КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ? Защитное воспитание по В. А....

КАК ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ?

Защитное воспитание по В. А. Сухомлинскому.

«Любить ребёнка — значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем прежде всего семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю защитным воспитанием — оно является важной составной частью моей педагогической системы.
С какими же ранами приходят дети, искалеченные злом семейного окружения?

По моему мнению, очень опасная рана ( а опасна она тем, что поражает сердца детей даже во многих, на первый взгляд, благополучных семьях)—одиночество , когда ребёнок знает и чувствует, что он никому не нужен. Речь идёт здесь о том, что мать или отец Отказываются от ребёнка, что его оставили на произвол судьбы. Такие случаи бывают редко, и о них следует говорить особо. Речь идёт о намного более сложном явлении духовного одиночества.

Ребёнку присуща способность жить сердцем, отдавать его близкому человеку, другому существу или даже неодушевлённым предметам. Эта работа любить бескорыстно облагораживает душу ребёнка, делает его жизнь богатой, светлой. У подавляющего большинства детей, пришедших в школу, есть кто-то другой, кому-то они отдали свою душу, и это даёт им счастье, полноту духовной жизни. А у некоторых детей жизнь сложилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чувствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, родства. Это бывает в тех семьях, где самые близкие ребёнку люди—мать, отец—лишены сердечной чуткости, не способны откликнуться на стремление детского сердца завязать искреннюю задушевную дружбу.

Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, - всё это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце — как задубевшая подошва.

Защитить ребёнка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем — одна из важнейших задач защитного воспитания.

Есть ещё более грозное одиночество: отдельные дети понимают, что родились они на свет случайно, ни отцу, ни матери не нужны. Эти дети приходят в школу с тяжёлой психической травмой. Они, как правило, несут в своём сердце открытую рану — озлобленность.

Озлобленный ребёнок не верит в человечность. К искреннему, сердечному слову учителя он проявляет настороженность и недоверие. Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребёнка.

С тяжёлой раной приходят в школу дети, которых в семье воспитывают в духе обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям. Они не способны чувствовать сердцем человека рядом с собой, не верят в добро. Если не защитить детей от зла, господствующего в семье, они вырастут жестокими людьми, готовыми во имя собственной выгоды пойти на всё, вплоть до измены, до зверского желания уничтожить того, кто стоит у них на пути.

Лишённые защитного воспитания, с раной в сердце, которой не заметил воспитатель, эти дети, став взрослыми людьми, часто становятся на путь самых страшных преступлений.

С искалеченным сердцем приходят в школу дети, с первых шагов своей сознательной жизни подвергающиеся телесным наказаниям. Отец, который бьёт ребёнка, убивает в его сердце самое дорогое: ту способность жить сердцем, о которой говорилось выше. Пинки, подзатыльники, удары ремнём — не только насилие над телом. Это также и удары по чуткому детскому сердцу. С каждым ударом оно становится всё менее чувствительным к этим самым ударам, становится толстокожим.

Воспитанный в раннем детстве в духе насилия над телом и духом, ребёнок становится невосприимчивым к каким бы то ни было мерам воспитательного влияния. Часто он жесток и бессердечен.

Защитное воспитание этих детей является, по сути, испытанием педагогической культуры учителя — испытанием его любви к человеку.

В своеобразном защитном воспитании нуждаются и заласканные в семье дети, избалованные полной и ничем не ограниченной свободой самовыражения. Есть некоторая часть детей, родители которых не приучают к подчинению личных интересов интересам других людей. Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип: « Я так хочу — так и делаю, мне нравится — значит, можно». Несчастлив тот ребёнок, в душе которого живёт животная уверенность в том, что его интересы самые важные. Он становится хамом, наглецом, хулиганом, если не защитить его от «благ» полной свободы самовыражения. Советы и требования учителя о поведении в коллективе такой ребёнок переживает как личное оскорбление.

Защитное воспитание — это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку — учителю или старшему товарищу-школьнику, к кому-нибудь из таких же одиноких людей — к старику или старухе, к женщине-матери, потерявшей своего сына.

Сближение с человеком начинается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывать ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывает ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается сблизить своего воспитанника.

Сопереживание—это первый шаг к познанию человека сердцем. Ребёнка, который по тем или иным причинам в семье не познал любви к самому близкому, самому дорогому существу, я учу близко принимать к сердцу чужое горе. Чем глубже сопереживание, тем более чутким становится ребёнок к людям, которые его окружают.

В защитном воспитании одиноких детей очень важно, чтобы ребёнок не почувствовал воспитательной преднамеренности: учитель старается сблизить его с кем-то специально для того, чтобы воспитать …

Если к этому «запланированному добру» добавляется ещё хоть маленькая капелька равнодушия — ребёнок воспротивится, возненавидит и учителя, и того, с кем учитель собирается его сблизить. Сближение одинокого ребёнка с другим человеком должно происходить в естественных условиях.

Человек, которому ребёнок отдаст своё сердце, должен иметь в своём сердце что-то такое, что обогатило бы ребёнка духовно. Развеять детское одиночество может только духовно богатый и щедрый человек.

Детей, озлобленных бессердечностью родителей, детей не нужных ни отцу, ни матери, - очень мало. За тридцать два года работы в школе в мою жизнь вошло девять таких детей. Они всегда пробуждали в моём сердце острое чувство жалости, и я старался дать им то, чего они не знали в семье. Я становился другом таких детей, и за мои сердечные заботы они платили искренней, щедрой, самоотверженной любовью. Именно дружба с этими детьми стала для меня животворным источником вдохновения, той целебной водой, в которой нуждается каждый педагог, когда напряжённый труд утомляет его сердце, истощает духовные силы.

Стать другом такого ребёнка, пробудить в его сердце чувство любви, полюбить его всеми силами своей души — это требует большого искусства.

Озлобленные равнодушием родителей, дети очень насторожены, они с недоверием относятся к ласке, хотя она им необходима, как влага томимой жаждой земле. Но начинать надо не с проявления ласки. Я стараюсь найти с ребёнком такой общий духовный интерес, такую деятельность, чтобы ребёнок почувствовал во мне человека и потянулся к человеческому. Как правило, эта общая деятельность рождается в коллективе. Потом ребёнок становится моим товарищем, мы словно забываем, что мы — учитель и воспитанник. Духовное общение становится для нас потребностью. У ребёнка исчезает подозрительность и озлобленность. За любовь и сердечность ребёнок платит искренней готовностью отдать богатства своей души, чем-то утвердить свою симпатию.

Личная дружба—это удовлетворение потребности в человеке — одна из высших моральных потребностей, которые школа должна утверждать с детства.

Самым действенным способом защиты ребёнка от обмана, нечестности, эгоизма является пробуждение уважения к самому себе, пробуждение чуткости к человеческому в себе. Воспитание таких детей требует длительной индивидуальной работы. Здесь надо также найти общность духовных интересов, чтобы увидеть дорожку к человеческому сердцу. Чаще всего основой этой общности у меня является книга. Книгой и разговором о книге я открываю ребёнку глаза и сердце на добро и зло, добиваюсь того, что он восхищается добром и презирает зло.

Как бы ни было поражено детское сердце уродством домашней атмосферы, в нём теплится искра сопереживания, и чем меньше ребёнок, тем больше в нём способность сопереживать.

Воспитание детей, сердце которых искалечено побоями, грубым окриком, бранью, требует не только бережности, чуткости, но и большой настойчивости. Миссия педагога состоит прежде всего в том, чтобы защитить ребёнка от насилия над телом и душой. Я добиваюсь того, что отец перестаёт бить ребёнка. Но во многих случаях побои и брань уже огрубили детское сердце, сделали его жестоким и глухим к добру. Тут сложнейшие инструменты педагогического искусства должны быть использованы для того, чтобы пробудить в детском сердце чуткость к тончайшим способам влияния на человеческую душу — прежде всего к красоте и к слову учителя. Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок, искалеченный побоями и бранью, никогда не слышал крика, угрозы, никогда не ждал наказания.

Потом я начинаю пробуждать его сердце красотой. Лечение красотой — так можно назвать одну из граней моей педагогической системы. Об этой грани не расскажешь в двух словах. Здесь надо характеризовать сложность и многогранность тонких духовных влияний на чувства, сердце, а через сердце и на разум.

Перед ребёнком с огрубевшим, «толстокожим» сердцем я раскрываю красоту природы, музыки, живоп
HOW TO LOVE CHILDREN?

Protective education according to V. A. Sukhomlinsky.

“To love a child means to protect him from the evil that still surrounds many children in life (we have, first of all, a family). Every year, when first graders cross the school threshold, you look anxiously into the eyes of children who carry an open wound in their heart. I know these children well, I know their parents, I know the pains and anxieties of a child’s soul, I know that individual children should no longer be raised, but re-educated. These children are on my special account, I call their upbringing protective education - it is an important component of my pedagogical system.
What kind of wounds come children crippled by the evil family environment?

In my opinion, a very dangerous wound (and it is dangerous because it affects the hearts of children even in many, at first glance, prosperous families) is loneliness when the child knows and feels that nobody needs him. The point here is that the mother or father Refuses the child, that he was left to the mercy of fate. Such cases are rare, and they should be discussed especially. It is a much more complex phenomenon of spiritual loneliness.

The child has the ability to live in the heart, to give it to a loved one, another creature, or even inanimate objects. This work of love selflessly ennobles the soul of a child, makes his life rich, bright. The vast majority of children who came to school have someone else, they gave their soul to someone, and this gives them happiness, a full spiritual life. And for some children, life turned out so that they could not give their heart to anyone and feel lonely, they do not know the happiness of spiritual closeness, kinship. This happens in those families where the people closest to the child — mother, father — lack heart sensitivity, are not able to respond to the desire of the child’s heart to make sincere friendship.

The emotional ignorance of parents who are limited by material needs, sometimes by animal instincts - all this cripples the children's soul: such children come to school deaf to good; their heart is like a stiff sole.

To protect the child from spiritual loneliness, to awaken the ability to live in the heart is one of the most important tasks of protective education.

There is even more formidable loneliness: individual children understand that they were born into the world by chance, neither their father nor their mother are needed. These children come to school with a severe mental trauma. They, as a rule, carry an open wound in their heart - bitterness.

An embittered child does not believe in humanity. To the sincere, heartfelt word of the teacher, he shows caution and distrust. The protective education of children with this trauma requires a deep, selfless love of the educator for a person, a high culture of feelings, a subtle ability to separate evil from the personality of the child.

Children who are brought up in a family in the spirit of deception, dishonesty, selfishness, and disrespect for people come to school with a severe wound. They are not able to feel the human heart next to them, they do not believe in good. If you do not protect children from the evil that dominates the family, they will grow up as cruel people who are ready, in the name of their own benefit, to do anything, including treason, to a brutal desire to destroy the one who stands in their way.

Deprived of protective education, with a wound in the heart, which the teacher did not notice, these children, becoming adults, often take the path of the worst crimes.

With a crippled heart, children come to school who are subjected to corporal punishment from the first steps of their conscious life. The father who beats the child kills the most precious thing in his heart: the ability to live in the heart, as mentioned above. Kicks, slaps, belt punches - not only violence over the body. It is also a blow to the sensitive children's heart. With each stroke, it becomes less and less sensitive to these same blows, it becomes thick-skinned.

Raised in early childhood in the spirit of violence over the body and spirit, the child becomes immune to any educational measures. Often he is cruel and heartless.

The protective education of these children is, in fact, a test of the teacher’s pedagogical culture - a test of his love for man.

Children kindly caressed in the family, spoiled by complete and unlimited freedom of expression, also need a kind of protective education. There are some children whose parents are not accustomed to subordinating personal interests to the interests of other people. These children bring a wild, absurd principle from the family: “I want it — I do it, I like it — which means it’s possible.” The child is unhappy, in whose soul there is an animal confidence that his interests are most important. He becomes a boor, arrogant, bully, if you do not protect him from the "benefits" of complete freedom of expression. The advice and requirements of the teacher about the behavior in the team such a child experiences as a personal insult.

Protective education is a deeply individual work of a teacher. Here it is necessary to be able to touch the painful, crippled heart of the child so that the upbringing does not turn into suffering for him
У записи 7 лайков,
0 репостов,
257 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анна Морева

Понравилось следующим людям