Читаю и перечитываю сборник Юнны Мориц "В логове...

Читаю и перечитываю сборник Юнны Мориц "В логове голоса" (Московский рабочий, 1990). Думаю, что читала его я году в 1992, и это было символично: мое детство закончилось в 1991 году, о чем можно вспоминать каждый август. И стихи Юнны Петровны, казалось, пришли из другого мира, и это уже не был мир русской классической поэзии п.п. 19 века, а что-то близкое, судя по датам, но незнакомое, непостижимое в силу недостаточной широты кругозора. Неизвестный Киев, нечитаные Гёте и Шекспир, переживания, которые не получалось вполне осмыслить. И появление этого сборника в моей жизни также было символично потому, что в том цунами не известных доселе произведений и имен, которое захлестнуло нас в 1990-е, нужны были какие-то ориентиры, особенно подростку. И слава Богу за Юнну Петровну! Какие-то стихи я не могла понять тогда, а сейчас они читаются так, словно написаны про меня. Другие (вроде знаменитого "Я с гениями водку не пила...") вместе со стихами других авторов со временем стали частью жизненного и творческого кредо.

Но главное, о чем я вспоминаю, листая страницы этого сборника, - это музыка. Тут и там названия или "звездочки" обведены в кружок и подписано: "песня". И по крайней мере к двум таким "песням" я все еще помню мелодию, как выясняется, хотя сборник не держала в руках лет 15, и не вспоминала о них. Не хочу писать про свои отношения с фортепиано, сейчас они сошли на нет, но тогда, в 1990-е, одни из первых собственных мелодий были сочинены на стихи Юнны Мориц.

Наверное, так и проверяется творчество: своей способностью вдохновить, то есть вдохнуть идею в другого, оживить то, что ждет воплощения. Для автора это то самое счастье, "когда тобой пользуются", когда не только твое творение обретает новую жизнь в форме другого искусства, а когда твоя мысль, порыв души, эмоция получают развитие. И для нового автора это не меньшее счастье: быть сотворцом и продолжателем другого. Вполне в духе Ренессанса, если хотите.

____________________

Читая рыцарский роман

И я была, как остальные,
Пуды носила я стальные -
Кольчуги, латы и шеломы,
Железо с прорезью для глаз
(Смотри научные альбомы,
Историю за пятый класс).

Внимая вражескому крику,
Я подымала эту пику
И этот меч над головою,
Внимая вражескому вою.
И только юноше понять,
Как можно это все поднять -
Не раз, не два, а сколько надо
В железной битве, в пекле ада,
В крови средневековых лет,
Где мог быть истинным поэтом
Лишь рыцарь, воин и атлет.

Но меж колечек, скреп, застёжек
Немало потайных дорожек
Находит гибель - ей видней.
Имей Любовь на этот случай,
Средневековье - наилучший
Раздел, где сказано о ней!

1988

Одно из стихотворений "про меня", достаточно сказать, что через 10 лет, в 1998 г. я даже начала специализацию по истории Средних веков. А этот мятежный дух еще "свободою горит", но сегодня мой рыцарь убрал доспехи и превратился в Леди Шалот. Однако она изобретательна, когда придет время, она определенно найдет способ и любить рыцаря, и ткать волшебный гобелен, и ответ, как ей это удастся, - в следующем стихотворении Ю. Мориц.

***

Ты молод и свиреп, но знай, что будешь
Нежней, чем грусть, и ласковей, чем рожь.
И все, что ныне беспощадно судишь, -
Ты пощадишь, помилуешь, спасёшь!

И в этом свете мир предстанет целым,
И ты увидишь с ним наедине,
Что был он, есть и будет черно-белым,
Переливаясь в каждой глубине.

И в этом черно-белом клокотанье,
Где все - как дух творящий захотел,
Ты плаванье услышишь и летанье
Беспомощных, одушевлённых тел.

Тогда в слезах прильнёшь к земной отчизне
И предпочтёшь на весь остаток дней
Беспомощность одушевлённой жизни
Бездушному бессмертию камней.

1979

#юннамориц #советскаяпоэзия #стихи #любовь #жизнь #средневековье #философскаялирика #воспоминания
I read and re-read the collection of Yunna Moritz "In the den of the voice" (Moscow Worker, 1990). I think that I read it in 1992, and it was symbolic: my childhood ended in 1991, which can be remembered every August. And the poems of Yunna Petrovna seemed to come from another world, and this was no longer the world of Russian classical poetry 19th century, but something close, judging by the dates, but unfamiliar, incomprehensible due to insufficient breadth of vision. Unknown Kiev, unreadable Goethe and Shakespeare, experiences that could not be fully comprehended. And the appearance of this collection in my life was also symbolic because in that tsunami of hitherto unknown works and names that engulfed us in the 1990s, some guidelines were needed, especially for a teenager. And thank God for Yunna Petrovna! I could not understand some poems then, but now they are being read as if written about me. Others (like the famous "I didn’t drink vodka with geniuses ..."), along with poems by other authors, eventually became part of the life and creative credo.

But the main thing that I recall when flipping through the pages of this collection is music. Here and there the names or “stars” are circled and signed: “song”. And for at least two such “songs” I still remember the melody, as it turns out, although the collection was not in my hands for about 15 years, and did not remember them. I do not want to write about my relationship with the piano, now they have come to naught, but then, in the 1990s, one of the first tunes of our own was composed by Yunna Moritz.

Probably, this is how creativity is tested: by its ability to inspire, that is, breathe an idea into another, to revive what awaits realization. For the author, this is the very happiness “when you are used”, when not only your creation takes on a new life in the form of another art, but when your thought, impulse of soul, emotion develop. And for a new author, this is no less happiness: to be a co-creator and successor to another. It is in the spirit of the Renaissance, if you want.

____________________

Reading a knightly novel

And I was like the rest
I wore steel pounds -
Chain mail, armor, and shelome,
Iron with a slot for the eyes
(See science albums,
History for the fifth grade).

Listening to the enemy scream
I raised this peak
And this sword is over your head
Listening to the enemy howl.
And only a young man to understand
How can all this be raised -
Not once, not two, but how much is needed
In the iron battle, in the heat of hell
In the blood of medieval years
Where could be a true poet
Only a knight, warrior and athlete.

But between rings, fasteners, fasteners
A lot of secret tracks
Finds death - she knows better.
Have love for this occasion
Middle Ages - The Best
The section where it is said about her!

1988

One of the poems “about me”, suffice it to say that after 10 years, in 1998, I even started specializing in the history of the Middle Ages. And this rebellious spirit is still “burning with freedom,” but today my knight removed his armor and turned into Lady Shallot. However, she is inventive, when the time comes, she will definitely find a way to both love the knight and weave a magic tapestry, and the answer to how she succeeds is in the next poem by Yu. Moritz.

***

You are young and fierce, but know that you will
Tender than sadness, and more affectionate than rye.
And all that now mercilessly judge -
You will spare, have mercy, save!

And in this light the world will appear whole
And you will see him alone
That he was, is and will be black and white,
Shimmering in every depth.

And in this black and white bubbling
Where everything is - as the creative spirit wanted,
You will hear swimming and flying
Helpless, animated bodies.

Then in tears cling to the earthly homeland
And you prefer for the rest of the days
Helplessness of animate life
The soulless immortality of stones.

1979

#unnamorits #Soviet poetry # poems # love # life # middle ages # philosophical poetry #memories
У записи 4 лайков,
0 репостов,
167 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Шувалова

Понравилось следующим людям