Ханья Янагихара, «Маленькая жизнь» Пару лет смотрела в...

Ханья Янагихара, «Маленькая жизнь»

Пару лет смотрела в книжных на увесистый томик с увесистым ценником, читала восторженные и разочарованные отзывы, учила трудновыговариваемую фамилию автора и сомневалась. Если книга и правда про боль, боль, больше боли, то стоит ли сознательно погружаться в пучины тоски и безысходности? Ради чего?

Как в таких случаях и бывает, решение приняло себя само. Спонтанная покупка, и в тот же вечер нырнула в текст, готовая ко всему. Вынырнула окончательно только через несколько дней после того, как перелистнула последнюю страницу.

Книга большая не только по объему (почти 700 страниц), но и по наполненности. В ней трагедии – большие, счастье – большое, жизнь – большая, любовь – большая, дружба — огромная просто. И люди, восхитительно большие люди, за которыми невозможно следить с холодным сердцем.

Стержень повествования – молодой человек по имени Джуд, и его жизнь от рождения до смерти, показанная нелинейно. С первых страниц становится ясно, что с ним что-то не так, и, разумеется, разгадка выдается порциями на протяжении всей книги. Сам Джуд – совершенно уникальная личность, и рядом с ним находятся точно такие же люди: талантливые, почти гениальные, успешные, мудрые, взрослые. Вообще уровень взрослости персонажей (не считая призраков прошлого и одного мудака) просто зашкаливает! Глубокая рефлексия, свобода и полное принятие человека рядом – такая же повседневность, как и занятие любимым делом и великодушие.

Мне понравилось, как легко и естественно книга возвещает право человека жить так, как ему нравится и хочется. Да, это про вопросы ориентации, семейного положения, детей, одиночества, секса, самовыражения. Даже право на саморазрушение – до определенных границ. Это мир, в котором царствует уважение к чужой личности и жизни. Без обсуждений, нотаций и надрыва.

На первый взгляд такая идиллия кажется нарочитой и преувеличенной. Впрочем, как и прошлое героя, где не просто «больше боли», а такие адовы бездны, что в какой-то момент внутри все притупляется, и очередной треш воспринимается отстранено и почти спокойно. Но мне кажется, автор намеренно создала такую почти лабораторную среду, чтобы провести большое писательское исследование. Так и вижу, как она берет больную и важную для себя тему – травму — и начинает проверять со всех сторон. А что, если это будут ужасные травмирующие события на протяжении многих лет? Что, если они будут становиться все ужаснее? Что, если травма душевная обретет проявление физическое? Что, если на травму подорожником налепить много-много любви? Что, если травму прикрыть исполнением желаний – самых заветных и несбыточных, как в сказке? Что, если вокруг нее создать абсолютно противоположный мир? Что, если на травму наложить еще одну травму? А потерю?

И этот взгляд исследователя не делает повествование циничным и отстраненным, а, наоборот, помогает копать глубже не только в эмоциях. Для меня такое восприятие текста стало подушкой безопасности: я вовлекалась в героев и их переживания, оставаясь спокойной.

Ожидала, что после прочтения на душе будет тяжко, но самое сильное ощущение в конце – внутренней чистоты. Это удивительно. И это лучший ответ на вопрос «ради чего?».
Chania Yanagihara, "Little Life"

For a couple of years I looked in the bookstores at a weighty volume with a weighty price tag, read enthusiastic and disappointed reviews, learned the author’s hard-to-pronounce name and doubted it. If the book is really about pain, pain, more pain, is it worth it to deliberately plunge into the depths of longing and despair? For what?

As in such cases it happens, the decision made itself. A spontaneous purchase, and that very evening dived into the text, ready for anything. It finally surfaced only a few days after turning the last page.

The book is large not only in volume (almost 700 pages), but also in fullness. Her tragedies are great, happiness is great, life is great, love is great, friendship is huge simply. And people, delightfully large people that cannot be followed with a cold heart.

The core of the story is a young man named Jude, and his life from birth to death, shown non-linearly. From the first pages it becomes clear that something is wrong with him, and, of course, the answer is given in portions throughout the book. Jude himself is a completely unique person, and next to him are exactly the same people: talented, almost brilliant, successful, wise, adults. In general, the level of adult character (not counting the ghosts of the past and one asshole) just rolls over! Deep reflection, freedom and full acceptance of a person nearby are the same everyday routine as doing one's favorite thing and generosity.

I liked how easily and naturally the book proclaims a person’s right to live the way he likes and wants. Yes, this is about orientation, marital status, children, loneliness, sex, self-expression. Even the right to self-destruction is within certain limits. This is a world in which respect for someone else's personality and life reigns. Without discussion, notation and anguish.

At first glance, such an idyll seems deliberate and exaggerated. However, like the hero’s past, where it’s not just “more pain”, but such hellish abysses that at some point everything is dulled inside, and the next trash is perceived as detached and almost calm. But it seems to me that the author deliberately created such an almost laboratory environment in order to conduct a large writer's research. So I see how she takes a sick and important topic for herself - trauma - and begins to check from all sides. But what if these are terrible traumatic events over the years? What if they get worse? What if a mental trauma takes on a physical manifestation? What if a lot of love is stuck on a plantain injury? What if you cover the injury with the fulfillment of desires - the most cherished and unrealizable ones, as in a fairy tale? What if you create an absolutely opposite world around her? What if another injury is imposed on the injury? And the loss?

And this view of the researcher does not make the story cynical and detached, but, on the contrary, helps to dig deeper not only in emotions. For me, this perception of the text became a safety cushion: I got involved in the characters and their experiences, while remaining calm.

I expected that after reading it, the soul would be hard, but the strongest sensation at the end is inner purity. It is surprising. And this is the best answer to the question "for what?"
У записи 21 лайков,
0 репостов,
300 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Хоменко

Понравилось следующим людям