Открываю сегодня ленту и вижу: "90% участников (фестивалей...

Открываю сегодня ленту и вижу: "90% участников (фестивалей исторической реконструкции - А.К.) не подозревают о сути своего костюма, реконструированного образа. Да вы же выглядите как вьетнамские косплейщики! Ну какой из тебя алан, датчанин или финн? Ты себя в зеркало видел? Мода на обилие "крутых" цацок превратила движение в смотр князей и бояр - ну каждый третий в шелках, а у каждого десятого серебра на шее - деревню купить можно! Где обозные бичи, пахари, скотоводы? Где реконструкция общества?
Может уже пришло время заняться живой историей (да-да, той самой)? Гнать дёготь, топить смолу, конопатить лодку, удить рыбу. Сотни дел, не опробованных, не освоенных в массе своей - это же так интересно! Помните, как в детстве жгли полиэтилен на палке? Капали огненной жижей на землю (или себе на руки). Плавили свинец из аккумуляторов. было же пиздецки интересно! И не важен был результат - важен процесс" - by [id15280923|Лось Бобошка]

После такого я поняла, что ну пора уже выложить отчет о нашем небольшом ЛХ-походике вдвоем с Трогером, по карельским лесам. Дальше терпеть и дразнить ангажированную общественность нельзя (ибо пишут уже даже и в личку). Но как писать про living-history так, чтобы было понятно и реконструкторам и совсем нет? Не знаю... Я две недели размышляла над подачей материала, но, в конце концов, решила рассказать запросто, как есть :)

Решили мы недавно обновить старый маршрут на Карельском перешейке, пройтись пешочком и посмотреть, насколько он годится для клубного выезда числом 7-8 человек. А заодно попробовать себя в настоящем ЛХ, потестить все, что можно потестить, провести романтическую ночь у костра и все такое прочее.

Короткое отступление: представьте себе двух безлошадных человек, которые бродят по лесу в поисках ягод и грибов, с целью употребить их в пищу и ночуют у костра, за неимением в радиусе нескольких километров хоть какой-нибудь постройки, им принадлежащей. Кто это? В эпоху викингов, в традиционной Скандинавии, вариантов несколько: знатные люди, скрывающиеся от врагов в образе "бомжей", "бомжи" или - что немногим, но лучше - совсем уж малоимущие крестьяне. Не решаясь окончательно бичевать, мы выбрали себе этот третий вариант :) Ну а как иначе? Идти в поход с мечом ценой овермного, в набивном кафтане (видела я и такое), с такими же товарищами, но - внезапно! - без возов, лошадей, без слуг и т.п.? Это чего, простите, историческая реконструкция?

Нам было интересно полностью погрузиться в наш любимый X век, получить от него максимум драйва, ну, а без лошади, как ни крути, ты становишься представителем социального дна. Так что это рассказ о жизни двух норвежских крестьян в карельском лесу :)

Одежда

Отправляясь в лес/поле, вообще за пределы поселения, на 1-2 дня, крестьянин ни в X, ни в XIX веке не брал с собой, разумеется, ни одеял, ни шкур, ни мебели, ничего того, что не является первой и абсолютной необходимостью. Так что первое, от чего мы отказались, это шкуры и лижныки. Вместо этого взяли по плащу. Второе - обувь. Для крестьянина кожаная обувь - огромная ценность! В первую очередь потому, что профессиональные ремесленники работали за деньги, а вот денег у абсолютного большинства крестьян не было. Вообще. Предметы натурального обмена были. А денег нет. Превратить пару овец в деньги совсем не так просто, как может показаться. Вообще товарно-денежный обмен - это тема для отдельного разговора; наши реконструкторские реалии были бы принципиально иными, если бы люди понимали, что и как обстояло 1000 лет назад. Но так мы далеко зайдем.
В общем, я оставила дома ботинки и взяла поршни + пару носков. Трогер взял старые ношеные ботинки, но носков и обмоток не брал. Ибо нечего в лесу протирать хорошую вещь.
Специально для похода я сшила ему рубаху из конопляной домоткани, о которой я буду писать специально (в другом посте). Основной комплект одежды был у него обычный босяцкий: шерстяные штаны и рубаха из обрезков. Себе я взяла старую латаную-перелатаную льняную рубаху. Ну и плащик. Шерстяного платья не брала, т.к., в принципе, в безлюдном лесу, в присутствии мужа женщина могла одеться настолько "откровенно"; но плащ я обмотала вокруг бедер, как юбку. Так и носить удобнее в лесу, и сидеть мягче. И вид приличнее :)

Короче, вид босяков нам очень даже удался :) Единственным исключением в моем костюме была серебряная фибула размером с детский кулачок - к костюму она не имеет никакого отношения (хотя это оригинальная фибула X-XI века), я беру ее во все поездки как талисман. А так: даже бронзовая фибула для такого костюма - слишком хороша. Поэтому если "бомж-стайл" - то никакой бронзы; максимум - пуговичка на вороте (где регион позволяет).
Лайфхак: переодевшись в "дурацкое", мы цивильные шмотки просто сложили в плотный непромокаемый мешок и спрятали в лесу.

Стафф

Шкуры, лижныки и войлок - ИМХО, абсолютно лишнее. По крайней мере, если температура ночью опускается не ниже 10 градусов. Котел мы тоже брать не стали - его с успехом заменяет глиняная кружка. Не брали спичек. Взяли только: топор, нож, две кружки, сковородку, костровой набор (огниво, кремень, трут), деревянное блюдо для шашлыка (совершенно лишнее: и блюдо, и шашлык - так мы потеряли возможность писать о своем похоже, что он был ТРУЪ100500% :)), ну еще чего-то по мелочи. Например, грабилку - специальный гребешок для черничных кустов. Без него крестьяне по ягоды, в принципе, не ходили. Сложили все в берестной рюкзак (пестерь), вместе с Трогеровой рубахой и плащом; получилось едва наполовину. Шли налегке и с удовольствием. Мотайте на ус :)

Маршрут

Сравнительно недалеко от города еще остались, к счастью, островки карельской природы, к которым нет автомобильного проезда и, следовательно, двуногими уродами они не загажены. Почти. В прошлый выезд мы с Женей собрали в 5 км от ЖД-станции огромный мешок пластикового мусора после каких-то упырей и героически тащили его на обратном пути. Но, в целом, на любимом нами маршруте почти нет грибников и туристов, и машин в принципе нет. Грунтовая дорога перекрывается в двух местах - небольшими речками, а ближе к концу маршрута - торфяным болотом.Так что на нашем пути было: пару километров грунтовой дороги вдоль леса, переправа, еще два км, разрушенная переправа (речка образовала затон, моста нет, переправлялись "творчески"), еще километра полтора, потом болото, потом еще чуть-чуть леса - и потрясающей красоты озеро!

Эксперименты и лайфхаки

Ну тут всякое для тех, кто в рекон-походы не ходил или ходил, но мало. Опытным товарищам все это и так должно быть знакомо/понятно.

1) Как лучше идти, если несколько раз приходится переходить воду вброд?

Варианты: либо постоянно обуваться/разуваться, либо искать других вариантов. Я решилась идти весь путь босиком, а уже на стоянке надеть носки и согреться; Женя, наоборот, шел с первой же переправы в сырых ботинках, уверяя, что температура воды в обуви скоро достигнет температуры тела, и будет тепло. В принципе, ни он, ни я не замерзли. Несмотря на ледяную воду в болоте. Но ему потом пришлось сушить ботинки, а мне - нет. А вот надевать в лес носки или обмотки - было бы явной ошибкой. Сырые носки - жесть, как неполезно и неприятно.

2) Что лучше: пестерь или рама?

Однозначно, пестерь. его можно поставить на сырое - вещи внутри не промокнут; он не боится дождя, поверх шмоток можно грибов насобирать. Главное, не брать овердофига объемных вещей, из-за которых, в основном, народ и ходит по лесу с рамами. Пестерь - это очень хорошо!

3) Нужен ли в лесу котел?

Зачем? Мы в двух кружка заварили иван-чай, сварили крутейшую похлебку (о ней чуть ниже), на сковородке разжаривали курдюк для получения жидкого масла, там же пекли лепешки. Вообще можно и на палочках тесто жарить, как американские дети.

4) Что приготовить, если не умеешь готовить (для бородатых подписчиков)

Вот рецепт похлебки, которая сама себя варит: берете керамическую емкость типа горшка или большой кружки, наполовину заливаете водой, ставите в золу, подгребая горячие угли. Вода закипает, сыплете туда горсть чечевицы, накрываете крышкой (хоть куском полена). Через 15 минут у вас чечевица вываривается в пюре. С жиром и шкварками - потрясающе вкусно, наваристо, сытно - и можно даже без соли обойтись.
Кстати, на обратном пути мы такую кашу приготовили себе в дорогу, тоже, в основном, чтобы потестить реалии тысячелетней давности. В горшке, завернутой в шерстяную рубаху, похлебка оставалась не просто теплой, но ГОРЯЧЕЙ, в течение двух часов. Это к вопросу о всякой там лесной войне и прочих мужицких забавах.

5) Как спать в лесу без ничего?

Вообще есть куча вариантов: на рассыпнной золе, на лапнике, нодью делать и пр. Это все при ночевках в низких температурах. Мы просто сидели у костра до 3-4 часов ночи, пережидая самое холодное время, причем Трогер дремал и ему было норм. Я хотела поспать лежа, дождалась рассвета, когда мы оба спокойно легли спать просто на плащи, на землю. Не замерзли, не заболели.

В общем, походик был самый простенький, но приятный. И не надо никаких княжеских шатров, военных дружин и серебра по колено. Living history forever :)
I open the tape today and see: “90% of the participants (historical reconstruction festivals - AK) are unaware of the essence of their costume, the reconstructed image. But you look like Vietnamese cosplayers! Well, which one of you is Alan, Danish or Finn? Are you yourself Did you see in the mirror? The fashion for the abundance of “cool” tsatsk turned the movement into a watch of princes and boyars - well, every third in silk, and every tenth of silver on your neck - you can buy a village!
Maybe the time has come to do live history (yes, that very one)? Drive the tar, heat the tar, caulk the boat, fish. Hundreds of cases not tested, not mastered for the most part - this is so interesting! Remember how in childhood burned polyethylene on a stick? Dripping a fiery slurry on the ground (or in your arms). Smelted lead from batteries. it was fucking interesting! And the result was not important - the process is important "- by [id15280923 | Elk Boboshka]

After this, I realized that it’s time to lay out a report on our small HL-walk together with Troger, along the Karelian forests. It is impossible to tolerate and tease the engaged public further (for they write already even in PM). But how to write about living-history so that it is clear to the reenactors and not at all? I don’t know ... I thought about the presentation of the material for two weeks, but in the end I decided to tell it easily, as it is :)

We recently decided to renew the old route on the Karelian Isthmus, go on a pawn and see how good it is for a club exit for 7-8 people. But at the same time try yourself in the real HX, test everything that you can test, spend a romantic night by the fire and all that jazz.

A short digression: Imagine two horseless people wandering around in the forest in search of berries and mushrooms, to eat them and spend the night by the fire, for lack of at least a few kilometers of any building belonging to them. Who is it? In the Viking era, in traditional Scandinavia, there are several options: noble people, hiding from enemies in the form of "homeless", "homeless" or - which is few, but better - very poor peasants. Not daring to whip, we chose this third option :) Well, how else? To go camping with a sword at the price of an oversized one, in a stuffed caftan (I saw such a thing), with the same comrades, but suddenly! - without carts, horses, without servants, etc.? What is this, excuse me, historical reconstruction?

We were interested in completely immersing ourselves in our beloved X century, getting the maximum drive from it, well, but without a horse, whatever one may say, you become a representative of the social bottom. So this is a story about the life of two Norwegian peasants in the Karelian forest :)

clothing

Going into the forest / field, generally outside the settlement, for 1-2 days, the peasant neither in the X nor in the XIX century took with him, of course, neither blankets, nor hides, nor furniture, anything that is not the first and an absolute must. So the first thing we abandoned is skins and lizhniki. Instead, they took a cloak. The second is shoes. For the peasant, leather shoes are of great value! First of all, because professional artisans worked for money, but the vast majority of peasants did not have money. At all. Exchange items were. But there is no money. Turning a couple of sheep into money is not at all as easy as it might seem. In general, commodity-money exchange is a topic for a separate discussion; our reconstruction realities would be fundamentally different if people understood what and how it was 1000 years ago. But we will go so far.
In general, I left my boots at home and took pistons + a pair of socks. The troger took the old worn boots, but did not take socks and windings. For there is nothing to wipe a good thing in the forest.
Especially for the trip, I sewed him a shirt of hemp homespun fabric, which I will write about specially (in another post). The basic set of clothes he had was the usual Bosyak: woolen pants and a shirt made of scraps. Myself, I took an old patchwork-shaggy linen shirt. Well and the raincoat. She didn’t take a woolen dress, because, in principle, in a deserted forest, in the presence of her husband, a woman could dress so “openly”; but I wrapped my cloak around my hips like a skirt. It’s more comfortable to wear in the forest and sit softer. And the view is more decent :)

In short, the look of the tramp was very successful for us :) The only exception to my costume was a silver brooch the size of a children's cam - it has nothing to do with the costume (although this is the original brooch of the X-XI century), I take it on all trips as a talisman. And so: even a bronze brooch for such a suit is too good. Therefore, if the "homeless style" - then no bronze; maximum - a button on the collar (where the region allows).
Life hack: disguised as “stupid,” we simply put civilian clothes in a tight waterproof bag and hid them in the forest.

Stuff

Skins, lizhnyki and felt - IMHO, absolutely superfluous. At least if the temperature at night drops below 10 degrees. We did not take the boiler either - it was successfully replaced by an earthenware mug. They didn’t take matches. Took only: ax, n
У записи 384 лайков,
50 репостов,
20213 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алина Ковалёва

Понравилось следующим людям