Святоотеческое учение о воле и свободе в кратком...

Святоотеческое учение о воле и свободе в кратком изложении отца Андрея (Кураева):

Поскольку личность возвышается над всеми природными стремлениями, она может отождествить себя с тем или иным из них. Если личность делает ставку на низшее, она вступает в обладание не целостной природой, но уже индивидуированной, ущербной. В этом случае в человеке расходятся две воли: собственно природная («Душа человеческая по природе христианка») начинает искажаться ипостасным, личностно-свободным «произволением». Само «произволение» есть результат наложения на общую энергию (волю) природы решения конкретной ипостаси. Так, например, испытывать голод – это воля естества. А что и когда именно есть и как добыть пропитание – это произволение отдельной человеческой ипостаси. Личность действует своим решением, «произволением», определяющим, следовать или не следовать или в какой степени следовать воле естества.
В состоянии целомудрия личностное произволение находится в единстве с добрыми стремлениями природы. В состоянии греховной расщепленности она искажает направление и полноту природных импульсов. Именно личностное «произволение» решает – какая именно из природных энергий получит свою реализацию именно сейчас и в каком направлении. Через произволение человек может отождествить себя с одним из низших стремлений многосоставной человеческой природы, воипостазировать в себя тягу к такому добру, которое не дает человеку Бога.
Так как произволение систематически уродует природную волю человека, то греховная личность как бы создает себе новую человеческую природу. Человек как бы творит себя сам. И тогда произволение, привыкшее ходить по путям греха, становится обладателем не той человеческой природы, которую создал Бог, а изуродованного самодела. Произволением направив волю и действия природы на тленные вещи, личность делает природу человека тленной.
В такой, раздробленной и перестроенной человеческой природе, появляются свои привычки, свои устоявшиеся стремления, реакции и пожелания. И однажды личность, породившая их своим свободным произволением, обнаруживает, что сама стала всего лишь инструментом самореализации этих греховных импульсов. Человек оказывается в состоянии страстной одержимости. Его индивидуальное бытие уже навязывает личности способ действия. Некогда сама дав природе греховный импульс, личность теперь уже влечется грехом по всем колдобинам разрастания страсти.
Но если этот процесс нарастания страсти еще не дошел до конца – в середине этого пути человек попадает в состояние выбора. Его сознание двоится: кроме подлинных «логосов» вещей, он видит сфантазированные им оправдания и смыслы – «измышленные логосы» в терминологии преп. Максима (logos phantastikos).

Грех рождается из элементарной ошибки в ориентировании: зафантазировавшая воля путает Полюс, притягивающий к себе стрелку нравственного компаса, с тем близлежащим предметом, на который стрелка компаса по-видимому направлена. Притягивает стрелку компаса не сосна, растущая к северу от меня, а магнитный полюс. Притягивает человека Бог, добро и жизнь – даже в тех случаях, когда человек делает грех.
Природа не может стремиться не ко благу, к небытию. Даже самоубийца думает, что в своем действии найдет некое успокоение, отдохновение, добро. Даже сатанист полагает, что нашел способ облегчения своего бытия (как в этой жизни, так и в грядущей). Наделение по сути недостойного предмета вожделения статусом осмысленного и благого и есть «примышление» человека к реальному бытию.
Так после грехопадения в душу человека стало входить зло: оно пытается отклонить на себя истинные импульсы человеческой природы.
The patristic doctrine of will and freedom in a summary of father Andrei (Kuraev):

 Since a person rises above all natural aspirations, he can identify himself with one or another of them. If a person relies on the lower, he takes possession of not a holistic nature, but already individualized, flawed. In this case, two wills diverge in a person: the natural will itself (“The human soul is by nature a Christian”) begins to be distorted by hypostatic, personality-free “arbitrariness”. The "arbitrariness" itself is the result of superposition of the nature of the solution of a particular hypostasis on the total energy (will). So, for example, to experience hunger is the will of nature. And what and when exactly is there and how to get food - this is the arbitrariness of a separate human hypostasis. A person acts by his decision, “arbitrariness,” which determines whether or not to follow or to what extent to follow the will of nature.
 In a state of chastity, personal arbitrariness is in unity with the good aspirations of nature. In a state of sinful split, it distorts the direction and completeness of natural impulses. It is personal “arbitrariness” that decides which of the natural energies will be realized right now and in which direction. Through arbitrariness, a person can identify himself with one of the lower aspirations of a multi-component human nature, demonstrate the desire for such goodness that God does not give to man.
 Since arbitrariness systematically disfigures the natural will of man, the sinful person creates a new human nature. Man, as it were, creates himself. And then the arbitrariness, accustomed to walking along the paths of sin, becomes the owner of not the human nature that God created, but the mutilated self-made. By arbitrariness, directing the will and actions of nature to perishable things, a person makes human nature perishable.
 In such a fragmented and rebuilt human nature, their habits, their well-established aspirations, reactions and wishes appear. And once a person who gave birth to them with his free will, discovers that she herself has become only a tool for the self-realization of these sinful impulses. A person is in a state of passionate obsession. His individual being is already imposing a way of action on the individual. Once having herself given nature a sinful impulse, a person is now attracted by sin in all the potholes of the growth of passion.
 But if this process of growing passion has not yet reached the end - in the middle of this path a person falls into a state of choice. His consciousness doubles: in addition to the genuine "logos" of things, he sees the excuses and meanings he fantasized - "fictitious logos" in the terminology of the Rev. Maxim (logos phantastikos).
 
 Sin is born out of an elementary mistake in orientation: a fantasized will confuses the Pole, attracting the arrow of a moral compass, with the nearby object, which the compass needle is apparently directed at. The compass needle is not attracted by a pine growing to the north of me, but by a magnetic pole. God attracts a person, goodness and life - even in those cases when a person does sin.
 Nature cannot strive not for good, for non-existence. Even a suicidal person thinks that in his action he will find some peace, repose, good. Even the Satanist believes that he has found a way to facilitate his being (both in this life and in the future). The endowment of an essentially unworthy object of desire with the status of meaningful and good is the “imagination” of a person to real life.
 So after the fall, evil began to enter the soul of a person: it is trying to reject the true impulses of human nature.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров

Понравилось следующим людям