На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то...

На одном из спектаклей "Евгения Онегина" пистолет почему-то не выстрелил. Но Онегин не растерялся и ударил Ленского ногой. Тот оказался сообразительным малым и с возгласом: "Какое коварство! Я понял все - сапог отравлен!" - упал и умер в конвульсиях. 

****************************************************** 

Гастроли провинциального театра, последний спектакль, трезвых нет. 

Шекспировская хроника, шестнадцать трупов на сцене. Финал. Один цезарь над телом другого. И там такой текст в переводе Щепкиной-Куперник: 

"Я должен был увидеть твой закат иль дать тебе своим полюбоваться". 

И артист говорит: 

- Я должен был увидеть твой... 

И он текст забыл, надо выкручиваться, по смыслу, а это стихи, проклятье - но он выкрутился! Как поэт!! 

Он сказал: 

- Я должен был увидеть твой... конец! 

И задумчиво спросил: 

- Иль дать тебе своим полюбоваться?.. 

И мертвые поползли со сцены. 

******************************************************* 

Итак - имеется прославленный (и заслуженно) актер и имеется его завистник, который всяко его подсиживает, гадит и т.д., причем бездарен на удивление. Ну вот этот завистник всеми правдами и неправдами "выбил" себе роль Дон Гуана, столкав ненавистного соперника на роль Статуи Командора. Играет отвратно, и Статуя всатвляет отсебятину: "Как низко может падать человек!" Публика в восторге и освистывает Дон Гуана. Естественно, тот решил отомстить. Назавтра другая пьеса, где знаментость играет Наполеона, а завистник - эпизодическую роль генерала, который вручает Наполеону письмо, каковое тот потом читает вслух. Пьеса новая, роли еще едва разучены, так что Наполеон пиьсмо просто реально переписал и вложил текст в конверт. Завистник, будучи в курсе, что Наполеон письмо помнит плохо, вытащил текст из конверта и вложил пустой лист бумаги - дескать, вот не сможешь ты вспомнить текст, тут-то и обгадишься перед публикой. Итак - соответствующий момент спектакля, Наполеон вскрывает конверт, видит, что перед ним чистый лист, отлично понимает, кто ему устроил этакую жабу - и... небрежно вручает этот лист генералу со словами: "Прочтите, генерал, мне сами вслух!" 

******************************************************** 

История. которую мне рассказал мой отец, в молодости сам актер, так что за достоверность ручаюсь. 

Приезжает Папазян в провинциальный театр - играть Отелло. И выдают ему в качестве Дездемоны молоденькую дебютанточку. Она, естественно, волнуется. И вот подходит дело к сцене ее убиения. на сцене такая вся из себя целомудренная кровать под балдахином. И вот легла эта самая дебютантка за этим балдахином ногами не в ту сторону. Открывает Отелло с одной стороны балдахин - а там ноги. Ну - что поделать, закрыл Отелло балдахин и этак призадумался тяжко. А Дездемона сообразила. что лежит не в том направлении, и... ага, перелегла. Открывает Отелло балдахин с другой стороны, а там... НОГИ! 

После чего продолжать трагедию было, как вы понимаете, уже невозможно. 

*************************************************************** 

1 января. В театре юного зрителя, дневной, детский спектакль. Радость детишкам, мука родителям, актерам и персоналу театра мука в кубе. Актер никаковский, у него текст: «Кто там светит нам в ночи?». И по темному заднику из кулисы в кулису пробегают три актера со светящимися фонариками и покрикивают: «Мы, ночные светлячки». 

Все очень просто, только не 1 января. 

Этот: «Кто там светит нам в ночи?». Светлячков нет. 

Этот опять: «Кто там светит нам в ночи?». Ноль признаков светлячков. 

Он опять повторил, ну не мог же актер знать, что три «светлячка» в гримерке продолжают новогоднюю ночь, и им фиолетово, кто там светит кому в ночи. 

Когда актер в пятый раз гаркнул: «Кто там светит нам в ночи?», не выдержал монтировщик, который тоже человек, и с 31 на 1 …, в общем, парень был плох. 

Так вот, он взял два фонаря, вывалил с ними на темную сцену, а где там их подкрутить, чтоб они зажглись, так и не разобрался. Пытался он фонарики-то зажечь, пытался и не смог, и так расстроился, что хотел помочь, да не смог, что на очередной крик: «Кто там светит нам в ночи?», швырнул фонари на сцену и громко, в злобе, сказал: «Да это мы, блин, ночные светлячки, только нас не видно ни хрена!» 

************************************************************ 

Одно время в театрах было запрещено пользоваться стартовыми пистолетами. Категорически приписывалось пользоваться на сцене макетами оружия, а выстрелы подавать из-за кулис. В одном театре на краю каменоломни стоит связанный комсомолец, а фашист целится в него из пистолета. Помреж за кулисами замешкался. Выстрела нет и нет. Фашист ждал-ждал и в недоумении почесал себе висок дулом пистолета. В этот самый момент грянула хлопушка помрежа! "Фашист", будучи артистом реалистической школы, рухнул замертво. Тогда комсомолец, понимая что вся ответственность за финал легла на него, с криком "Живым не дамся!" бросается в штольню. Занавес. 

************************************************************* 

В одном из небольших гоpодов театp пpоездом давал "Гpозy" Остpовского. 

Как многие, наверно, помнят, там есть сцена самобpосания тела в pекy. Для смягчения последствий падения обычно использовались маты. И обычно их с собой не возили, а искали на месте (в школах, споpтзалах). А здесь вышел облом: нет, не дают, никого нет и т. п. В одном месте им пpедложили батyт. Делать нечего, взяли, но в сyматохе (или намеpенно) забыли пpедyпpедить актpисy. И вот пpедставьте себе сценy: геpоиня с кpиком бpосается в pекy... и вылетает обpатно. С кpиком... И так несколько pаз... Актеpы с тpyдом сдеpживаются (сцена тpагическая), зpители в тpансе... В этот момент один из стоящих на сцене с пpоизносит: 

- Да... Hе пpинимает матyшка-Волга... 

Актеpы, коpчась, падают, актpиса визжит, зpители сползают с кpесел... 

************************************************************ 

По спектаклю, Карандышев отговаривает текст: "Так не доставайся же ты никому" и стреляет в Ларису из пистолета, Лариса падает. А выстрел обеспечивался в то время так: реквизитор за кулисами, на реплику, бьет молотком по специальной гильзе, гильза бухает - Лариса падает. Премьера, ля, ля тополя... "Так не доставайся же ты никому", наводит пистолет, у этого за кулисами осечка, выстрела нет. Актер: "Так вот умри ж!" 

перезаряжает, наводит пистолет второй раз, за кулисами вторая осечка. Карандышев перезаряжает в третий раз: "Я убью тебя!", третья осечка. 

Лариса стоит. Вдруг из зала крик: "Гранатой ее глуши!". 

Занавес, спектакль сорвался, зрителям вернули деньги. Режиссер час бегал по театру за реквизитором с криком: "Убью, сволочь!!!". На следующий день, вечером, опять "Бесприданница", с утра разбор вчерашнего полета: мат-перемат, все на реквизитора катят, тот оправдывается: "Но ведь не я гильзы делал, ну сыр ые в партии попались, но много же народу рядом, видите же, что происходит, можно же помочь, там у суфлера пьеса под рукой: шмякнул ей об стол, все оно какой-никакой выстрел, монтировщик там доской врезал обо что-нибудь, осветитель лампочку мог разбить, ну любой резкий звук, она бы поняла, что это выстрел, и упала бы". Вечером спектакль, все нормально, доходит до смерти Ларисы, Карандышев: "Так не доставайся же ты никому!", наводит пистолет, у реквизитора опять осечка. 

Вдруг, с паузой в секунду, из разных концов за кулисами раздается неимоверный грохот: суфлер лупит пьесой об стол, монты - молотками по железу, осветитель бьет лампочку. Лариса явно не понимает, что это выстрел, ибо на выстрел эта беда никак не походит, и продолжает стоять. Из зала крик: "Тебе ж вчера сказали, гранатой ее глуши! 

******************************************************************* 

Игралась в театре некая героическая музыкальная драма - с любовью, смертями и прочей патетикой. И вот за несколько часов до спектакля обнаруживается, что местная прима объелась мороженого и заглавную партию петь никак не может. Голос сел. Как говорится, всерьез и надолго. 

Режиссер - в панике: билетов, как на грех, раскупили много. И тут... в общем, совсем как в голливудском сюжете на тему "Так становятся звездами". Является к режиссеру одна молоденькая хористочка и заявляет, что она всю жизнь мечтала об этой роли, что она знает все арии, что она готова без единой репетиции все отпеть и отыграть, и т.д. , и т.п. Ну, режиссеру, в общем-то, деваться особо некуда. Он машет рукой и выпускает юное дарование на сцену. Но как только занавес поднялся и дарование открыло свой прелестный ротик, тут же обнаружилось, что голливудский сценарий в степях Украины ну никак не проходит. Поет юное создание прескверно, играет еще хуже. Режиссер за сценой мучается. Но не останавливать же спектак ль, раз начали! Доходит дело до второго акта. 

Кульминация: героиня встречается со своим бывшим возлюбленным и в самый патетический момент призывает его: "Вбий мене!" (т.е. "убей меня!" - спектакль идет по-украински). И герой должен совершить свое черное дело. Ну, юное дарование на сцене, как положено, раскидывает руки и восклицает: "вбий мене!". Герой бросается на нее с бутафорским ножом и тут... Надо полагать, что лицо у артиста и вправду было зверское - намучился с партнершей за спектакль! Но так или иначе, а юная хористочка испугалась всерьез. И в последний момент отскочила в сторону. А стало быть, и не дала себя заколоть - как по роли положено. Оба стоят. Что делать - никто не знает. В конце концов хористочка решает продолжить с той же точки. 

Опять раскидывает руки и кричит: "вбий мене!". Герой - на нее. А она, с перепугу - опять в сторону! В общем, повторилась история и в третий раз. 

Но тут уже герой изловчился, отловил-таки девицу и, как положено по роли, "убил". В это т момент за сценой должен был грянуть патетический хор. Но хор не грянул. Не грянул он потому, что все хористы и хористки стояли, согнувшись пополам, или катались по сцене (за задником) в припадке неудержимого хохота. А хохотали они потому, что режиссер спектакля, стоя рядом с ними и видя, что творится на сцене, стал биться головой
At one of the performances of Eugene Onegin, the gun for some reason did not fire. But Onegin was not taken aback and kicked Lensky. He turned out to be smart enough and with an exclamation: "What treachery! I understood everything - the boot has been poisoned!" - fell and died in convulsions.

***************************************************** ****

A tour of the provincial theater, the last performance, no sober.

Shakespearean Chronicle, sixteen corpses on stage. The final. One Caesar is over the body of another. And there is such a text in the translation of Shchepkina-Kupernik:

"I should have seen your sunset or let you see yours."

And the artist says:

- I should have seen yours ...

And he forgot the text, it is necessary to get out, within the meaning, and these are poems, a curse - but he got out! Like a poet !!

He said:

“I should have seen your ... end!”

And thoughtfully asked:

- Or let you see yours? ..

And the dead crawled from the stage.

***************************************************** *****

So - there is a glorified (and deservedly) actor and there is his envious, who all sorts of it, spoils him, crap, etc., and it’s talentless to surprise. Well, this envious person, by hook or by crook, “knocked out” the role of Don Guan, having faced the hated opponent for the role of the Statue of the Commander. He plays disgustingly, and the Statue instills a gag: "How low can a man fall!" The audience is delighted and booing Don Guan. Naturally, he decided to take revenge. Tomorrow is another play, where Napoleon plays a prominence, and the envious plays the episodic role of a general who hands Napoleon a letter, which he then reads out loud. The play is new, the roles are barely understood yet, so Napoleon simply rewrote the letter and put the text in an envelope. The envious, being aware that Napoleon does not remember the letter well, pulled the text from the envelope and put an empty sheet of paper - they say, you can’t remember the text, and then you’ll be scolded in front of the audience. So - the corresponding moment of the performance, Napoleon opens the envelope, sees that there is a blank sheet in front of him, perfectly understands who arranged this sort of toad for him - and ... casually hands this sheet to the general with the words: “Read it, general, I’m out loud!”

***************************************************** ******

History. which my father told me, in his youth, the actor himself, so I guarantee the authenticity.

Papazyan comes to the provincial theater to play Othello. And they give him a young debutante as Desdemona. She is naturally worried. And now the case comes to the scene of her murder. there is such a chaste four-poster bed on the stage. And this very newcomer lay behind this canopy with her feet in the wrong direction. Othello opens on one side of the canopy - and there are legs. Well - what to do, Othello closed the canopy and sort of thoughtfully thought it over. And Desdemona realized. that lies in the wrong direction, and ... yeah, lay down. Othello opens the canopy on the other side, and there ... LEGS!

After that, as you understand, it was already impossible to continue the tragedy.

**************************************************** *************

January 1st. In the theater of a young spectator, daytime, children's play. Joy to kids, flour parents, actors and theater staff flour in a cube. Actor Nikakovsky, he has the text: “Who shines for us in the night?” And on the dark backdrop from the backstage to the backstage three actors run with luminous flashlights and shout: "We, night fireflies."

Everything is very simple, but not on January 1.

This one: "Who shines there in the night?" There are no fireflies.

This one again: "Who shines there in the night?" Zero signs of fireflies.

He repeated again, well, the actor could not know that the three “fireflies” in the dressing room continue the New Year’s night, and it’s violet to them who shines in the night.

When the actor barked for the fifth time: “Who shines for us in the night?”, The installer, who is also a man, could not stand it, and from 31 to 1 ..., in general, the guy was bad.

So, he took two lanterns, dumped them on a dark stage, and where to twist them so that they were lit, he did not figure it out. He tried to light the lanterns, tried and couldn’t, and was so upset that he wanted to help, but couldn’t, that the next cry was: “Who shines on us in the night?” He threw the lights on the stage and loudly, in anger, said : “Yes, it’s us, damn it, night fireflies, only we can’t see a damn thing!”

*********************************************.... **********

At one time, it was forbidden to use starting pistols in theaters. It was categorically attributed to using mock-ups of weapons on the stage, and firing shots from behind the scenes. In one theater on the edge of the quarry there is a tied Komsomol member, and a fascist aims at him with a pistol. Having stumbled behind the curtains hesitated. There is no shot and no. The fascist waited, waited, and in bewilderment scratched his temple with a gun point. At that very moment, a clapperboard came to a standstill! "Fascist", as an artist of a realistic school, collapsed dead. Then the Komsomolets, realizing that all responsibility for the finals fell on him, shouting "I won’t get alive!" rushes into the adit. A curtain.

*********************************************.... ***********

In one
У записи 8 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Петр Базанов

Понравилось следующим людям