Воображение как практика свободы Когда говорят о том,...

Воображение как практика свободы

Когда говорят о том, свободен человек, или нет, часто вспоминают о свободе выбора. Между тем, в момент выбора уже нет свободы. Свобода есть тогда, когда мы конструируем варианты, из которых потом сами же будем выбирать. Решая, остаться дома или пойти гулять, мы конструируем возможное сидение дома или возможную прогулку, смотрим, а что мы ещё сможем сделать в одном и в другом случае. Когда конструирование заканчивается, выбор происходит автоматически. Таким образом, свобода основана не на способности свободно выбирать из данных вариантов, а на практическом воображении – способности мысленно конструировать своё действие и осуществлять его.
Это имеет важное политическое следствие.
Политическую свободу часто ошибочно отождествляют с представительной демократией. Однако представительная демократия, основанная на выборе между кандидатами либо партиями,- не механизм осуществления свободы, а механизм ограничения власти.
Политическая свобода осуществляется не через выбор из нескольких предзаданных вариантов, а через политические действия – действия, осуществляющиеся в общественном поле и направленные на формирование, изменение или сохранение тех или иных общественных отношений.
Воображение – основа всякого действия и всякой свободы. Основа политического действия и политической свободы – особый род воображения, которое можно назвать политическим или, вслед за Райтом Миллсом, социологическим.
Социологическое воображение – способность видеть связь между собственной жизнью и процессами, происходящими в обществе. Практическая сторона социологического воображения позволяет планировать и осуществлять действия, влияющие на жизнь общества.
Отсюда следует ещё один вывод: борьба за свободу начинается с борьбы за социологическое воображение. Если людям недостаёт социологического воображения, то никакое ограничение власти, никакие равные права и равные возможности не помогут им свободно действовать в общественном поле. Им всегда придётся выбирать между вариантами, которые предлагают другие.
В любом иерархическом обществе социологическое воображение считается привилегией вышестоящих – аристократии, чиновников, глав корпораций, экспертов, мужчин. Чем ниже по социальной лестнице ,тем меньше возможностей упражнять социологическое воображение. Всё вокруг говорит: от тебя ничего не зависит, это слишком сложные вещи, нет смысла даже думать об этом. Так люди отстраняются от социологического воображения – и теряют те инструменты, которые могли бы помочь им изменить существующий порядок вещей.
Есть много факторов, закрепляющих господство господствующих, но отчуждение угнетённых от социологического воображения я считаю ключевым, потому что оно не просто мешает шагнуть – оно мешает увидеть возможный путь и проложить его.
Поэтому первой задачей любого освободительного движения должно быть развитие социологического воображения среди угнетённых – о каком бы виде угнетения ни шла речь. Конечно, любые коллективные действия, будь то митинги или забастовки, акции или лекции, в той или иной степени способствуют этому – но выделив развитие социологического воображения в отдельную задачу можно добиться куда большего результата.
#педагогика_угнетённых
#социологическое_воображение
Imagination as a practice of freedom

When people talk about whether a person is free or not, they often recall freedom of choice. Meanwhile, at the time of choice there is no longer freedom. Freedom is when we construct options, from which we ourselves will then choose. Deciding whether to stay at home or go for a walk, we construct a possible sitting at home or a possible walk, we look, and what else can we do in one and the other case. When the construction ends, the selection is automatic. Thus, freedom is not based on the ability to freely choose from these options, but on practical imagination - the ability to mentally construct one’s action and carry it out.
This has an important political consequence.
Political freedom is often mistakenly identified with representative democracy. However, representative democracy based on a choice between candidates or parties is not a mechanism for exercising freedom, but a mechanism for limiting power.
Political freedom is exercised not through a choice of several predefined options, but through political actions - actions carried out in the public field and aimed at the formation, change or preservation of various social relations.
Imagination is the basis of all action and all freedom. The basis of political action and political freedom is a special kind of imagination, which can be called political or, following Wright Mills, sociological.
Sociological imagination is the ability to see the connection between one’s own life and the processes taking place in society. The practical side of the sociological imagination allows you to plan and carry out actions that affect the life of society.
Another conclusion follows from this: the struggle for freedom begins with the struggle for the sociological imagination. If people lack a sociological imagination, then no restriction of power, no equal rights and equal opportunities will help them to operate freely in the public field. They will always have to choose between the options that others offer.
In any hierarchical society, the sociological imagination is considered the privilege of higher ones - the aristocracy, officials, heads of corporations, experts, men. The lower the social ladder, the less opportunities to exercise a sociological imagination. Everything around says: nothing depends on you, these are too complicated things, it makes no sense to even think about it. So people are detached from the sociological imagination - and lose those tools that could help them change the existing order of things.
There are many factors that consolidate the dominance of the dominant, but I consider the alienation of the oppressed from the sociological imagination to be key, because it does not just prevent you from taking a step — it prevents you from seeing the possible path and paving it.
Therefore, the first task of any liberation movement should be the development of a sociological imagination among the oppressed - whatever form of oppression is discussed. Of course, any collective action, whether it be rallies or strikes, actions or lectures, to one degree or another contributes to this - but by isolating the development of sociological imagination as a separate task, a much greater result can be achieved.
# pedagogy of the oppressed
#sociological_imagination
У записи 7 лайков,
1 репостов,
173 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Ковров

Понравилось следующим людям