"У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и веруется в Трех, потому что как Один не больше, так и Другой не меньше есть Бог, и Один не прежде, и Другой не после: Они и хотением не отделяются, и по силе не делятся, и все то не имеет места, что только бывает в вещах делимых. Напротив, если выразиться короче, Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены, одно в другом, одно растворение света. Поэтому когда имеем в мысли Божество, первопричину и единоначалие, тогда представляемое нами – одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, Сущих от первой Причины, и Сущих от Нее довременно и равночестно, тогда Поклоняемых – три. Скажут: «Что ж? Не одно ли Божество и у язычников, как учат те из них, которые совершеннее других любомудрствовали? И у нас целый род – одно человечество. Однако же у язычников богов, как и у нас людей, много, а не один». – Но там, хотя общность и имеет единство, представляемое, впрочем, мысленно, однако же неделимых много, и они разделены между собой временем, страстями и силой. Ибо мы не только сложны, но и противоположны как друг другу, так и сами себе; не говоря уже о целой жизни, даже и одного дня не бываем совершенно теми же, но непрестанно течем и изменяемся и по телу, и по душе. А не знаю, едва ли не таковы же ангелы и всякое, кроме Троицы, горнее естество, хотя они просты и, по близости своей к верховному Благу, крепко утверждены в добре. А что касается чтимых язычниками богов и, как сами называют, демонов, то нам нет нужды быть их обвинителями; напротив, по обличению собственных их богословов, они преданы страстям, мятежам, преисполнены злом и превратностями, состоят в противоборстве не только сами с собой, но и с первыми причинами, как называют они Океанов, Тифиев, Фанетов и еще не знаю кого, а напоследок какого-то чадоненавистника – бога, который из любоначалия и по ненасытности пожирает всех прочих, чтоб стать отцом всех людей и богов, несчастно поглощенных и изблеванных. – Если же, как сами они говорят во избежание срамословия, все это басни и какие-то иносказания; что скажут в объяснение того, что все у них разделено тречастно, и над каждой частью существ начальствует иной бог, отличный от прочих и веществом, и достоинством? Но не таково наше учение. «Не такова доля Иакова», говорит мой Богослов (Иер.51:19). Напротив, каждое из Них, по тождеству сущности и силы, имеет такое же единство с Соединенным, как и с самим Собой. Таково понятие этого единства, насколько мы постигаем его. И если понятие это твердо, то благодарение Богу за умозрение! А если не твердо, поищем более твердого."
Источник: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=31
Источник: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=31
“We have one God, because the Divine is one. And those who are from God are raised to the One, although they believe in the Three, because as One is no more, the Other is no less God, and One is not before, and the Other is not after: They cannot be separated by desire, and cannot be divided by force, and all that does not take place, which only happens in divisible things. On the contrary, in short, the Divine in the Separated is indivisible, like in three suns that are enclosed, one in another, one the dissolution of light, therefore when we have in our thoughts the Divine, the root cause and the one-man command, then we represent And when we have in the minds of Those in Which the Divine, Existing from the first Cause, and Those from It is timely and equitable, then there are three Worshipers. They will say: "Well? Is not the Divine also from the Gentiles, as those of them teach? who are more perfect than any other wisdom? And we have a whole race - one humanity. However, the pagan gods, like our people, have a lot, and not one. ”“ But there, although the community has unity, which is, however, imagined, however, there are many indivisibles, and they are divided among themselves by time, passions and strength. For we are not only complex, but also opposite both to each other and to ourselves; not to mention a lifetime, even one day is not exactly the same, but we are constantly flowing and changing both in body and soul. But I don’t know if angels are almost the same, and all but the Trinity is a higher nature, although they are simple and, in their proximity to the supreme Good, are firmly established in good. As for the gods revered by the pagans and, as they themselves are called, demons, we do not need to be their accusers; on the contrary, by exposing their theologians of their own, they are devoted to passions, rebellions, filled with evil and vicissitudes, are in a confrontation not only with themselves, but with the first reasons, as they call Okeanov, Tifiev, Fanetov, and I still don’t know who, and finally some kind of child hater - a god who, out of lust and due to gluttony, devours all the others in order to become the father of all people and gods, miserably swallowed up and vomited. - But if, as they themselves say, in order to avoid dishonoring, all these are fables and some allegories; what will they say in explaining that everything is divided among them three-fold, and a different god rules over each part of the creatures, different from the others both in substance and in dignity? But this is not our teaching. “This is not Jacob's share,” says my Theologian (Jer. 51:19). On the contrary, each of Them, by the identity of essence and power, has the same unity with the Connected as with Himself. This is the concept of this unity, as far as we comprehend it. And if the concept is solid, then thanks be to God for speculation! And if it’s not hard, we’ll look for a harder one. "
Source: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=31
Source: http://azbyka.ru/otechnik/?Grigorij_Bogoslov/slovo=31
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров