Когда я был юн, было важно уйти в...

Когда я был юн, было важно уйти в ортодоксальные евреи. Тогда можно было на всех смотерть сверху вниз. Идейно правильным речекряканием признавались следующие положения: "реформисты — это уже не иудаизм", "машихисты — безумцы", "иудео-христианство — это химерная религия". Мы соревновались, кто больше исполнит, а потом я начал сходить с ума и иудаизм мне не помог. Чтобы выжить, пришлось разбираться самостоятельно.

Те, кто рекламировали мне иудаизм, делились на несколько групп. Одни, по-честнее, сразу признавались: ермолка пращуров — не про счастье и не про людей, а про Что-то Большее. Когда мне (и многим, как и я) было плохо, это Что-то Большее было таким оправданием: пусть у меня в душе ад, в жопе узилища, но в душе-то Что-то Большее. И мы не ели свинью, читали Тору и пили вино с печатью от раввина. Другие, по-проходимистее, расхваливали иудаизм как таблетку счастья. Вот-де, три раза в день помолитесь, а там Божеле счастьица на вас и изольёт. Про этих я совсем не хочу говорить.

Сегодня в ортодоксальные евреи идут забавные маргиналы. Я искренне им жму руку. Братья: я и сам забавный маргинал! Сегодняшняя ортодоксия — это гремучая смесь религиозной терапии и орто-сексистского феминизма.

Ортодоксальный феминизм по-честнее, и предлагает бороться за права угнетённых. Зачастую думающего человека должно бы коробить от ортоправильности — но ему это запрещают. Вот раньше, если бы вас поймали за сочувствием к машихистам, или любви к Христу, вас бы изгнали из хорошего общества. Теперь это можно. Сегодня нельзя не согласиться с догматическими суждениями феминизма (о которых я буду старательно по-штрауссиански молчать). Вы как-нибудь не так подумаете, и — р-раз — и вот вы уже и не приглашены в хороший дом.

Религиозная терапия унаследовала другое — она для тех, кто по-проходимистее. Если в мишне есть заповедь "найди себе Учителя", современная религия настаивает: "найди себе Терапевта". Больше терапии, разной и важной.

Я знаком с людьми, которые десятки лет ходят к Терапевту, но лучше им не делается. Я не раз слышал, что от этого стало только хуже. Я не хочу сказать, что терапия — это плохо, но мыслить терапию как некую религию-панацею — уверуйте и купите брошюрку за три копейки — опасно и вредно. Как нельзя всем предписать христианство или буддизм и вообще религиозность, так же нельзя всем предписывать Лакана, терапию и расстановки.

Религия, борьба за социальные права, попытка найти мир с самим собой — это важные задачи. Иудаизм, феминизм и терапия — это важные проекты, решающие вопросы религии, социальных прав и мира с собой. Но там, где они запрещают мыслить, где нельзя начать сомневаться в том, что можно по-другому, там наступает местечко, большевистский террор и пуринаское исповеднечество. Надевайте свой тфилин в присутствии своей терапевтки — это меня только радует, но пожалуйста, не надо меня уверять, что это единственный путь к счастью.
When I was young, it was important to leave for Orthodox Jews. Then it was possible to look at all from top to bottom. The following points were recognized as ideally correct recreating: "reformists are no longer Judaism," "Machihists are crazy," "Judeo-Christianity is a chimeric religion." We competed who would perform more, and then I began to go crazy and Judaism did not help me. To survive, I had to figure it out on my own.
 
Those who advertised Judaism to me were divided into several groups. Some, to be honest, immediately admitted: yarmulka of the ancestors - not about happiness and not about people, but about Something More. When I (and many, like myself) felt bad, Something Bigger was such an excuse: let me have hell in my soul, in the ass of the prison, but something More in my soul. And we did not eat a pig, read the Torah and drank wine with a seal from the rabbi. Others, more passable, praised Judaism as a pill of happiness. Well, pray three times a day, and there God’s happiness will pour on you. I don’t want to talk about these at all.
 
Today, orthodox Jews are amusing marginals. I sincerely shake their hand. Brothers: I myself am a funny marginal! Today's orthodoxy is an explosive mixture of religious therapy and ortho-sexist feminism.
 
Orthodox feminism is more honest, and offers to fight for the rights of the oppressed. Often, a thinking person should be crippled by orthogonality - but he is forbidden. Earlier, if you had been caught compassion for the Machihists, or love for Christ, you would have been expelled from good society. Now it is possible. Today one cannot but agree with the dogmatic judgments of feminism (which I will diligently keep silent in a Straussian way). You somehow will not think so, and - r-time - and now you are no longer invited to a good house.
 
Religious therapy has inherited something else - it is for those who are more passable. If there is a commandment “find yourself a Teacher” in the target, modern religion insists: “find a Therapist for yourself”. More therapy, different and important.
 
I am familiar with people who go to the therapist for decades, but they don’t do better. I have heard more than once that it only got worse. I do not want to say that therapy is bad, but to think of therapy as a kind of panacea religion - believe and buy a brochure for three pennies is dangerous and harmful. Just as Christianity or Buddhism cannot be prescribed to everyone and religiosity in general, Lacan, therapy and constellations cannot be prescribed to everyone.
 
Religion, the struggle for social rights, the attempt to find peace with oneself are important tasks. Judaism, feminism and therapy are important projects that address issues of religion, social rights and peace with oneself. But where they forbid you to think, where you can’t start to doubt that you can do it differently, there comes a place, Bolshevik terror and Purin confession. Put on your tefillin in the presence of your therapist - it only makes me happy, but please don’t have to assure me that this is the only way to happiness.
У записи 26 лайков,
1 репостов,
574 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марк Гондельман

Понравилось следующим людям