фигуры, за то, что не достаточно старательно тычет в книжку пальчик.
Каков же выход?
1. Осознать, что все это время движение происходило исходя из неосознанно усвоенных ориентиров других людей (пускай и самых близких)
2. Провести инвентаризацию. В системе каких предписаний я жил всю жизнь? Что оказалось полезным? ("зубы чистить по утрам!" - м? норм предписание) А что лишним? ("не раздражай людей", "будь во всем первым, или даже не пытайся делать что-то" - ха. еще чего?!)
3. Оставить полезное (лично для себя). Выбросить лишнее (лично для себя). Добавить недостающее. Тем самым, сформировав новую - осознанную - зону комфорта: то пространство действий и убеждений, в котором вам действительно хорошо. Оно принципиально отличается от привычной неосознанной "зоны комфорта", в которой "не плохо", и которая больше похожа на место, где хотя бы не бьют током и меньше колет колючая проволока.
4. Дать право своим детям самостоятельно формировать свои "хорошо" и "плохо", мягко поддерживая их и мягко, уверенно направляя. Не воспитывая их теми, кто должен заделывать дыры в родительской самооценке, строго следуя родительским ожиданиям про "плохо" и "хорошо".
Тема, конечно, большая.
Но пока что, пожалуй, хватит.
Man is built at the same time and is very difficult and very simple. If about the simple - we always strive to where we feel good, and avoid what we feel bad about. It’s clear that everyone has “good” and “bad”. And Mayakovsky was not mistaken, attributing to the crumbs interest in these basic guidelines and precisely the parent - the ability to satisfy this interest.
The formation of our first picture of the world depends on what our parents approve and disapprove of in us, in each other, in others and in the world. Unconscious. But often, unfortunately, the only one.
People can strive to be the best all their lives, because dad said so and because when they were not the best in childhood (did not bring fives, did not win, did not reach) - dad did them "badly" (punished, scolded, silent, manipulated or ashamed). “Being the best” for them once became the main way to get into a state when it’s good and the main way to avoid a condition when it’s bad. Over time, the pope’s external prescriptions became internal (introjected), and the framework denoting the usual comfort zone of a given person remained unconscious, but firmly formed: it is good for such a person only if he has real or illusory reasons to consider himself the best in a significant sphere.
Parent messages like "be the best", "be obedient", "do not annoy others", etc. - a lot. Life in a coordinate system formed by unconscious parental messages often resembles intense self-torture in the absence of a real torturer. No one has long been able to kick on the ass, punish, deprive sweets or freedom. But the fear of these conditions and the images of parents often remains one of the leading (or rather, kicking) forces. And a person, it seems, has long been no longer needing to prove something to someone, to run somewhere, to achieve something, crawling out of his skin, but it cannot be otherwise, because he still has a baby son inside gets on the ass from his father or other significant figure, because he does not carefully enough pokes a finger into the book.
What is the way out?
1. To realize that all this time the movement was proceeding from the unknowingly learned orientations of other people (albeit the closest ones)
2. Take an inventory. What system of prescriptions have I lived in all my life? What turned out to be useful? ("Brush your teeth in the morning!" - m? norms prescription) And what is superfluous? (“don’t annoy people”, “be the first in everything, or don’t even try to do something” - ha. what else ?!)
3. Leave the useful (personally for yourself). Throw away the excess (for yourself). Add the missing. Thus, having formed a new - conscious - comfort zone: that is the space of actions and beliefs in which you really feel good. It is fundamentally different from the usual unconscious "comfort zone", in which it is "not bad", and which is more like a place where at least barbed wire is not shocked and less pricked.
4. To give the right to their children to independently form their “good” and “bad”, gently supporting them and gently, confidently guiding. Not educating them with those who should close up holes in parental self-esteem, strictly following parental expectations about "bad" and "good."
The topic, of course, is big.
But for now, perhaps enough.
The formation of our first picture of the world depends on what our parents approve and disapprove of in us, in each other, in others and in the world. Unconscious. But often, unfortunately, the only one.
People can strive to be the best all their lives, because dad said so and because when they were not the best in childhood (did not bring fives, did not win, did not reach) - dad did them "badly" (punished, scolded, silent, manipulated or ashamed). “Being the best” for them once became the main way to get into a state when it’s good and the main way to avoid a condition when it’s bad. Over time, the pope’s external prescriptions became internal (introjected), and the framework denoting the usual comfort zone of a given person remained unconscious, but firmly formed: it is good for such a person only if he has real or illusory reasons to consider himself the best in a significant sphere.
Parent messages like "be the best", "be obedient", "do not annoy others", etc. - a lot. Life in a coordinate system formed by unconscious parental messages often resembles intense self-torture in the absence of a real torturer. No one has long been able to kick on the ass, punish, deprive sweets or freedom. But the fear of these conditions and the images of parents often remains one of the leading (or rather, kicking) forces. And a person, it seems, has long been no longer needing to prove something to someone, to run somewhere, to achieve something, crawling out of his skin, but it cannot be otherwise, because he still has a baby son inside gets on the ass from his father or other significant figure, because he does not carefully enough pokes a finger into the book.
What is the way out?
1. To realize that all this time the movement was proceeding from the unknowingly learned orientations of other people (albeit the closest ones)
2. Take an inventory. What system of prescriptions have I lived in all my life? What turned out to be useful? ("Brush your teeth in the morning!" - m? norms prescription) And what is superfluous? (“don’t annoy people”, “be the first in everything, or don’t even try to do something” - ha. what else ?!)
3. Leave the useful (personally for yourself). Throw away the excess (for yourself). Add the missing. Thus, having formed a new - conscious - comfort zone: that is the space of actions and beliefs in which you really feel good. It is fundamentally different from the usual unconscious "comfort zone", in which it is "not bad", and which is more like a place where at least barbed wire is not shocked and less pricked.
4. To give the right to their children to independently form their “good” and “bad”, gently supporting them and gently, confidently guiding. Not educating them with those who should close up holes in parental self-esteem, strictly following parental expectations about "bad" and "good."
The topic, of course, is big.
But for now, perhaps enough.
У записи 11 лайков,
3 репостов.
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене София Завьялова