ФОРМУЛА ТЕНИ.
Возвращаюсь к истории про Тень. Прежде чем говорить о практиках работы с ней, имеет смысл разобраться, что это вообще за зверь такой. Понятие Тени среди людей, неравнодушных к психологии, популярно и часто в него вкладывают кучу всего.
Тень как понятие в психологии ввел Карл Юнг. В его психологической системе координат под Тенью понимался архетип - относительно автономная часть личности, сложившаяся из личностных и коллективных установок, которые не могут быть приняты личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе.
Например, человек не может признать в себе агрессию, сексуальность, властность, жадность или какие-то прекрасные качества (феномен «золотой», «светлой» тени), восхищается творческим даром других людей, а себя считает бездарностью. Впрочем едва ли можно распознать в другом те качества или проявления, которые себе не знакомы. В толковании Тени как архетипа есть что-то монументальное, вызывающее почти божественный трепет, так что не совсем ясно, как самостоятельно встречаться с такой внушительной внутренней фигурой.
Понятие Тень оказалось востребованным и постепенно стало использоваться в более широком понимании как всё, что не осознается человеком как феномен его психической реальности, отрицается, отчуждается и переносится на объекты внешнего мира.
Под властью Тени человек может думать, что все люди или вот этот конкретный человек такой-то (властный, тупой, жадный, святой и тд.). Но я сам точно не такой, у меня этих качеств нет, я так не поступаю и никогда не поступлю. Я - идеальный (почти идеальный) человек в белом пальто, только вот с окружением мне не повезло.
Таким образом Тень можно выразить следующей формулой:
1) избирательное внимание (только одна сторона медали) + 2) категоричное суждение (явное/скрытое) + 3) сильный эмоциональный заряд (от отвращения до восхищения)
Например, человек жалуется на то, что его окружают исключительно «высокомерные болваны». Скрытое/явное суждение: «все высокомерны, а я сама скромность», «высокомерие недобродетельно, но до глупых людей это не доходит» и тд. То , что он замечает в других, но не в себе бесит/огорчает/вызывает гордость.
Так как Тень не осознается, ее обнаружение может быть только косвенным! Мы вначале замечаем ее воздействие на психику, а потом обнаруживаем вытесненный материал. Поэтому довольно забавно звучат утверждения людей, что они свою Тень проработали, ее у них вообще не было или про нее все знают.
Наш ум постоянно создает суждения, структуры, формы, и как психические объекты они отбрасывают тень. Пока что-либо вызывает наше отвращение, притяжение, игнорирование, можно говорить о Тени, а значит есть куда расширять свою сознательность и свободу ума. Только с развитием повседневной сознательности внимание становится более усидчивым, а теневые проявления тоньше или толще :), тут уж у кого как.
Возвращаюсь к истории про Тень. Прежде чем говорить о практиках работы с ней, имеет смысл разобраться, что это вообще за зверь такой. Понятие Тени среди людей, неравнодушных к психологии, популярно и часто в него вкладывают кучу всего.
Тень как понятие в психологии ввел Карл Юнг. В его психологической системе координат под Тенью понимался архетип - относительно автономная часть личности, сложившаяся из личностных и коллективных установок, которые не могут быть приняты личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе.
Например, человек не может признать в себе агрессию, сексуальность, властность, жадность или какие-то прекрасные качества (феномен «золотой», «светлой» тени), восхищается творческим даром других людей, а себя считает бездарностью. Впрочем едва ли можно распознать в другом те качества или проявления, которые себе не знакомы. В толковании Тени как архетипа есть что-то монументальное, вызывающее почти божественный трепет, так что не совсем ясно, как самостоятельно встречаться с такой внушительной внутренней фигурой.
Понятие Тень оказалось востребованным и постепенно стало использоваться в более широком понимании как всё, что не осознается человеком как феномен его психической реальности, отрицается, отчуждается и переносится на объекты внешнего мира.
Под властью Тени человек может думать, что все люди или вот этот конкретный человек такой-то (властный, тупой, жадный, святой и тд.). Но я сам точно не такой, у меня этих качеств нет, я так не поступаю и никогда не поступлю. Я - идеальный (почти идеальный) человек в белом пальто, только вот с окружением мне не повезло.
Таким образом Тень можно выразить следующей формулой:
1) избирательное внимание (только одна сторона медали) + 2) категоричное суждение (явное/скрытое) + 3) сильный эмоциональный заряд (от отвращения до восхищения)
Например, человек жалуется на то, что его окружают исключительно «высокомерные болваны». Скрытое/явное суждение: «все высокомерны, а я сама скромность», «высокомерие недобродетельно, но до глупых людей это не доходит» и тд. То , что он замечает в других, но не в себе бесит/огорчает/вызывает гордость.
Так как Тень не осознается, ее обнаружение может быть только косвенным! Мы вначале замечаем ее воздействие на психику, а потом обнаруживаем вытесненный материал. Поэтому довольно забавно звучат утверждения людей, что они свою Тень проработали, ее у них вообще не было или про нее все знают.
Наш ум постоянно создает суждения, структуры, формы, и как психические объекты они отбрасывают тень. Пока что-либо вызывает наше отвращение, притяжение, игнорирование, можно говорить о Тени, а значит есть куда расширять свою сознательность и свободу ума. Только с развитием повседневной сознательности внимание становится более усидчивым, а теневые проявления тоньше или толще :), тут уж у кого как.
FORMULA SHADOW.
I return to the story about the Shadow. Before talking about the practices of working with her, it makes sense to figure out what kind of animal this is. The concept of Shadow among people who are not indifferent to psychology is popular and often put a lot of it into it.
Shadow as a concept in psychology was introduced by Carl Jung. In his psychological coordinate system, Shadow was understood as an archetype - a relatively autonomous part of the personality, consisting of personal and collective attitudes that cannot be accepted by the person due to incompatibility with a conscious self-image.
For example, a person cannot recognize aggression, sexuality, dominance, greed or some wonderful qualities (the phenomenon of “golden”, “light” shadow), admires the creative gift of other people, and considers himself mediocrity. However, one can hardly recognize in another those qualities or manifestations that are not familiar to oneself. In interpreting the Shadow as an archetype, there is something monumental that causes almost divine awe, so it is not entirely clear how to independently meet such an impressive internal figure.
The concept of Shadow turned out to be in demand and gradually began to be used in a broader sense as everything that a person does not realize as a phenomenon of his psychic reality is denied, alienated, and transferred to objects of the external world.
Under the power of the Shadow, a person may think that all people or this particular person is such and such (domineering, dumb, greedy, holy, etc.). But I myself am definitely not like that, I don’t have these qualities, I don’t do that and I never will. I am an ideal (almost perfect) person in a white coat, but I was not lucky with the surroundings.
Thus, Shadow can be expressed by the following formula:
1) selective attention (only one side of the coin) + 2) categorical judgment (explicit / hidden) + 3) strong emotional charge (from disgust to admiration)
For example, a person complains that he is surrounded exclusively by "arrogant boobs." Hidden / explicit judgment: “everyone is arrogant, but I myself am modest”, “arrogance is unprofitable, but it doesn’t reach stupid people” and so on. What he notices in others, but does not infuriates / upsets / causes pride in himself.
Since the Shadow is not realized, its detection can only be indirect! We first notice its effect on the psyche, and then we find out the displaced material. Therefore, people’s claims that they worked out their Shadow, they didn’t have it at all, or everyone knows about it, sound pretty funny.
Our mind constantly creates judgments, structures, forms, and like mental objects they cast a shadow. So far, something arouses our disgust, attraction, ignoring, we can talk about the Shadow, and therefore there is much to expand our consciousness and freedom of mind. Only with the development of everyday consciousness does attention become more diligent, and shadow manifestations are thinner or thicker :), here it is with someone like that.
I return to the story about the Shadow. Before talking about the practices of working with her, it makes sense to figure out what kind of animal this is. The concept of Shadow among people who are not indifferent to psychology is popular and often put a lot of it into it.
Shadow as a concept in psychology was introduced by Carl Jung. In his psychological coordinate system, Shadow was understood as an archetype - a relatively autonomous part of the personality, consisting of personal and collective attitudes that cannot be accepted by the person due to incompatibility with a conscious self-image.
For example, a person cannot recognize aggression, sexuality, dominance, greed or some wonderful qualities (the phenomenon of “golden”, “light” shadow), admires the creative gift of other people, and considers himself mediocrity. However, one can hardly recognize in another those qualities or manifestations that are not familiar to oneself. In interpreting the Shadow as an archetype, there is something monumental that causes almost divine awe, so it is not entirely clear how to independently meet such an impressive internal figure.
The concept of Shadow turned out to be in demand and gradually began to be used in a broader sense as everything that a person does not realize as a phenomenon of his psychic reality is denied, alienated, and transferred to objects of the external world.
Under the power of the Shadow, a person may think that all people or this particular person is such and such (domineering, dumb, greedy, holy, etc.). But I myself am definitely not like that, I don’t have these qualities, I don’t do that and I never will. I am an ideal (almost perfect) person in a white coat, but I was not lucky with the surroundings.
Thus, Shadow can be expressed by the following formula:
1) selective attention (only one side of the coin) + 2) categorical judgment (explicit / hidden) + 3) strong emotional charge (from disgust to admiration)
For example, a person complains that he is surrounded exclusively by "arrogant boobs." Hidden / explicit judgment: “everyone is arrogant, but I myself am modest”, “arrogance is unprofitable, but it doesn’t reach stupid people” and so on. What he notices in others, but does not infuriates / upsets / causes pride in himself.
Since the Shadow is not realized, its detection can only be indirect! We first notice its effect on the psyche, and then we find out the displaced material. Therefore, people’s claims that they worked out their Shadow, they didn’t have it at all, or everyone knows about it, sound pretty funny.
Our mind constantly creates judgments, structures, forms, and like mental objects they cast a shadow. So far, something arouses our disgust, attraction, ignoring, we can talk about the Shadow, and therefore there is much to expand our consciousness and freedom of mind. Only with the development of everyday consciousness does attention become more diligent, and shadow manifestations are thinner or thicker :), here it is with someone like that.
У записи 9 лайков,
0 репостов,
250 просмотров.
0 репостов,
250 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Новисова