Кроме того, во многих деловых людях я замечал...

Кроме того, во многих деловых людях я замечал склонность ощущать свою профессию, как бремя. Они работают для того дня, когда могли бы бросить ее и, удалившись, жить на свои ренты – как можно скорее выйти из борьбы. Жизнь представляется им битвой, которой нужно как можно скорее положить конец. Это опять-таки был пункт, которого я никак не мог понять; я думал, напротив, что жизнь заключается не в борьбе, а если в борьбе, то против тяжести, против попятного движения, против «успокоения». Если наша цель – покрыться ржавчиной, то нам остается только одно: отдаться нашей внутренней лени; если же наша цель – рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и бодрствовать целый день. Я видел, как большие предприятия падали, делаясь тенью своего имени, только потому, что кто-то считал возможным, чтобы они и дальше управлялись так, как управлялись до сих пор. Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Даже тот, кто думает, что он «остановился отдохнуть», не пребывает в покое, а, по всей вероятности, катится вниз. Все находится в движении и с самого начала было предназначено к этому. Жизнь течет. Мы живем, быть может, постоянно на одной и той же улице и в том же доме, но человек, который живет там, с каждым днем другой.

Из подобного же самообмана, считающего жизнь сражением, которое может быть проиграно каждую минуту, благодаря ложному ходу, проистекает сильная любовь к регулярности. Люди привыкают быть лишь наполовину живыми. Сапожник редко усвоит «новомодный способ» подшивать подошву, ремесленник лишь весьма неохотно переймет новый метод труда. Привычка соблазняет к известной тупости, всякое препятствие отпугивает подобно горю или несчастью. Вспомните, что когда в свое время производились исследования методов фабричного труда, чтобы научить рабочих экономить при производстве энергию и силу, как раз они более всех противились этому. Они подозревали, конечно, и то, что все это исключительно заговор, чтобы выжать из них еще больше, но сильнее всего они были возбуждены нарушением их привычной колеи. Купцы гибнут вместе со своим делом потому, что они привязываются к старому методу торговли и не могут решиться на нововведения. Их встречаешь везде – этих людей, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые просыпаются утром с прошлогодними мыслями. Можно было бы почти установить правило: кто думает, что нашел свой метод, пусть углубится в себя и основательно исследует, не находится ли часть его мозга в усыплении. Опасность таится и подкрадывается к нам вместе с убеждением, что мы «обеспечили себя в жизни». Это убеждение угрожает тем, что, при ближайшем повороте колеса, мы будем сброшены.

Кроме того, господствует широко распространенный страх смешного. Столько людей боятся, что их сочтут за дураков. Я признаю, что общественное мнение – большая полицейская сила для тех людей, которых нужно держать в порядке. Быть может даже справедливо, что большинство людей не могут обойтись без принуждения со стороны общественного мнения. Общественное мнение может, пожалуй, сделать человека лучшим, чем он был бы без него, хотя и не в моральном отношении, но, может быть, как члена человеческого общества. Несмотря на это, вовсе не так плохо быть дураком во имя справедливости. Утешительнее всего, что такие дураки живут достаточно долго, чтобы доказать, что они вовсе не дураки, или же начатая ими работа продолжает жить и доказывать это.

Денежный фактор – стремление извлекать прибыль из «помещенного капитала» и проистекающее отсюда пренебрежение и ущерб для работы, а следовательно, и для полезной службы – выяснился для меня в многообразных формах. Этот фактор оказался виной большинства затруднений. Он был причиной низкой заработной платы – без хорошей работы нельзя платить высокого вознаграждения. И если все стремления не направлены на работу, она не может быть сделана хорошо. Большинство людей желают быть свободными в своей работе. При существующей системе это невозможно. В первое время моей деятельности и я не был свободен – я не мог предоставить своим идеям свободной арены. Все должно было быть направлено к тому, чтобы заработать как можно больше денег. Работа была на последнем месте Но самое странное во всем этом утверждение, что важны деньги, а не труд. Никому не казалось нелогичным, что деньги здесь поставлены впереди труда, хотя все должны признать, что прибыль проистекает только из труда. Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую – ту, которая ведет через труд.

Вот, например, вопросы конкуренции. Я слышал, что конкуренция будто бы является опасностью и что ловкий делец устраняет своего конкурента, создавая себе искусственным образом монополию. При этом исходят из мысли, что число покупателей ограничено, и что поэтому нужно предупредить конкуренцию. Многие помнят еще, что несколько позже целый ряд автомобильных фабрикантов вступил в объединение на основе патента Зельдена, и это, в строго законных рамках, обеспечило им возможность контролировать цены и размеры производства автомобилей. Они вдохновлялись при этом абсурдной идеей, что доход можно повысить уменьшением, а не увеличением работы. Эта идея, насколько я знаю, стара как мир. Ни тогда, ни теперь я не мог понять, что для того, кто честно работает, не найдется достаточно дела. Время, которое тратится на борьбу с конкурентами, расточается зря; было бы лучше употребить его на работу. Всегда найдутся люди, готовые охотно, даже усердно покупать при условии, что их снабжают по сходным ценам и тем, в чем они действительно нуждаются. Это относится как к личным услугам, так и к товарам.

В этот период раздумий я далеко не оставался праздным. Мы работали над нашим большим четырехцилиндровым мотором и над двумя большими гоночными автомобилями. У меня было для этого много времени, так как я постоянно был при деле. На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днем он должен думать о ней, а ночью – она ему сниться. Идея выполнять свою работу в канцелярские часы, приниматься за нее утром и бросать ее вечером – и до следующего утра не возвращаться к ней ни одной мыслью – как будто очень хороша. Ее можно даже осуществить довольно просто, если только мы согласны иметь над собой кого-нибудь целую жизнь, быть служащими, быть может, даже и самостоятельными служащими, всем чем угодно, но только не директорами или ответственными руководителями. Для человека физического труда является даже необходимостью ограничивать свои рабочие часы – иначе он скоро истощит свои силы. Если он намерен всю жизнь оставаться при физическом труде, то должен забывать о своей работе в то мгновение, когда прозвучит фабричный гудок. Но если он хочет идти вперед и чего-нибудь достигнуть, то гудок для него только сигнал поразмыслить над своим трудовым днем и найти, как бы ему делать лучше прежнего.

Кто обладает высшей мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех. Я не берусь утверждать и не в состоянии проверить, счастливее ли настойчивый работник не разлучный со своим делом и думающий беспрестанно об успехе и потому успевающий, чем тот человек, который мыслями и делом держится только положенных присутственных часов. Этот вопрос и не требует разрешения. Мотор в 10 лош. сил дает меньшие результаты, чем двадцатисильный. Тот, кто свою умственную деятельность вкладывает в рамки присутственных часов, ограничивает этим самым свои лош. силы. Если он согласен влачить только бремя, на него возложенное, то все в порядке. Это его личное дело, никого не касающееся, но он не должен быть в претензии, если другой, умноживший свои лош. силы, везет больше и преуспевает. Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою и создает себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы.

В общем, мои важнейшие выводы из опыта того года, дополненные наблюдениями последующих лет, можно свести к следующему:

1) Вместо работы на первый план ставятся финансы, что грозит тормозом работе и умаляет значение настойчивого труда.

2) Преобладающая забота о деньгах, а не о работе, влечет за собою боязнь неудачи; эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, опасаться каждого шага, вносящего изменение в положение дел.

3) Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.
In addition, in many business people, I noticed a tendency to perceive my profession as a burden. They work for the day when they could abandon it and, retiring, live on their own annuities - get out of the struggle as soon as possible. Life seems to them a battle that needs to be put to an end as soon as possible. This, again, was a point that I could not understand in any way; I thought, on the contrary, that life does not consist in struggle, but if in struggle, then against gravity, against backward movement, against “reassurance”. If our goal is to become rusty, then only one thing remains for us: to surrender to our inner laziness; if our goal is growth, we need to wake up again every morning and stay awake all day. I saw how large enterprises fell, becoming the shadow of their name, only because someone considered it possible that they continue to be managed as they have been managed so far. Life, as I understand it, is not a stop, but a journey. Even one who thinks he has “stopped to rest” does not rest, but in all probability rolls down. Everything is in motion and from the very beginning it was destined for this. Life is flowing. We live, perhaps constantly on the same street and in the same house, but the person who lives there is different every day.

From a similar self-deception, which considers life a battle that can be lost every minute, thanks to a false move, a strong love for regularity flows. People get used to being only half alive. The shoemaker rarely learns the “newfangled way” of hemming the sole; the artisan is only very reluctant to adopt the new method of labor. A habit seduces to a certain dullness, any obstacle frightens off like grief or misfortune. Remember that when at one time research was done on the methods of factory labor in order to teach workers how to save energy and power in production, they were the ones who opposed it most of all. Of course, they suspected that all this was exclusively a conspiracy to squeeze even more out of them, but most of all they were excited by the violation of their usual rut. Merchants die along with their business because they become attached to the old method of trading and cannot decide on innovations. You meet them everywhere - these people who do not know that yesterday is yesterday, and who wake up in the morning with last year’s thoughts. One could almost establish a rule: whoever thinks he has found his method, let him go deep into himself and thoroughly examine whether part of his brain is in sleep. The danger lurks and creeps up to us together with the conviction that we "provided for ourselves in life." This belief threatens that, at the next turn of the wheel, we will be reset.

In addition, there is a widespread fear of the ridiculous. So many people are afraid that they will be considered fools. I admit that public opinion is a big police force for those people who need to be kept in order. It may even be true that most people cannot do without coercion from public opinion. Public opinion can perhaps make a person better than he would be without him, although not morally, but perhaps as a member of human society. Despite this, it’s not so bad to be a fool in the name of justice. It is most comforting that such fools live long enough to prove that they are not fools at all, or that the work they have begun continues to live and prove it.

The monetary factor — the desire to profit from “invested capital” and the resulting neglect and damage to work, and therefore to useful service — became clear to me in various forms. This factor turned out to be the fault of most difficulties. He was the cause of low wages - without good work you cannot pay high remuneration. And if all aspirations are not aimed at work, it cannot be done well. Most people want to be free in their work. With the existing system, this is not possible. At the first time of my activity, I was not free - I could not provide my ideas with a free arena. Everything had to be aimed at making as much money as possible. Work was in last place. But the strangest thing in all of this is the statement that money is important, not labor. It did not seem illogical to anyone that money was put ahead of labor, although everyone should recognize that profit comes only from labor. It seems that everyone was looking for the shortest way to money and at the same time avoided the most direct one, the one that leads through labor.

For example, competition issues. I heard that competition seems to be a danger and that a clever businessman eliminates his rival by creating an artificial monopoly for himself. At the same time, one proceeds from the idea that the number of customers is limited, and that therefore competition must be prevented. Many people remember that a little later a number of automobile manufacturers joined the association on the basis of Selden’s patent, and this, in a strictly legal framework, provided them with the opportunity to control the prices and sizes of automobile production
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Яхнев

Понравилось следующим людям