Ночь и день, сменяя друг друга готовят наше...

Ночь и день, сменяя друг друга готовят наше сознание к тому, что наша рациональность — это хрупкая и уютная лазурь, которая всегда готова провалиться в межзвёздную ночь иного по отношению к тому, что называет себя "я".
В детстве эта ночная встреча страшнее: мы видим настоящих чудовищ, которые могут нас съесть или свести с ума, иначе говоря, лишить нас нас самих; украсть уютный мартовский лёд нашей рациональности. Пожалуй, мой самый сильных страх был сойти с ума: это казалось окончательной болью, которая уже никогда не кончится, болью и несвободой. Я чувствовал, что на эту боль и несвободу обречён всякий, кто увидит ночью призрака или чудовище.
Во взрослом состоянии такая встреча уже почти невозможна: мы хорошо защищаемся от нашего бессознательного. Лишь сочетание бессоницы и глубокого психического расстройства может привести нас ко встречи с тем бессознательным, обиженным на дневную власть сознания; обиженным и желающим отомстить. Бессознательное, иррациональное, которое, как мне кажется, лучше было бы именовать "внутренним иным" проявляет себя как неврозы и психозы, не давая быть счастливым, когда всё хорошо, не позволяя ощутить, наконец, несчастье, когда мы этого хотим. Оно выводит наше зрение из фокуса, искажает пропорции и готовит ко встречи с собой.
Меня с детства пугал и заколдовывал свет фонарей на стенах, но это знание, жившее во мне всегда было изолированным: когда я испытывал состояния страха и восхищения перед этим светом, я помнил об этом свете, но затем — забывал. Я называю это "изолированным состоянием".
Вчера я совсем не мог уснуть и поэтому смог запечатлеть этот признак безумия: тело разорванное и продублированное на стенах фонарным светом. Тело, которое перестаёт узнавать себя и теряется в ночном воздухе, свет, который ошалев от темноты, множит себя дважды, трижды, четырежды, пятижды и так далее.
Цикл этих фотографий — попытка показать череду состояний ускальзающего разума, теряющего способность "собирать" тело, так, как оно видится нашему сознанию. Слишком большое тело, непропорциональное тело, повторённые фрагменты — всё то, чем радует нас безумие, но только не внутри, а на белых стенах и потолке.
//Все фотографии, кроме двух — не обработаны, в обработанных фотографиях изменены уровни яркости; все фотографии сняты на Canon 40D и поломанный объектив, с выдержкой от 4 до 30 секунд.
Night and day, replacing each other, prepare our consciousness for the fact that our rationality is a fragile and cozy azure, which is always ready to fail on the interstellar night of another in relation to what calls itself "I".
In childhood, this night meeting is worse: we see real monsters that can eat us or drive us crazy, in other words, deprive us of ourselves; steal the cozy March ice of our rationality. Perhaps my greatest fear was losing my mind: it seemed like the ultimate pain that would never end, pain and lack of freedom. I felt that anyone who sees a ghost or a monster at night is doomed to this pain and lack of freedom.
In adulthood, such a meeting is almost impossible: we are well protected from our unconscious. Only a combination of insomnia and deep mental disorder can lead us to meet that unconscious, offended by the daily power of consciousness; offended and wanting revenge. The unconscious, irrational, which, it seems to me, it would be better to call it "the inner other" manifests itself as neurosis and psychosis, not allowing us to be happy when everything is good, not allowing us to finally feel unhappiness when we want it. It takes our vision out of focus, distorts proportions and prepares to meet with ourselves.
From childhood I was scared and bewitched by the light of lanterns on the walls, but this knowledge that lived in me was always isolated: when I experienced states of fear and admiration for this light, I remembered this light, but then I forgot. I call this an "isolated state."
Yesterday I couldn’t fall asleep at all, and therefore I was able to capture this sign of madness: a body torn and duplicated on the walls by a lamppost. A body that ceases to recognize itself and is lost in the night air, a light that is dull from the darkness, multiplies itself twice, thrice, four times, five times, and so on.
The cycle of these photographs is an attempt to show a series of states of an accelerating mind that loses its ability to “assemble” the body as it appears to our consciousness. Too large a body, a disproportionate body, repeated fragments - all that makes us madness, but not inside, but on the white walls and ceiling.
// All photos, except for two, were not processed, brightness levels were changed in processed photos; All photos were taken on a Canon 40D and a broken lens, with a shutter speed of 4 to 30 seconds.
У записи 18 лайков,
1 репостов,
552 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марк Гондельман

Понравилось следующим людям