В ЖЖ появился русский перевод книги.  Процесс перевода...

В ЖЖ появился русский перевод книги.  Процесс перевода и редактирования ещё не окончен, переводчк следит за комментариями и предложениями.

В общем, интересно! 

Также полный текст доступен на http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml


Рамсес, или Воскрешение в розовом


Этнология прикоснулась к своей парадоксальной смерти в тот день 1971 года, когда правительство Филиппин решило вернуть к первозданности, туда, где до них не доберутся колонизаторы, туристы и этнологи, несколько десятков тасадаев, которых незадолго до этого обнаружили в дебрях джунглей, где они прожили восемь столетий без каких-либо контактов с остальным человечеством. Это было сделано по инициативе самих антропологов, которые видели, как при контакте с ними туземцы сразу как бы "рассыпались", словно мумии на свежем воздухе.

Для того чтобы этнология продолжала жить, необходимо чтобы умер ее объект, который, умирая, мстит за то, что его "открыли", и своей смертью бросает вызов науке, которая пытается овладеть им.[]

Разве не живет любая наука на этом парадоксальном склоне, на который ее обрекает исчезновение ее объекта в тот самый момент, когда она пытается овладеть им и безжалостная реверсия, которую она получает со стороны мертвого объекта? Подобно Орфею, она постоянно оборачивается слишком рано, и подобно тому, как это было с Эвридикой, ее объект снова низвергается в Аид.

Именно от этого дьявольского парадокса хотели уберечь себя этнологи, снова создавая вокруг тасадаев границу безопасности в виде девственного леса. Никто более не будет их беспокоить: рудник с золотоносной жилой закрыт. Наука теряет на этом целый капитал, но объект остается неповрежденным, потерянным для нее, но нетронутым в своей "девственности". Речь идет не о жертве (наука никогда не жертвует, она всегда смертоносна), а о симулированной жертве ее объекта с целью спасения ее принципа реальности. Тасадаи, замороженные в своем естественном состоянии, будут служить ей абсолютным алиби, вечной гарантией. Здесь и начинается бесконечная антиэтнология, которую в разной степени исповедуют Жолен, Кастанеда, Клястр. Как бы там ни было, но логическая эволюция науки состоит во все большем отдалении от своего объекта, пока она не начинает обходиться без него вовсе: ее автономность становится от этого еще более фантастичной, она достигает своей чистой формы.

Вот так сосланный в резервации индеец, в своем стеклянном гробу девственного леса, снова становится симулятивной моделью всех возможных индейцев времен до этнологии. Благодаря такой модели этнология позволяет себе роскошь воплощаться вне своих границ, в "грубой" действительности этих перевоссозданных ею индейцев, - Дикарей, которые лишь благодаря этнологии остаются Дикарями: какой зеркальный поворот, какой триумф науки, которая, как казалось, была обречена истреблять их!

Конечно же, такие Дикари - это посмертные создания: замороженные, крионированные, стерилизованные, защищенные от смерти, они стали референтными симулякрами, и сама наука стала чистой симуляцией. То же самое происходит в Крезо, в пределах экологического музея, где на месте событий музеефицировали как "исторических" свидетелей своей эпохи целые рабочие кварталы, действующие металлургические зоны, сразу целую культуру, мужчин, женщин, детей - вместе с их жестами, манерой разговаривать, обычаями, - при жизни превращенных в окаменелости, как на старых фотографиях. Музей, перестав быть геометрически ограниченным местом, теперь повсюду - как еще одно жизненное измерение. Так и этнология, вместо того, чтобы ограничить себя как объективную науку, теперь, освободившись от своего объекта, будет распространяться на все живое, и будет становиться невидимой, как вездесущее четвертое измерение - измерение симулякра. Мы все тасадаи - индейцы, которые благодаря этнологии вновь стали тем, чем они были, - индейцы-симулякры, которые, наконец, провозглашают универсальную истину этнологии.

Мы все стали живыми экспонатами в спектральном свете этнологии, или антиэтнологии, которая является лишь чистой формой триумфальной этнологии, под знаком умерщвления различий и воскрешения различий. Поэтому очень наивно искать этнологию среди Дикарей или где-то в странах "третьего мира" - она здесь, повсюду, в метрополиях, среди белых людей, в целом мире - каталогизированном, проанализированном, а затем искусственно возрожденном наподобие реального - в мире симуляции, галлюцинации истины, шантажа реального, умерщвления любой символической формы и ее истеричной исторической ретроспекции - умерщвления, первыми жертвами которого (положение обязывает) стали Дикари, но которое уже давно распространилось на все западные общества.

И вместе с тем этнология дает нам свой единственный и последний урок, открывая тайну, которая убивает ее (и которую Дикари знают гораздо лучше ее): месть мертвых.

Ограничение объекта науки эквивалентно ограничению сумасшедших и мертвых. Точно так же, как целый социум неизлечимо заражен тем зеркалом безумия, которое он сам поставил перед собой, так и науке остается лишь умереть, заразившись смертью своего объекта, который является ее обращенным зеркалом. Наука якобы овладевает объектом, но на самом деле это он проникает в нее, в какой-то неосознанной реверсии, давая лишь пустые и повторяющиеся ответы на пустые и повторяющиеся вопросы.

Ничего не меняется, ни когда социум разбивает зеркало безумия (упраздняя психбольницы, возвращая право голоса сумасшедшим и т.д.), ни когда наука, якобы, разбивает зеркало своей объективности (растворяясь в собственном объекте, как у Кастанеды, и т.д.) и склоняется перед "различиями". Форму ограничения сменяет бесконечно замедленный дифрагированный механизм. По мере того как этнология разрушается как классический институт, она перерождается в антиэтнологию, чьей задачей является инъецировать повсюду псевдо-различие, псевдо-Дикаря, чтобы скрыть, что именно этот, наш мир стал на свой манер диким, опустошенным различием и смертью.

Таким же образом, под предлогом спасения оригинала, посетителям запретили доступ в гроты Ласко, но в пятистах метрах построили их точную копию, так что каждый может увидеть их (взглянуть через глазок на часть настоящего грота, а потом посетить реконструкцию всего остального). Возможно, что сама память об оригинальных гротах постепенно исчезнет из сознания будущих поколений, и тогда различий не будет: дублирования достаточно, чтобы оба объекта стали одинаково искусственными.

Вот так же наука и технология не так давно мобилизовались, чтобы спасти мумию Рамсеса II, которая несколько десятилетий гнила в запасниках музея. Запад охватила паника при мысли, что он не сможет сохранить то, что символический порядок смог сберечь на протяжении сорока столетий, вдали от людского взора и солнечного света. Рамсес ничего не значит для нас, только его мумия не имеет цены, поскольку она - гарант того, что накопление имеет хоть какой-то смысл. Вся наша линейная и накопительная культура рушится, если мы не сможем создавать запасы прошлого у всех на глазах. Для этого нужно извлечь фараонов из их гробниц, а мумии - из их безмолвия. Для этой цели необходимо эксгумировать их и отдать им воинские почести. Они одновременно являются добычей науки и червей. Один лишь абсолютный секрет наделял их тысячелетней властью - господство над тленом, которое означало господство над полным циклом обменов со смертью. Мы способны ныне лишь на то, чтобы поставить науку на службу восстановлению мумии, то есть реконструкцию очевидного порядка, тогда же как бальзамирование было символическим обрядом, стремлением увековечить сокрытое измерение.

Нам нужно зримое прошлое, зримый континуум, зримый миф о происхождении, который бы утешал нас относительно нашего конца. Хотя в глубине души мы никогда не верили в него. Отсюда и эта историческая сцена приема мумии в аэропорту Орли. Почему? Потому что Рамсес был великим деспотом и полководцем? Несомненно. Но прежде всего, потому, что наша культура грезит, будто за этой исчезнувшей силой, которую она пытается аннексировать, скрывается другой порядок, с которым она не имеет ничего общего, и она грезит, будто уничтожила этот порядок, эксгумировав его как свое собственное прошлое.

Мы очарованы Рамсесом, как христиане эпохи Возрождения были очарованы американскими индейцами, этими (человеческими?) созданиями, которые никогда не знали Слова Христова. Поэтому был в начале колонизации момент оцепенения и растерянности перед самой возможностью избежать универсального закона Евангелия. Тогда следовало выбирать одно из двух: либо признать, что этот Закон не универсален, либо истребить индейцев, чтобы уничтожить улики. Как правило, довольствовались тем, что обращали их в свою веру, но даже просто обнаружения индейцев в дальнейшем было достаточно для их постепенного уничтожения.

Вот так, достаточно будет эксгумировать Рамсеса, чтобы уничтожить его через музеефикацию. Ведь мумии уничтожают не черви: они погибают из-за изъятия из неспешного символического порядка, властелина тлена и смерти, и перехода к порядку истории, науки и музея - нашему порядку, который больше не властен ни над чем и способен лишь обрекать то, что предшествовало ему, на тлен и смерть, чтобы пытаться потом воскресить все это с помощью науки. Непоправимое насилие надо всем тайным, насилие со стороны цивилизации без тайн, ненависть этой цивилизации к своим собственным основам.

Как этнология, которая делает вид, что отказывается от своего объекта, чтобы надежнее сохранить себя в своей чистой форме, так и демузеефикация всего лишь еще один виток искусственности. Свидетельством тому - монастырь Сен-Мишель де Кукса, который за огромные деньги будет возвращен на родину из Клойстерса в Нью-Йорке и снова установлен на "изначальном месте". И все должны аплодировать этому возвращению (как аплодировали "экспериментальной операции по отвоеванию тротуаров" на Елисейских полях!). Но если экспорт капителей действительно был актом своеволия, и если Клойстерс в Нью-Йорке все-таки является искусственной мозаикой всех культур (в соответствии с
A Russian translation of the book appeared in LJ. The translation and editing process is not over yet; the translator monitors comments and suggestions.

In general, interesting!

The full text is also available at http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml


Ramses, or the Resurrection in pink


Ethnology touched its paradoxical death on the day of 1971, when the Philippine government decided to return to pristine places, where colonizers, tourists and ethnologists could not get to, a few dozen tasadaevs who had been discovered shortly before in the jungle wilds where they lived eight centuries without any contact with the rest of humanity. This was done on the initiative of the anthropologists themselves, who saw how when the natives contacted them, they immediately “scattered” like mummies in the fresh air.

In order for ethnology to continue to live, it is necessary that its object die, which, dying, takes revenge for being "discovered", and with its death challenges the science that is trying to master it. []

Does not any science live on this paradoxical slope, to which it is doomed to the disappearance of its object at the very moment when it is trying to take possession of it and the ruthless reversion that it receives from the dead object? Like Orpheus, she constantly turns around too early, and just as it was with Eurydice, her object again plunges into Hades.

It was from this diabolical paradox that ethnologists wanted to protect themselves by again creating a border of security around the tasadaev in the form of a virgin forest. No one will bother them anymore: the mine with the gold mine is closed. Science loses a whole capital on this, but the object remains intact, lost for it, but untouched in its “virginity”. This is not about the victim (science never sacrifices, it is always deadly), but about the simulated sacrifice of its object in order to save its principle of reality. Tasadai, frozen in their natural state, will serve her as an absolute alibi, an eternal guarantee. Here begins the endless anti-ethnology, which is professed to varying degrees by Jolen, Castaneda, Klyastr. Be that as it may, the logical evolution of science consists in an ever greater distance from its object, until it begins to do without it at all: its autonomy becomes even more fantastic from this, it reaches its pure form.

This is how the Indian referred to in the reservation, in his glass coffin of the virgin forest, again becomes a simulated model of all possible Indians of the times before ethnology. Thanks to this model, ethnology allows itself the luxury of incarnating beyond its borders, in the "rough" reality of these Indians re-created by it - Savages, who only thanks to ethnology remain Savages: what a mirror turn, what a triumph of science, which, it seemed, was doomed to destroy them!

Of course, such Savages are posthumous creatures: frozen, cryonized, sterilized, protected from death, they became reference simulacra, and science itself became a pure simulation. The same thing happens in Creuso, within the framework of the Ecological Museum, where on the site of events museums have been identified as "historical" witnesses of their era, entire working quarters, operating metallurgical zones, at once a whole culture, men, women, children - together with their gestures, manner of speaking, customs, - during life turned into fossils, as in old photographs. The museum, having ceased to be a geometrically limited place, is now everywhere - as another life dimension. So is ethnology, instead of limiting itself as an objective science, now, having freed itself from its object, it will spread to all living things, and will become invisible, like the ubiquitous fourth dimension - the dimension of a simulacrum. We are all tasadays — Indians who, thanks to ethnology, have again become what they were — Simulacra Indians, who finally proclaim the universal truth of ethnology.

We have all become living exhibits in the spectral light of ethnology, or anti-ethnology, which is only a pure form of triumphal ethnology, under the sign of killing differences and resurrecting differences. Therefore, it is very naive to look for ethnology among the Savages or somewhere in the countries of the "third world" - it is here, everywhere, in the metropolis, among white people, in the whole world - cataloged, analyzed, and then artificially revived like the real one - in the world of simulation, hallucination truth, blackmail of the real, mortification of any symbolic form and its hysterical historical retrospection - mortification, the first victims of which (the position obliges) were the Savages, but which has long spread to all Western societies.

And at the same time, ethnology gives us its only and last lesson, revealing the secret that kills her (and which Savages know much better than her): revenge of the dead.

The restriction of the object of science is equivalent to the restriction of the insane and the dead. In the same way that the whole society is terminally infected with that mirror of madness that he himself has set before himself
У записи 6 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Григорий Евграфов

Понравилось следующим людям