Заметка-размышление. Вчера за прослушиванием музыки я дозрела до...

Заметка-размышление.
Вчера за прослушиванием музыки я дозрела до важного текста. Вопрос касается вовлечённости в события при фотографировании. Впервые я заметила, что запечатление событий и картин окружающего мира не имеет ничего общего с вовлечённостью в них, когда начала пытаться фотографировать на концертах. Размышления о том, как бы поинтереснее выстроить кадр, не имели ничего общего со слушанием музыки. Вывод был один: фотографируя, мы исключаем себя из событийности, из потока реальности, так как эта реальность больше не интересует нас сама по себе, ведь при фотографировании мы переводим эту реальность в изобразительную плоскость, но для того, чтобы это сделать, нажав на спуск, нужно уже осознать у себя в голове тот элемент мира, который мы видим, как элемент изобразительной плоскости, сначала осуществить этот перевод у себя в сознании. Таким образом, мы осознанно исключаем себя из потока жизни, делаем себя наблюдателями за этим потоком. Именно поэтому я чаще всего не беру камеру на концерты, для меня прожить время концерта внутри музыки гораздо важнее, чем у себя в голове. Ведь камера, особенно, серьёзная, обязывает думать о кадре, о проекции реальности на плоскость, особенно, учитывая мою обременённость знаниями и опытом. Даже камера в телефоне, несмотря на гораздо меньшую обременительность, позволяя только засвидетельствовать своё участие в событии, не претендуя на кадры высокой художественной выразительности, тоже исключает человека из реальности, вовлекая его в виртуальный мир. Этим летом я совершила два важных для меня путешествия. И во второе из них, на Кавказ, я не взяла камеру. Я смотрела на мир своими глазами и была свободна от необходимости щёлкать затвором, выбирать кадр поинтереснее и думать о том, как выразить через кадр окружающее. Я просто жила, я была в мире, я видела много вещей и все эти впечатления останутся со мной, они мои, я оставляю их для себя. Это началось ещё на Алтае. Среди всех воспоминаний и впечатлений некоторые останутся только моими, потому что я осознанно так решила вместо того, чтобы везти домой для показа их бледные отображения на плоскости. Рассвет на Катуни, когда я ждала, когда солнечные лучи появятся из-за гор и сквозь туман упадут на стволы деревьев, лунная ночь на цветущем поле на границе лесной рощи, когда я увидела перед собой место, такое же, как то, которое когда-то описала в четверостишии и не смела даже думать, что когда-то увижу в реальности, полная радуга между горами после проливного ливня, стая летучих мышей, летящих над моей головой в вышине на ночную охоту, вокруг вечер, мы сидим во дворике небольшого домика. Важно оставлять что-то для себя. Многие места из тех, что я фотографировала, я теперь помню только по моим кадрам. Но те события, в которых я жила, помнятся совсем по-другому, и этот опыт для меня гораздо более важен, опыт моментов, когда я действительно жила.
Thinking Note.
Yesterday, while listening to music, I matured to an important text. The question is about involvement in events when photographing. For the first time, I noticed that capturing events and pictures of the world has nothing to do with being involved in them when I started trying to take pictures at concerts. Reflections on how to build an interesting frame, had nothing to do with listening to music. There was only one conclusion: when photographing, we exclude ourselves from events, from the stream of reality, since this reality no longer interests us on our own, because when photographing, we translate this reality into the visual plane, but in order to do this by pressing the shutter , we must already realize in our head that element of the world that we see as an element of the visual plane, first make this transfer in our minds. Thus, we consciously exclude ourselves from the stream of life, make ourselves observers of this stream. That is why I often do not take the camera to concerts, for me to live the time of the concert inside the music is much more important than in my head. After all, the camera, especially a serious one, obliges you to think about the frame, about the projection of reality onto a plane, especially given my burden of knowledge and experience. Even the camera on the phone, despite being much less burdensome, allowing only to attest to its participation in the event, without claiming frames of high artistic expressiveness, also excludes a person from reality, involving him in the virtual world. This summer I made two important trips for me. And in the second of them, in the Caucasus, I did not take the camera. I looked at the world with my own eyes and was free from the need to click the shutter, choose a more interesting frame and think about how to express the surroundings through the frame. I just lived, I was in the world, I saw a lot of things and all these impressions will remain with me, they are mine, I leave them to myself. It started back in Altai. Among all the memories and impressions, some will remain only mine, because I consciously decided so instead of taking home their pale displays on the plane instead of taking them home. Dawn on Katun, when I waited for the sun's rays to appear from behind the mountains and through the fog fall on tree trunks, moonlit night on a flowering field on the border of a forest grove, when I saw a place in front of me, the same as that which she described it in a quatrain and didn’t even dare to think that one day I would see in reality, a complete rainbow between the mountains after a heavy rain, a flock of bats flying over my head above for night hunting, around evening, we are sitting in the courtyard of a small house. It is important to leave something for yourself. Many places of those that I photographed, I now remember only in my frames. But the events in which I lived are remembered very differently, and this experience is much more important for me, the experience of the moments when I really lived.
У записи 3 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Лариса Терентьева

Понравилось следующим людям