Друзья, кто-то спрашивал меня про русскоязычные материалы о психологии развития в связи с созерцательной практикой.
Вспомнила, что "Эросе и космосе" есть замечательный конспект выступления Кена Уилбера по этой теме. http://eroskosmos.org/growing-up-and-waking-up/
Выдержки:
• Тогда как психология развития исследует структуры сознания (ментальные паттерны, или сетки интерпретации), практики внимательности и сходные методики фокусируются на состояниях сознания, доступных в опыте первого лица. Тогда как первые сейчас мы можем называть путём взросления, последние — медитативно-созерцательные подходы — известны как пути пробуждения и насчитывают историю нескольких тысячелетий (вплоть до древних шаманов).
• Состояния сознания можно увидеть путём самонаблюдения; это прямые, непосредственные переживания в первом лице (например, состояния блаженства или умиротворения). Структуры же путём интроспекции увидеть нельзя; их можно распознать только лишь путём изучения больших групп людей в течение длительных периодов времени при помощи методов обнаружения паттернов сходств и изменений (аналогичным образом открываются правила грамматики).
• Большинство людей не развиваются только по одной линии развития (такой как когнитивный интеллект): они развиваются через более чем дюжину линий развития, или интеллектов, таких как когнитивный, эмоциональный, кинетический, моральный, лингвистический и т. д.
• Есть десятки и сотни моделей развития. Известными исследователями являются Жан Пиаже, Лоуренс Колберг, Кэрол Гиллиган, Роберт Киган, Курт Фишер, Джейн Лёвинджер, Сюзанна Кук-Гройтер и др.
• Последовательности стадий развития структур сознания нельзя изменить, нельзя перепрыгнуть с одной стадии сразу же на несколько стадий вперёд; кросскультурно показано, что каждая линия развития разворачивается через определённый предзаданный порядок стадий, или уровней развития. Каждая предыдущая стадия является необходимым компонентом для возникновения следующей.
• Глубокие медитативные состояния могут переживаться на любом уровне развития. Можно иметь этноцентрический уровень развития и при этом достигать очень высоких состояний-стадий медитации или внимательности.
• Переживания состояний интерпретируются с точки зрения той структуры (уровня) сознания, на котором человек находится (человек может находиться на эгоцентрическом или этноцентрическом уровне и иметь опыт более высоких состояний).
• Стадии развития становятся всё более всеохватными и объемлющими, целостными и широкими по мере развёртывания. Индивид переходит от отождествления только с собой и организмом к отождествлению со своей группой или этнической идентичностью; затем он имеет возможность отождествиться со всеми группами — всеми людьми, вне зависимости от их вероисповедания или национальной принадлежности; далее можно перейти к полностью интегрированной стадии, которая интегрирует в себе даже характеристики противоположного пола.
• Взросление (growing up) — это обретение более высокой зрелости через стадии развития в рамках различных линий-интеллектов. Пробуждение (waking up) — созревание через более высокие состояния сознания и медитации.
• Оба пути развития — состояния (пробуждение) и структуры (взросление) развиваются почти совершенно независимо друг от друга. Можно быть высокоразвитыми в одной сфере и низкоразвитыми в другой. Можно быть на любой стадии взросления и любой стадии пробуждения (в совершенно любом сочетании). Некоторые люди могут быть очень пробуждены, но иметь низкую зрелость; и наоборот.
• Не существует корреляции между пробуждением и взрослением: успех в одной области не обязательно приведёт к успеху в другой.
• В течение своей истории человечеству были доступны два основных типа развития — стадии пробуждения и стадии взросления. Но никогда оба этих пути не совмещались и не интегрировались. Никогда не было, чтобы модель включала и тот, и другой вектор в себе.
• Это тревожный факт: вплоть до этого момента в истории человечество сознательно тренировало себя либо в одной области, либо в другой. Либо в состояниях сознания, либо в структурах сознания. То есть лишь в половине своего потенциала, оставаясь в течение всей истории в раздробленном и фрагментированном состоянии.
• Практики внимательности и медитации необходимо комбинировать с практиками других типов роста и развития (как, например, с практическими методологиями почти всех современных западных школ психологии развития).
• Помимо обретения более полной модели человеческого развития благодаря этому можно получить совершенно новый способ применения практики внимательности. Этот новый способ можно сформулировать в виде предписания: возьмите любую модель развития и примените практику внимательности к различным стадиям развития. Можно взять любую стадию взросления (структуру сознания), хорошо в неё вчувствоваться и применить к её внутренним характеристикам практику внимательности.
• Практика внимательности — это присутствующее и центрированное осознавание всего, что возникает, без суждения, порицания или отождествления. Можно внимательно осознавать все стадии развития и взросления, одну за другой.
• Можно использовать практику пробуждения для осознавания процесса взросления. Таким образом, можно впервые в истории объединить оба пути практики — пробуждения и взросления. Это позволит тренироваться в том, чтобы становиться полным и цельным человеком, одновременно с этим занимаясь практикой самоосвобождения и гностического пробуждения.
• Это позволит соприкоснуться с наивысшей стадией пробуждения и наивысшей стадией взросления, что важно для повышения благополучия в личной жизни и в мировой ситуации.
Вспомнила, что "Эросе и космосе" есть замечательный конспект выступления Кена Уилбера по этой теме. http://eroskosmos.org/growing-up-and-waking-up/
Выдержки:
• Тогда как психология развития исследует структуры сознания (ментальные паттерны, или сетки интерпретации), практики внимательности и сходные методики фокусируются на состояниях сознания, доступных в опыте первого лица. Тогда как первые сейчас мы можем называть путём взросления, последние — медитативно-созерцательные подходы — известны как пути пробуждения и насчитывают историю нескольких тысячелетий (вплоть до древних шаманов).
• Состояния сознания можно увидеть путём самонаблюдения; это прямые, непосредственные переживания в первом лице (например, состояния блаженства или умиротворения). Структуры же путём интроспекции увидеть нельзя; их можно распознать только лишь путём изучения больших групп людей в течение длительных периодов времени при помощи методов обнаружения паттернов сходств и изменений (аналогичным образом открываются правила грамматики).
• Большинство людей не развиваются только по одной линии развития (такой как когнитивный интеллект): они развиваются через более чем дюжину линий развития, или интеллектов, таких как когнитивный, эмоциональный, кинетический, моральный, лингвистический и т. д.
• Есть десятки и сотни моделей развития. Известными исследователями являются Жан Пиаже, Лоуренс Колберг, Кэрол Гиллиган, Роберт Киган, Курт Фишер, Джейн Лёвинджер, Сюзанна Кук-Гройтер и др.
• Последовательности стадий развития структур сознания нельзя изменить, нельзя перепрыгнуть с одной стадии сразу же на несколько стадий вперёд; кросскультурно показано, что каждая линия развития разворачивается через определённый предзаданный порядок стадий, или уровней развития. Каждая предыдущая стадия является необходимым компонентом для возникновения следующей.
• Глубокие медитативные состояния могут переживаться на любом уровне развития. Можно иметь этноцентрический уровень развития и при этом достигать очень высоких состояний-стадий медитации или внимательности.
• Переживания состояний интерпретируются с точки зрения той структуры (уровня) сознания, на котором человек находится (человек может находиться на эгоцентрическом или этноцентрическом уровне и иметь опыт более высоких состояний).
• Стадии развития становятся всё более всеохватными и объемлющими, целостными и широкими по мере развёртывания. Индивид переходит от отождествления только с собой и организмом к отождествлению со своей группой или этнической идентичностью; затем он имеет возможность отождествиться со всеми группами — всеми людьми, вне зависимости от их вероисповедания или национальной принадлежности; далее можно перейти к полностью интегрированной стадии, которая интегрирует в себе даже характеристики противоположного пола.
• Взросление (growing up) — это обретение более высокой зрелости через стадии развития в рамках различных линий-интеллектов. Пробуждение (waking up) — созревание через более высокие состояния сознания и медитации.
• Оба пути развития — состояния (пробуждение) и структуры (взросление) развиваются почти совершенно независимо друг от друга. Можно быть высокоразвитыми в одной сфере и низкоразвитыми в другой. Можно быть на любой стадии взросления и любой стадии пробуждения (в совершенно любом сочетании). Некоторые люди могут быть очень пробуждены, но иметь низкую зрелость; и наоборот.
• Не существует корреляции между пробуждением и взрослением: успех в одной области не обязательно приведёт к успеху в другой.
• В течение своей истории человечеству были доступны два основных типа развития — стадии пробуждения и стадии взросления. Но никогда оба этих пути не совмещались и не интегрировались. Никогда не было, чтобы модель включала и тот, и другой вектор в себе.
• Это тревожный факт: вплоть до этого момента в истории человечество сознательно тренировало себя либо в одной области, либо в другой. Либо в состояниях сознания, либо в структурах сознания. То есть лишь в половине своего потенциала, оставаясь в течение всей истории в раздробленном и фрагментированном состоянии.
• Практики внимательности и медитации необходимо комбинировать с практиками других типов роста и развития (как, например, с практическими методологиями почти всех современных западных школ психологии развития).
• Помимо обретения более полной модели человеческого развития благодаря этому можно получить совершенно новый способ применения практики внимательности. Этот новый способ можно сформулировать в виде предписания: возьмите любую модель развития и примените практику внимательности к различным стадиям развития. Можно взять любую стадию взросления (структуру сознания), хорошо в неё вчувствоваться и применить к её внутренним характеристикам практику внимательности.
• Практика внимательности — это присутствующее и центрированное осознавание всего, что возникает, без суждения, порицания или отождествления. Можно внимательно осознавать все стадии развития и взросления, одну за другой.
• Можно использовать практику пробуждения для осознавания процесса взросления. Таким образом, можно впервые в истории объединить оба пути практики — пробуждения и взросления. Это позволит тренироваться в том, чтобы становиться полным и цельным человеком, одновременно с этим занимаясь практикой самоосвобождения и гностического пробуждения.
• Это позволит соприкоснуться с наивысшей стадией пробуждения и наивысшей стадией взросления, что важно для повышения благополучия в личной жизни и в мировой ситуации.
Friends, someone asked me about Russian-language materials about developmental psychology in connection with contemplative practice.
I remembered that Eros and Outer Space had a wonderful summary of Ken Wilber's talk on the subject. http://eroskosmos.org/growing-up-and-waking-up/
Excerpts:
• While developmental psychology explores the structures of consciousness (mental patterns, or grids of interpretation), mindfulness practices and similar techniques focus on the states of consciousness available in first-person experience. While the former we can now call the way of growing up, the latter - meditatively contemplative approaches - are known as ways of awakening and have a history of several millennia (up to the ancient shamans).
• States of consciousness can be seen through self-observation; these are direct, immediate experiences in the first person (for example, a state of bliss or peace). Structures cannot be seen by introspection; they can only be recognized by studying large groups of people for long periods of time using methods for detecting patterns of similarities and changes (the rules of grammar are opened in a similar way).
• Most people do not develop along only one line of development (such as cognitive intelligence): they develop through more than a dozen lines of development, or intelligences such as cognitive, emotional, kinetic, moral, linguistic, etc.
• There are dozens and hundreds of development models. Famous researchers include Jean Piaget, Lawrence Colberg, Carol Gilligan, Robert Keegan, Kurt Fisher, Jane Levinger, Susanne Cook-Greuther and others.
• The sequence of stages of development of the structures of consciousness cannot be changed, you cannot jump from one stage immediately several stages forward; it has been cross-culturally shown that each line of development unfolds through a predetermined order of stages or levels of development. Each previous stage is a necessary component for the occurrence of the next.
• Deep meditative states can be experienced at any level of development. You can have an ethnocentric level of development and at the same time achieve very high state-stages of meditation or mindfulness.
• State experiences are interpreted from the point of view of the structure (level) of consciousness on which a person is located (a person can be on an egocentric or ethnocentric level and have experience of higher states).
• Stages of development are becoming more inclusive and embracing, holistic and broad as they unfold. An individual moves from identification only with himself and his body to identification with his group or ethnic identity; then he has the opportunity to identify with all groups - all people, regardless of their religion or nationality; then you can go to a fully integrated stage, which integrates even the characteristics of the opposite sex.
• Growing (growing up) - is gaining a higher maturity through the stages of development in the framework of various lines of intelligence. Awakening (waking up) - ripening through higher states of consciousness and meditation.
• Both development paths - states (awakening) and structures (growing up) develop almost completely independently of each other. You can be highly developed in one area and underdeveloped in another. You can be at any stage of growing up and at any stage of awakening (in absolutely any combination). Some people may be very awake, but have low maturity; and vice versa.
• There is no correlation between awakening and growing up: success in one area will not necessarily lead to success in another.
• During its history, two main types of development were accessible to mankind - the stage of awakening and the stage of growing up. But never both of these paths were combined and integrated. It never happened that a model included both one and the other vector in itself.
• This is an alarming fact: up to this point in history, mankind has consciously trained itself either in one area or in another. Either in states of consciousness, or in structures of consciousness. That is, only half of its potential, remaining throughout the history in a fragmented and fragmented state.
• Practices of mindfulness and meditation must be combined with practices of other types of growth and development (as, for example, with the practical methodologies of almost all modern Western schools of developmental psychology).
• In addition to gaining a more complete model of human development, this provides an entirely new way of applying mindfulness practices. This new way can be formulated as a prescription: take any development model and apply the practice of mindfulness to the various stages of development. You can take any stage of growing up (structure of consciousness), feel good in it and apply the practice of mindfulness to its internal characteristics.
• The practice of mindfulness is the present and centered awareness of all that
I remembered that Eros and Outer Space had a wonderful summary of Ken Wilber's talk on the subject. http://eroskosmos.org/growing-up-and-waking-up/
Excerpts:
• While developmental psychology explores the structures of consciousness (mental patterns, or grids of interpretation), mindfulness practices and similar techniques focus on the states of consciousness available in first-person experience. While the former we can now call the way of growing up, the latter - meditatively contemplative approaches - are known as ways of awakening and have a history of several millennia (up to the ancient shamans).
• States of consciousness can be seen through self-observation; these are direct, immediate experiences in the first person (for example, a state of bliss or peace). Structures cannot be seen by introspection; they can only be recognized by studying large groups of people for long periods of time using methods for detecting patterns of similarities and changes (the rules of grammar are opened in a similar way).
• Most people do not develop along only one line of development (such as cognitive intelligence): they develop through more than a dozen lines of development, or intelligences such as cognitive, emotional, kinetic, moral, linguistic, etc.
• There are dozens and hundreds of development models. Famous researchers include Jean Piaget, Lawrence Colberg, Carol Gilligan, Robert Keegan, Kurt Fisher, Jane Levinger, Susanne Cook-Greuther and others.
• The sequence of stages of development of the structures of consciousness cannot be changed, you cannot jump from one stage immediately several stages forward; it has been cross-culturally shown that each line of development unfolds through a predetermined order of stages or levels of development. Each previous stage is a necessary component for the occurrence of the next.
• Deep meditative states can be experienced at any level of development. You can have an ethnocentric level of development and at the same time achieve very high state-stages of meditation or mindfulness.
• State experiences are interpreted from the point of view of the structure (level) of consciousness on which a person is located (a person can be on an egocentric or ethnocentric level and have experience of higher states).
• Stages of development are becoming more inclusive and embracing, holistic and broad as they unfold. An individual moves from identification only with himself and his body to identification with his group or ethnic identity; then he has the opportunity to identify with all groups - all people, regardless of their religion or nationality; then you can go to a fully integrated stage, which integrates even the characteristics of the opposite sex.
• Growing (growing up) - is gaining a higher maturity through the stages of development in the framework of various lines of intelligence. Awakening (waking up) - ripening through higher states of consciousness and meditation.
• Both development paths - states (awakening) and structures (growing up) develop almost completely independently of each other. You can be highly developed in one area and underdeveloped in another. You can be at any stage of growing up and at any stage of awakening (in absolutely any combination). Some people may be very awake, but have low maturity; and vice versa.
• There is no correlation between awakening and growing up: success in one area will not necessarily lead to success in another.
• During its history, two main types of development were accessible to mankind - the stage of awakening and the stage of growing up. But never both of these paths were combined and integrated. It never happened that a model included both one and the other vector in itself.
• This is an alarming fact: up to this point in history, mankind has consciously trained itself either in one area or in another. Either in states of consciousness, or in structures of consciousness. That is, only half of its potential, remaining throughout the history in a fragmented and fragmented state.
• Practices of mindfulness and meditation must be combined with practices of other types of growth and development (as, for example, with the practical methodologies of almost all modern Western schools of developmental psychology).
• In addition to gaining a more complete model of human development, this provides an entirely new way of applying mindfulness practices. This new way can be formulated as a prescription: take any development model and apply the practice of mindfulness to the various stages of development. You can take any stage of growing up (structure of consciousness), feel good in it and apply the practice of mindfulness to its internal characteristics.
• The practice of mindfulness is the present and centered awareness of all that
У записи 9 лайков,
0 репостов,
275 просмотров.
0 репостов,
275 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова