Один добрый друг, видя, что любимый его друг...

Один добрый друг, видя, что любимый его друг ранен ядоносным мечом врага, прилежно заботится о том, как бы исцелить его от смертной раны. Но вот врачи говорят ему, что та рана неисцельна, ибо меч, напоенный ядом, не только уязвил плоть и произвел большую рану, но тем же ядом повредил все тело, так что смерть во всяком случае ожидает друга его, разве только кто-нибудь искупит его своим здоровьем таким способом: пусть приложит свои уста к его ране и высосет из нее тот яд: «Тогда бы друг твой, – говорят врачи, – легко получил исцеление, но зато высосавший яд во всяком случае умер бы». Услышав это, истинный друголюбец, несмотря на то что и собственная его жизнь была ему не горька, тем не менее, любя своего друга больше, чем самого себя и предпочитая его здоровье своей собственной жизни, – уврачевал друга тем вышеуказанным образом – через приложение своих уст к его ране высосал яд, и своею смертью даровал приятелю своему здоровье. Подобно сему и Господь Бог наш сделал с нами, уязвленными ядоносным мечом греха адского воителя. Никто не мог нас исцелить от раны и избавить от смерти без того, чтобы сначала не отнять от нас смертный вред. Не обреталось столь совершенного врача, доколе Сам Он Вышний, Сидящий на Херувимах, совершенный Врач и Творец душ и телес, приложил уста Свои, т. е. Сына Своего; ибо как Дух Святой называется в Писании Отчим перстом: «Я перстом Божиим», говорит Господь, «изгоняю бесов», – так Бог Сын именуется Отчими устами, как написано: «духом уст Его – все воинство их». Итак, говорю, Господь Бог приложил уста Свои, т. е. Своего возлюбленного Сына, из любви к роду человеческому, к ране естества нашего: так возлюбил Бог мир, что и сына Своего Единородного дал ему. Какие же уста разумею я? Бог Сын, соединившись с уязвленным естеством нашим, взял на Себя тот греховный яд: взявший грехи мира, Он грехи наши понес и исцелил нас, положивши за нас Свое здравие. Через это Он возродил нас к благодатной жизни чрез Свое лобзание, т. е. через воплощение, и, таким образом, в Своем младенчестве показал Себя, как наш Спаситель, премудрый Отец наш, искусный Врач и прелюбезный Друг.

св. Димитрий Ростовский, "Слово на Рождество Христово"
One good friend, seeing that his beloved friend was wounded by the enemy’s venomous sword, diligently takes care of how to heal him from a mortal wound. But the doctors tell him that the wound is incurable, for the sword, drunk with poison, not only wounded the flesh and caused a large wound, but it damaged the whole body with the same poison, so that death in any case expects his friend, unless someone redeems his health in such a way: let him put his mouth to his wound and suck that poison out of it: “Then your friend,” the doctors say, “would have easily received healing, but the sucked poison would have died anyway.” Hearing this, a true friend of love, despite the fact that his own life was not bitter for him, nevertheless, loving his friend more than himself and preferring his health to his own life, he healed the friend in the above way - through the application of his mouth poison was sucked to his wound, and by his death gave his friend his health. Similarly, the Lord our God did to us, wounded by the venomous sword of sin, a hellish warrior. No one could heal us from wounds and save us from death without first taking away mortal harm from us. Such a perfect doctor was not found until He Himself the Supreme, Sitting on the Cherubim, the perfect Doctor and Creator of souls and bodies, put His mouth, that is, His Son; for as the Holy Spirit is called in the Scriptures the Father's finger: “I am the finger of God,” says the Lord, “I cast out demons,” - so God the Son is called the Father's mouth, as it is written: “by the spirit of His mouth is all their army.” So, I say, the Lord God put His mouth, that is, His beloved Son, out of love for the human race, to the wound of our nature: God so loved the world that He gave His only begotten Son. What mouth do I mean? God the Son, united with our wounded nature, took upon himself that sinful poison: he who took the sins of the world, He bore our sins and healed us, laying down His health for us. Through this, He revived us to a gracious life through His kiss, that is, through incarnation, and, thus, in His infancy showed Himself as our Savior, our wise Father, a skilled Doctor and an amiable Friend.

St. Dimitry of Rostov, "The Word for Christmas"
У записи 3 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров

Понравилось следующим людям