Работая психологом в детском саду, заметила такую вещь...

Работая психологом в детском саду, заметила такую вещь - детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний, не рассказывают грустных историй, пропускают в "Золушке" абзац о том, что мама умерла. На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок, нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, "Пряничный домик", к примеру, сказки Чуковского, "Красная шапочка" и даже "Колобок" (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно... было бы... если бы не было так грустно.
Простая истина, которую почему-то не хотят понять многие родители: искусственно ограждая от естественных детских переживаний, горечи и боли, мы воспитаем даже не неженок, а бесчувственных людей. Кажется, так просто - чтобы уметь сопереживать, сочувствовать, надо для начала научиться переживать и чувствовать.
В повести Алексина "Третий в пятом ряду" воспитатель от Бога говорит такие слова:
- Они должны уметь плакать... Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.
А мы обучаем, обучаем и обучаем, буквы с пеленок, считать до ста в два года, наплевав на законы развития детской психики. Презрев тот факт, что лет до 6-7 эмоция тащит разум, а не наоборот. Младенец чувствует интонации, не понимая сказанных слов, по тембру голоса, жестикуляции и мимике он постигает смысл сказанного. И умнеет, да, умнеет. Через аффективную сферу. Раннее обучение - враг раннего развития, вот так категорично, если хотите.
А вы слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ)? Расхожее мнение, что успешны в этой жизни троечники, верно лишь отчасти. Успешны не троечники. Успешны те, у кого не только "котелок варит", но кто умеет справляться со своими чувствами и понимать чувства других людей. При этом вовсе не обязательно, чтобы айкью зашкаливал. Важнейшая составляющая интеллекта вообще - ЭИ, помогает человеку жить в ладу с собой и с миром, на языке психологов это называется внутриличностной и социальной компетентностью. Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой? Тогда развивайте этот самый ЭИ. До поры, до времени ставьте во главу угла воспитание чувств, а не разума. Подчеркиваю, я говорю о приоритетах, а не об игнорировании развития мышления.
Совсем недавно проводила в группе очередное занятие, оно задумывалось мною скорее познавательным, чем терапевтическим или коррекционным. Накануне отгремел по стране праздник, поэтому на мой вопрос: "Как вы отдохнули в эти выходные?", - я получила прогнозируемые ответы.
-Ходили в кино, на тридэ.
-Была в театре.
-А мы дома танцевали, врубили музыку!
-А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.
Посмотрели слайд-шоу - под пьесу "Шарманщик поет" на стене группового помещения менялись картины и фотографии с шарманщиками. Ребята прониклись и осознали, что появление бродячих артистов, шарманщика - становилось событием, праздником, поэтому бедняки отдавали монетки и делились с ними хлебом, ведь музыканты дарили людям РАДОСТЬ.
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.
Посмотрели кусочек из мультфильма "Детский альбом", с этой же пьесой и некоторыми другими, вплетенными в канву представления шарманщика.
Понравилось. Обсудили, как дети (заметьте, не бедные дети, но телека и компьютера-то у них все равно нет) радовались появлению музыканта и рисовали потом сценки, представленные артистом.
А потом... Потом я рассказала, что по дворам ходили не только старые шарманщики, но и дети. Бездомные сироты, чтобы добыть кусок хлеба, ходили с шарманкой и каким-нибудь верным другом, зверьком. Дети, даже очень "продвинутые", не знали, кто такие сироты. Я уже удивилась. Детям по 6 лет, очень много детей, с которыми занимаются родители, читают им умные и полезные книги. Но такое изощренное обхождение острых углов, к чему оно?
«Они должны уметь плакать... - Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого».
Потом мы слушали Бетховена, песню "Сурок", именно песню, со словами, не Лемешевым исполняемую, а детским трогательным голоском.
Закончила я, конечно, на позитиве, это святое. Оставила задание воспитательнице: на следующий день прослушать ещё раз " сурка" и нарисовать красками мальчика с сурком.
Когда я взяла в руки их рисунки, я поняла, что выгорание на моей работе мне не светит, потому что мы взаимно лечим друг друга. Я благодарна своим маленьким воспитанникам за то, что они мне дают.
На одном рисунке была девочка, а не мальчик (это понятно, девочка рисовала, они часто себя идентифицируют с главными героями, видимо, песня зацепила). Маленькая девочка с сурком на веревочке и огромное, больше самой девочки сердце. Кстати, именно эта девочка, раскрыв глаза широко-широко, спросила меня: "И даже бабушек и дедушек нет у сироток?!"
Трое (и что особенно отрадно, что эти трое - мои, ЗПРовцы) нарисовали мальчика в огромном доме, потому что "у бездомных должен быть дом".
Я теперь не буду сильно переживать, что кто-то из этих троих криво рисует палочки и пишет буквы больше себя ростом на доске (нет, не подумайте, я занимаюсь коррекцией всего это "безобразия"). Мы пишем, штрихуем, рисуем спиральки двумя руками на доске, и это очень важно. Но мегаважно то, что они заплакали, когда у мальчика из позапрошлого века "заболела коленка". 
Источник: https://materinstvo.ru/art/7817 
While working as a psychologist in a kindergarten, I noticed such a thing - children are artificially and very powerfully protected from worries, they don’t tell sad stories, they omit the paragraph in Cinderella that my mother died. In all seriousness, on the Internet, cruelty and mercy of folk and author's tales are discussed, no, not those that Afanasyev collected for grown up children and adults. Classical tales, “Gingerbread House”, for example, Chukovsky’s tales, “Little Red Riding Hood” and even “Gingerbread Man” (a cruel fox ate a talking bakery product, and its predatory grin is seen, its face strewn with crumbs twitching in dying convulsions and burning with light a la king eyes). Funny, right. It’s funny ... it would be ... if it weren’t so sad.
A simple truth that for some reason many parents do not want to understand: artificially protecting us from natural childhood experiences, bitterness and pain, we will educate not even sissies, but insensitive people. It seems so simple - in order to be able to empathize, to sympathize, we must first learn to experience and feel.
In Alexin’s novel “Third in the Fifth Row,” the educator from God says these words:
- They should be able to cry ... Not only when they knee open. But also when someone else’s knee hurts.
And we educate, educate and educate, letters from the cradle, count to one hundred in two years, spit on the laws of development of the child's psyche. Despising the fact that up to 6-7 years, emotion drags the mind, and not vice versa. The baby feels intonation, not understanding the spoken words, by the timbre of his voice, gestures and facial expressions, he comprehends the meaning of what was said. And getting smarter, yes, getting smarter. Through the affective sphere. Early learning is the enemy of early development, so categorically, if you want.
Have you heard about emotional intelligence (EI)? The conventional wisdom that the Threes are successful in this life is only partially true. Not successful threes. Successful are those who not only have a “pot cooking”, but who can cope with their feelings and understand the feelings of other people. At the same time, it is not necessary for the aikyu to roll over. The most important component of intelligence in general - EI, helps a person live in harmony with himself and the world, in the language of psychologists this is called intrapersonal and social competence. Do you want your child, when he grows up, to be able to cope with stress, not injure others, skillfully resolve conflicts, both interpersonal and conflicts with himself? Then develop this same EI. For the time being, for the time being, focus on the upbringing of feelings, not reason. I emphasize that I am talking about priorities, and not about ignoring the development of thinking.
More recently, I conducted the next lesson in the group, it was thought by me more cognitive than therapeutic or corrective. On the eve, the holiday in the country died down, so to my question: “How did you relax this weekend?”, I received predicted answers.
-Went to the cinema, on tride.
-Was in the theater.
-And we danced at home, cut music!
-Do you know that before, a long time ago, when there was no electricity, cinema, tape recorders and computers, the theater was an expensive pleasure, but your peers also loved listening to music, how could they do it? Especially poor children. Let's imagine for a moment that we are where there are no tape recorders, TVs, movie theaters, but you remain the same children who like to sing and dance.
We watched a slide show - under the play "The organ grinder sings," pictures and photographs of organ grinders changed on the wall of the group room. The guys were inspired and realized that the appearance of stray artists, organ grinder was becoming an event, a holiday, so the poor gave coins and shared bread with them, because the musicians gave JOY to people.
I was not surprised that the children did not know about the hardships of life of people in the century before last. Everything is clear, this is a preparatory group, there is a school on the nose, we must learn to solve examples and read one hundred and fifty words per minute. Yes, I'm exaggerating a little, but believe me, a little.
We watched a piece from the cartoon "Children's Album", with the same play and some others, interwoven into the outline of the organ-grinder's performance.
Liked. We discussed how the children (mind you, not poor children, but they still don’t have a TV and a computer) rejoiced at the musician’s appearance and then painted scenes presented by the artist.
And then ... Then I said that not only old organ grinders, but also children walked around the yards. Homeless orphans, to get a piece of bread, went with a barrel organ and some faithful friend, a beast. Children, even the very "advanced" ones, did not know who the orphans were. I was already surprised. Children of 6 years old, a lot of children with whom their parents are engaged, read smart and useful books to them. But such a sophisticated circumvention of sharp corners, why is it?
“They should be able to cry ... - Not only when they knee open. But even when someone else’s knee hurts. ”
Then we listened to Beethoven, the song "Marmot", namely the song, with words, not performed by Lemeshev, but by a children's touching voice.
I finished, of course, on the positive, this is sacred. I left the task to the teacher: the next day, listen again to the "groundhog" and nariso
У записи 7 лайков,
0 репостов,
455 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Павская

Понравилось следующим людям