15. Итак, мы пришли к намеченному. К этому...

15. Итак, мы пришли к намеченному. К этому мы направлялись и к этому подготовляли предварительным обращением, чтобы отсюда уже приступить к спору, на который вызывают нас противники. Они ссылаются на Писание, и этой своей дерзостью все время смущают многих. А как дело доходит до спора, тут они утомляют твердых, увлекают слабых, а тех, кто посредине, оставляют в сомнении. Значит, мы лишим их этого выгоднейшего положения, если не станем допускать ни к каким рассуждениям о Писании. Если же силы их в том, что они могут обладать Писанием, то нужно посмотреть, кому оно принадлежит, дабы не был допущен к Писанию тот, кому это не подобает.

16. Может показаться, что я высказал это, дабы [устранить] недоверие к себе или из желания по-новому представить наш спор, - если бы [у меня] не было [прочного] основания, - прежде всего, того, что вера наша обязана повиноваться апостолу, который запрещает входить в разыскания, обращать слух к новым голосам (ср. 1 Тим. 6, 3-5), общаться с еретиком после одного вразумления (ср. Тит. 3,10), а не после прения. Он запретил споры, указав на вразумление как на [единственный] повод общения с еретиками и притом единократный, именно потому, что еретик - не христианин, и дабы не оказалось, что его, по христианскому обыкновению, нужно наставлять и единожды, и дважды [28] в присутствии двух или трех свидетелей (ср. Тит. 3,10; Матф. 18, 15-16). Еретика именно потому и нужно наставлять, что не следует вступать с ним в прения. Кроме того, прения с ним насчет Писания очевидно приведут только к порче желудка или мозга.

17. Ведь эта ересь не признает некоторых [книг] Писания, а если какие и признает, то не целиком, искажая их вставками и пропусками в угоду своему замыслу. А если кое-что сохраняется в целом виде, то и это искажается, будучи снабжено различными толкованиями. Превратный смысл настолько же противен истине, насколько испорченный текст. Пустые предрассудки, разумеется, не желают признавать того, чем изобличаются; они пользуются тем, что составлено из лжи и взято из двусмысленности. К чему придешь ты, знаток Писания, если защищаемое тобой отрицается и, наоборот, отрицаемое тобой защищается? Ты, впрочем, ничего не потеряешь в споре, кроме голоса, но ничего и не приобретешь, кроме различия желчи от брани.

18. А если найдется такой, ради кого ты вступишь в прение о Писании, дабы оградить его от сомнений, - то обратится ли он к истине или скорее к ереси? Смущенный тем, что ты нисколько не продвинулся в споре (ибо видит, что противная сторона одинаково искусна в отрицании и защите и ничуть не уступает), он покинет прения еще менее уверенным, не зная, что считать ересью. Ведь еретики обращают против нас наши же доводы. И, конечно, они говорят, что порча Писания и превратные толкования скорее исходят от нас, ибо истину они утверждают за собою.

19. Стало быть, не следует взывать к Писанию; не следует состязаться там, где победы нет, либо она сомнительна или же и то и другое неясно. Ведь если бы даже и не выходило, что в споре о Писании обе стороны равны, [все равно] порядок вещей требовал прежде выяснить то, о чем теперь единственно приходится спорить: кому присуща сама вера? кому принадлежит Писание? кем, через кого, когда и кому передано учение, которое делает людей христианами? Ибо там, где обнаружится истина учения и веры христианской, там и будет истина Писания, истина толкования и всего христианского предания.

20. Кем бы ни был Господь наш Иисус Христос (да позволит Он пока выразиться так), Сыном какого Бога Он ни был бы, какова бы ни была природа (materia) Его человечества и Божества, какой бы веры Он ни был наставник, какое бы воздаяние ни обещал, - однако Он Сам возвещал, что Он есть, что Он был, какую волю Отца Он исполнял, что определил делать человеку, когда обитал Он на земле: возвещал или открыто, народу, или отдельно, ученикам, из коих двенадцать Он особенно приблизил к Себе, определив им быть учителями народов. Когда же один из них отпал, остальным одиннадцати, возносясь к Отцу после Воскресения, Он приказал идти и учить народы, крестя их в Отца, и Сына и Духа Святого (Матф. 28,19). Тут же апостолы (это имя значит: "посланники"), избрав жребием двенадцатого, Матфия, на место Иуды, по велению (ex auctoritate) пророчества, которое содержится в псалме Давидовом [29], обрели обещанную им силу Духа Святого для чудодействия и проповеди; прежде всего они свидетельствовали веру и основали церкви в Иудее, а затем отправились по миру, возвещая то же учение той же веры народам; равным образом, они в каждом городе учреждали церкви, от которых получили отросток веры и семена учения прочие церкви, да и постоянно получают новые церкви: посему они и сами причисляются к апостольским как побеги апостольских церквей. О всякой породе следует судить по началу ее. Итак, хотя существует множество церквей, но апостольская, первоначальная церковь, от которой происходят все прочие, одна. Поэтому [в некотором отношении] все они первоначальные и апостольские, ибо все они составляют одну. Единство же их доказывается общением в мире, именем братства и узами взаимного радушия (contesseratio).

21. Отсюда мы выводим [первое] возражение (praescriptio): если Господь Иисус Христос послал апостолов проповедовать, нельзя признавать других проповедников, кроме назначенных Христом, ибо Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын открыл (Матф. 11,27); а Сын, как представляется, не открыл никому, кроме апостолов, и послал их на проповедь того именно, что Он им открыл. А то, что они проповедовали (именно то, что открыл им Христос), нужно (возражу и здесь) доказывать не иначе, как через те же церкви, которые сами апостолы основали, когда проповедовали, как говорится, и живым словом и впоследствии через послания. Если это так, тогда ясно, что всякое учение, единодушное с этими апостольскими церквями, прародительницами и основательницами веры, нужно считать истинным; в нем, без сомнения, содержится то, что церкви получили от апостолов, апостолы - от Христа, а Христос - от Бога. Все же прочие учения нужно считать ложью, ибо они противны истине церковной, апостольской, Христовой и Божьей. Стало быть, нам остается доказатъ, что это наше учение (Правило его мы привели выше) следует причислить к преданию апостольскому, а все прочие тем самым коренятся во лжи. Мы имеем общение с церквями апостольскими, ибо у нас нет различия в учении: таково свидетельство истины.

Тертуллиан, О прескрипции против еретиков
15. So, we have come to the intended. We headed for this and prepared for this by preliminary appeal in order to proceed from here to the dispute on which the opponents are calling us. They refer to the Scriptures, and with this insolence they always embarrass many. And how it comes to a dispute, here they tire the hard, carry the weak, and those in the middle are left in doubt. This means that we will deprive them of this advantageous position if we do not allow any discussion of the Scriptures. If their strength lies in the fact that they can possess the Scripture, then you need to see who it belongs to, so that the one to whom it does not fit is admitted to the Scripture.

16. It may seem that I have expressed this in order to [eliminate] distrust of myself or from a desire to re-present our dispute - if [I] had no [solid] reason, first of all, that our faith obliged to obey the apostle, who forbids to enter the search, to turn his ears to new voices (cf. 1 Tim. 6, 3-5), to communicate with the heretic after one admonition (cf. Tit. 3.10), and not after the debate. He forbade disputes, pointing to admonition as [the only] reason for communicating with heretics and, moreover, one-time, precisely because the heretic is not a Christian, and so that it doesn’t turn out that, in Christian custom, he should be instructed once and twice [28] ] in the presence of two or three witnesses (cf. Tit. 3.10; Matt. 18, 15-16). It is precisely for this reason that the heretic must be instructed that one should not enter into debate with him. In addition, a debate with him about Scripture will obviously lead only to damage to the stomach or brain.

17. Indeed, this heresy does not recognize some of the [books] of Scripture, and if it does, it does not fully, distorting them with inserts and omissions to suit its purpose. And if something is kept in its entirety, then this is distorted, being supplied with various interpretations. Misconception is as opposed to truth as corrupted text. Empty prejudices, of course, do not want to acknowledge what they are exposed; they take advantage of what is made up of lies and taken from ambiguity. What do you, a scholar of Scripture, come to if the defended by you is denied and, conversely, the one denied by you is defended? You, however, will not lose anything in the argument, except for your voice, but you will gain nothing but the difference between bile and abuse.

18. And if there is one for whom you enter into a debate about the Scriptures in order to protect him from doubt, will he turn to the truth or rather to heresy? Embarrassed by the fact that you did not advance at all in the dispute (for he sees that the opposing side is equally adept in denial and defense and is not inferior), he will leave the debate even less confident, not knowing what to consider heresy. After all, heretics are turning our arguments against us. And, of course, they say that the corruption of Scripture and misinterpretations are more likely to come from us, for they affirm the truth for themselves.

19. Therefore, one should not appeal to the Scriptures; one should not compete where there is no victory, or it is doubtful, or both are unclear. After all, even if it had not turned out that the two sides are equal in the dispute over Scripture, [all the same] the order of things required first to find out what is now the only thing to argue about: who is inherent in faith itself? to whom does the scripture belong? by whom, through whom, when and to whom is the teaching that makes people Christians transmitted? For where the truth of Christian doctrine and faith is revealed, there will be the truth of Scripture, the truth of interpretation and all Christian tradition.

20. No matter who our Lord Jesus Christ is (may He permit it so far to be expressed), the Son of any God He would be, whatever the nature (materia) of His humanity and the Divine, whatever faith He may be a mentor, whatever retribution did not promise, - but He Himself proclaimed that He is, that He was, what will of the Father He did, what He determined to do to man when He dwelt on earth: he announced either openly, to the people, or separately, to the disciples, of whom twelve He especially brought closer to Himself, defining them to be teachers of nations. When one of them fell away, the rest of the eleven, ascending to the Father after the Resurrection, He ordered to go and teach the nations, baptizing them in the Father, and the Son and the Holy Spirit (Matt. 28.19). Here the apostles (this name means "messengers"), having chosen the lot of the twelfth, Matthew, in the place of Judah, according to the ex auctoritate of the prophecy contained in the Psalm of David [29], found the strength of the Holy Spirit promised to them for miracles and preaching ; first of all, they testified of faith and founded churches in Judea, and then went around the world, proclaiming the same teaching of the same faith to the nations; likewise, they established churches in each city, from which other churches received the branch of faith and the seeds of the doctrine, and they constantly receive new churches: therefore, they themselves are ranked as apostolic churches as shoots of apostolic churches. Any breed should be judged by its beginning. So, although there are many churches, but the apostolic, the original church, from which all the others come, is one. Therefore [in some respects] they are all original and apostolic, for they are all one. Their unity
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров

Понравилось следующим людям