Вспомнил об этой книге, когда пришлось идти на...

Вспомнил об этой книге, когда пришлось идти на концерт House of Pain через Каменный мост, а не Патриарший. И вот рецензию. написал.

Сталинское время наполнено мрачными зловещими историями, но «дело волчат», убийство юношей Владимиром Шахуриным своей возлюбленной однокашницы, дочери советского посла в США Нины Уманской и последующее самоубийство школьника в 1943 году – это кинематографичный сюжет для триллера. Городская легенда послужила основой для расследования журналиста перестроечного «Огонька» Александра Терехова, а затем, уже во второй половине 2000-х вышел роман Терехова «Каменный мост». Многостраничная книга была отрапортована как мокьюментари. Обычно этим термином называют псевдодокументальные произведения, в случае же с «Каменным мостом» - это своеобразная уловка, охранная грамота, позволяющая автору делать самые неожиданные выводы на основе детально проработанной источниковой базы. Терехов писал книгу 10 лет, – копаясь в архивах, встречаясь с современниками, выискивая даже образцы почерка героев, то есть погружаясь в эпоху по всем правилам исследователя, но действуя иначе, – писатель додумывает за героями, включает фантазию, сочиняет.

Формально действия романа происходят в настоящем, преимущественно в постсоветской Москве (за исключением нескольких постмодернистских эпизодов финала произведения). Главный герой - связанный со спецслужбами гуманитарий, коллекционер солдатиков, не молодой и не старый, состоявшейся и богатый, одинокий и всячески скрашивающий свой досуг, влиятельный и, вместе с тем, способный оказаться на самом дне. Он вызывает то сопереживание, то омерзение. Случайным образом главный герой узнаёт об убийстве на Каменном мосту, натыкаясь на фотографию Нины Уманской, и ему «сносит башню». Он начинает собственное расследование событий более чем полувековой давности. Расследование ведёт не один. Вокруг героя формируется нечто вроде детективного агентства – команда разнохарактерных экспертов в диапазоне от бывшего генерал-майора КГБ по фамилии Гольцман, коротающего пенсию в читальном зале «исторички», до молоденькой секретарши, отправившейся для дела в Лондон. Они пытаются выяснить, что же произошло 3 июня 1943 года на Каменном мосту, действительно ли сын наркома авиации застрелил самую красивую девочку школы, а затем пустил себе пулю в лоб, какое отношение к этой трагедии имеют их сверстники – братья Микояны, кого Сталин назвал «волчатами». Обо всех обстоятельствах читатель узнаёт через призму восприятия героя, до крайности циничного персонажа.

Владимир Шахурин и Нина Уманская были отпрысками разных флангов сталинской элиты. Отец Алексея Шахурина - нарком авиации в 36 лет, инноватор, крестьянский сын, начавший свой рабочий путь фрезеровщиком на заводе, женившейся на дочери богатого еврейского лесопромышленника, но с безупречной комсомольской биографией. Несомненные профессиональные достижения времён войны Алексею Шахурину не помогли, через год после Победы и через три после смерти единственного сына его отправят в лагерь по обвинению во вредительстве, но Шахурин-старший доживёт до пенсии. Константин Уманский со своей супругой погибнут в авиакатастрофе в Мексике в начале 1945 года. Линия с катастрофой добавляет в повествование толику дополнительной конспирологии. Уманский из городской еврейской интеллигенции, учился в МГУ, занимался международной журналистикой в ТАССе. Он быстро дослужился до поста главы бюро информационного агентства в Париже и затем перешёл в тогдашний МИД, народный комиссариат иностранных дел, где ведал вопросами печати. Обычно людей подобной биографии принято ассоциировать с Троцким, но в случае же с Уманским это не так. Он дружил с Кольцовым и Эренбургом, был человеком Литвинова, матёрого наркома, старого революционера и близкого знакомого Сталина ещё с дореволюционных времён. К началу войны Литвинов окажется в опале, что не помешает бывшему журналисту занять важнейший пост посла в США. Примечательно, что в качестве посла в США Уманского сменит именно Литвинов, а он сам за месяц до гибели дочери получит назначение послом в Мексику.

Володя Шахурин и Нина Уманская были необычными подростками не только из-за происхождения. Заграничный флёр, оставшейся после поездки в США, только добавлял красоты Нине – даже её фотография обладала магнетическим свойством (увидев девочку на фото, главный герой и решился на расследование). Её расположения добавились все ученики 175-й элитной школы. А первым парнем школы был Володя Шахурин, неординарный, активный, начитанный, чуть хулиганистый юноша с лидерскими качествами. Он был явным любителем приключений – собственно, как и любой другой парень его возраста во все времена. Володя вокруг себя сгруппировал таких же, как он подростков из высшей советской знати – сыновей Микояна и Бакулева, дальнего родственника Сталина и племянника американского бизнесмена и его полного тёзку Арманда Хаммера. Шахурин составил нечто вроде свода правил кружка под названием «Четвёртая империя», явно вдохновившись фашизмом. Школьники распределили между собой места в «теневом» правительстве и именовали друг друга рейхсфюрерами и группенфюрерами. Да, мальчишки из семей «красной аристократии», у половины из которых была еврейская кровь, в годы Великой Отечественной войны играли в фашистов. Но не стоит этот без спора гнусный факт преувеличивать – это был своего рода социальный нигилизм, подростковый дух противоречия. В более благополучной обстановке они бы слушали панк-рок. Но несомненно, даже в самое суровое время было несколько семей, которые находились в столь комфортной обстановке, что могли, как говорится, с «жиру беситься».

История с кружком, участников которого Сталин по легенде назвал «волчатами» вскрылась после трагедии на мосту. Главный герой пытается реконструировать события того летнего дня 1943 года и понять причины. Основная версия – любовное помешательство 15-летнего Шахурина. Однако же стрелял Шахурин-младший из пистолета Анастаса Микояна, отца своих приятелей и соратников по игре в фашистов. Прорабатывается и версия, что вовсе не Шахурин стрелял, а Вано, сын другого, более влиятельного наркома, из ревности совершил двойное убийство, ведь пистолет принадлежал Микояну. Возможно же, всё это постановка и убийство элемент внутриполитической грызни влиятельных родителей (это для любителей конспирологии). В книге будут представлены все варианты ответов, но не без утверждения, какой из них точный. По факту после трагедии на мосту приятели Шахурина отправятся в ссылку на год.

Роман Терехова – сложное, в духе Пинчона, и абсолютно точно выходящее за все рамки произведение. Держать в напряжении с помощью архивных вырезок – это не самая простая задача, но Терехову она под силу. Вместе с тем, «Каменный мост» - очень меткая проза. И не только в те моменты, когда речь идёт о прошлом. Автор зафиксировал атмосферу Москвы конца 1990 – начала 2000-х так, что она будто бы ощущается. Но если решили прочитать, предупреждаю: это серьёзное вдумчивое чтение.

На фото Нина Уманская и Володя Шахурин.
I remembered this book when I had to go to the House of Pain concert over the Stone Bridge, and not the Patriarchal. And here is the review. wrote.

Stalin's time is filled with gloomy ominous stories, but the “wolf’s case”, the killing of young men by Vladimir Shakhurin of their beloved classmate, the daughter of the Soviet ambassador to the United States, Nina Umanskaya and the subsequent suicide of a schoolboy in 1943, is a cinematic plot for a thriller. The urban legend served as the basis for the investigation of the journalist of the perestroika “Spark” Alexander Terekhov, and then, in the second half of the 2000s, Terekhov’s novel “Stone Bridge” was published. The multi-page book has been reported as mock commentaries. Usually this term is called pseudo-documentary work, in the case of “Stone Bridge” it is a kind of trick, a security certificate that allows the author to draw the most unexpected conclusions based on a detailed source base. Terekhov wrote a book for 10 years, digging in archives, meeting with contemporaries, even looking for samples of the characters' handwriting, that is, plunging into an era according to all the rules of a researcher, but acting differently - the writer thinks over the characters, includes fantasy, composes.

Formally, the action of the novel takes place in the present, mainly in post-Soviet Moscow (with the exception of several postmodern episodes of the finale of the work). The main character is a humanities-related humanitarian, a collector of soldiers, not young or old, held and rich, lonely and in every possible way brightening up his leisure time, influential and, at the same time, able to be at the bottom. It causes either empathy or disgust. Randomly, the protagonist finds out about the murder on the Stone Bridge, bumping into a photograph of Nina Umanskaya, and he is “demolished by a tower”. He begins his own investigation of the events of more than half a century ago. There is more than one investigation. Around the hero, a sort of detective agency is being formed - a team of diverse experts ranging from a former KGB major general named Goltsman, shortening his retirement in the reading room of the “historian,” to a young secretary who went to London for business. They are trying to find out what happened on June 3, 1943 on Kamenny Bridge, if the son of the People’s Commissar of Aviation really shot the school’s most beautiful girl, and then shot himself in the forehead, what their peers - the Mikoyan brothers, whom Stalin called “have to do with this tragedy” wolves. " The reader learns about all circumstances through the prism of the hero’s perception, to the extreme of a cynical character.

Vladimir Shakhurin and Nina Umanskaya were the offspring of different flanks of the Stalinist elite. Aleksey Shakhurin's father is an aviation commissar at age 36, an innovator, a peasant son who began his career as a milling machine operator at a factory that married the daughter of a wealthy Jewish timber merchant, but with an impeccable Komsomol biography. The undoubted professional achievements of the war did not help Aleksey Shakhurin, one year after the Victory and three after the death of his only son, he will be sent to the camp on charges of sabotage, but Shakhurin Sr. will survive to retirement. Konstantin Umansky with his wife will die in a plane crash in Mexico in early 1945. The catastrophe line adds a bit of additional conspiracy to the story. Umansky from the urban Jewish intelligentsia, studied at Moscow State University, was engaged in international journalism at TASS. He quickly rose to the post of head of the bureau of an information agency in Paris and then moved to the then Foreign Ministry, People’s Commissariat for Foreign Affairs, where he was in charge of the press. Usually people of a similar biography are usually associated with Trotsky, but in the case of Umansky this is not so. He was friends with Koltsov and Erenburg, was a man of Litvinov, a seasoned People's Commissar, an old revolutionary and close acquaintance of Stalin since pre-revolutionary times. By the beginning of the war, Litvinov would be in disgrace, which would not prevent the former journalist from taking the most important post of ambassador to the United States. It is noteworthy that as the ambassador to the United States, Umansky will be replaced precisely by Litvinov, and he will be appointed ambassador to Mexico a month before the death of his daughter.

Volodya Shakhurin and Nina Umanskaya were unusual teenagers not only because of their origin. The overseas flair that remained after a trip to the USA only added to Nina’s beauty - even her photo had a magnetic property (when the girl saw the girl in the photo, the main character decided to investigate). All students of the 175th elite school added her location. And the first guy in the school was Volodya Shakhurin, an extraordinary, active, well-read, slightly hooligan young man with leadership qualities. He was a clear adventurer - in fact, like any other guy of his age at all times. Volodya grouped around him the same teenagers from the highest Soviet nobility - the sons of Mikoyan and Bakulev, a distant relative of Stalin and the nephew of an American businessman and his full namesake Armand Hammer. Shakhurin composed something like a set of rules for a circle called the Fourth Empire, clearly inspired by fascism. Pupils distributed between
У записи 9 лайков,
1 репостов,
336 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Лунёв

Понравилось следующим людям