Лев Данилкин - Ленин. Пантократор солнечных пылинок
По отношению к Ленину у власти выработалась политика невмешательства – не рушим, но особо и не упоминаем. Стоят вездесущие памятники и барельефы – как элемент окружающего городского пространства, но хороводы вокруг не водят. Ленин подзабыт, однако не вычеркнут (и едва ли будет когда-нибудь вычеркнут) из массового сознания. Его образ в основном инстинктивно уважают, в то же время на определённую часть общества Владимир Ильич действует как красная тряпка на быка, его ассоциируют с разрушением некоей «исторической России». Споры, разумеется, не утихают, особенно в гуманитарной среде, но без рвения и пафоса. Ленин – это всё-таки не Сталин. За рубежом Ленин – по-прежнему самый влиятельный исторический деятель России и он определённо находится в тройке самых популярных наших соотечественников (иллюстративный факт: в Эквадоре нынешнего президента зовут Ленин). Столетие революции стало своеобразным катализатором. В обществе родился запрос на новый современный взгляд на Ленина. Нон-фикшн Льва Данилкина предназначен подобный взгляд представить.
Писатель добросовестно объездил города и веси, где жил Ленин. Получился полноценный путеводитель - Данилкин описывает ленинские места по принципу было/стало, сопоставляя картинку конца XIX – начала XX века со своими впечатлениями. Касается это и Шушенского, и Лондона. Порой здесь и сейчас проигрывает тому, что было. Подобный приём формирует хребет биографии, на который нанизывается фактура. Лев Данилкин изучил 55-томное собрание сочинений, отрецензировал и пересказал простыми словами важнейшие произведения Ленина – фактически осуществил то, чем он всю жизнь занимался в качестве литературного критика «Афиши». Книга резюмирует и лениниану, комплекс прославляющих «вождя пролетариата» текстов, и мемуаристику политических оппонентов, очерняющих Ленина. Данилкин делает любопытные источниковедческие заметки (рассказывает, например, об Ушакове, который собирался убить Ленина, а стал его биографом из числа славителей).
Автор сумел соткнуть достоверное историческое полотно с портретами неочевидных, но примечательных второстепенных персонажей ленинской биографии. Погибшие до 1917 года и ставшие топонимами Иван Бабушкин и Николай Бауман олицетворяют ленинского окружение и революционное движение рубежа веков. Первый – пролетарий ломоносовского типа, созревший для классовой борьбы, оставивший после себя талантливые публицистические работы, второй – городской маргинал, авантюрист, типичный профессиональный революционер. Их образы вытесняют канонических ленинских апостолов – Зиновьева, Сталина, Троцкого, которые действуют на заднем плане. Этой троице в совокупности выделено не больше пары страниц – и Данилкин их упоминает, не вдаваясь в детали.
Лев Данилкин пишет очень витиевато, продумывая каждый оборот и активно используя новояз. Кажется, что он оттачивал язык на текстах в «Афише». Стилистика изложения некоторых читателей, особенно привыкших к академическим текстам, будет раздражать, как и отсутствие сносок. Но, на мой взгляд, наоборот, сравнения автора метки и наглядны. Скажем, Данилкин называет самовлюблённого Плеханова Шакирой – и это наилучшим образом описывает главную звезду социал-демократического лагеря. Уместны и футбольные аналогии, которые постоянно фигурируют в работе для объяснения политических шагов Ленина. Неожиданно, с помощью образов купальщиков, Данилкин рассказывает о представлениях Владимира Ильича об идеальном устройстве общества.
Произведение Данилкина – явно полемическое. Автор касается наиболее спорных эпизодов биографии Ленина. Вы прочитаете об этническом происхождении Ленина, взаимоотношениях с Инессой Арманд, немецких деньгах, обстоятельствах смерти – Данилкин убедительно развеивает бульварные мифы. Сенсации (как это обычно и бывает) оказываются дутыми.
Данилкин симпатий к Владимиру Ильичу не скрывает – но это лишь добавляет шарма произведению. Биограф обращает внимание на мелкие детали, которые иной бы упустил.
Если выделять характеристики Ленина по Данилкину, то я бы перечислил следующие.
Ленин ироничен. У пролетарского вождя был неповторимый, порой граничащий с руганью юмор. Ленин в выражениях не стеснялся, его эпатажную фразеологию сознательно наследует Жириновский, современный мужицкий предводитель. Ленин был мастак, словно на рэп-баттле, обстебать оппонента, вместе с тем, присутствовала у Владимира Ильича самоирония. Он обстёбывал и самого себя. Это явно пленяло, в том числе на этом основывалась личная харизма Ленина.
Ленин инноватор. Владимир Ильич был открыт ко всему новому. Ленин впитывал знания всё время и повсеместно, недаром в каждом городе, где он оказывался, Владимир Ильич ходил в библиотеки. Большевизм – это инновационное течение, как ни крути. Но особо наглядно эта черта проявилась после прихода Ленина к власти: Владимир Ильич привечал разного рода изобретателей с самыми странными и несбыточными проектами.
Ленин европеец. Как у истинного русского интеллигента, у Ленина было шведско-немецко-еврейско-крестьянское происхождение. Внук крепостного и дворянин, наследник поместья с калмыцким прищуром воспитывался в соответствии с ценностями эпохи Просвещения. Они включали в себя уважение к наукам и знанию, опора на самого себя, прагматизм. Поэтому закономерно, что Ленин примкнул к марксистам с их наукоёмким учением, а не к народовольцам. Ленин развенчал базовые установки народовольцев – в России развивался капитализм, как в Европах, даже в деревне и уникальная крестьянская община представлялась совершенно не уникальной. Но «европейскость» Ленина не означала того, что он был чужаком. Чужака бы не поддержали. Вернее всего, мы слишком преувеличиваем особость косматых мужиков в лаптях, которые переселяясь в города и превращаясь в рабочих, вели такой же образ жизни и исповедовали те же ценности, что и их собратья в Германии, Швейцарии, Великобритании.
Ленин спортсмен. Владимир Ильич был непоседливым. Он любил плавать и ездить на велосипеде, совершал длинные туристические походы, лазал по горам, то есть хоть и любил библиотеки, но был не из числа книжных червей. Это важно для понимания личности. Ленин до последних лет был физически развитым человеком и образ Ильича с бревном совершенно не идеологическая выдумка.
Ленин удачливый предприниматель. Возможно, даже самый удачливый своего времени. Политическая деятельность – это форма социального предпринимательства, а Ленин добился главного – пришёл к власти. Но и качествами традиционного предпринимателя Ленин обладал. Он умел хорошо считать, вести переговоры и предугадывать ход событий. Экономические показатели «золотого» 1913 года были восстановлены в ходе НЭПа. Ленин не был догматиком, каким его пытаются представить. Когда было нужно, он протягивал руку и передавал концессии «западным» капиталистам, рассуждая о мирном сосуществовании.
Вместе с тем, Данилкин ничего принципиально нового в образ Ленина не привносит – подобным образом выглядит Ленин в произведениях Роберта Сервиса и Владлена Логинова, признанных биографов Владимира Ильича, пусть и с разными акцентами. Однако новизна Данилкина заключается в форме, а не содержании. Данилкин знакомит с Лениным поколение айфонов, глобализации и социальных сетей. И Ленин безотносительно идеологии этому поколению понравится.
По отношению к Ленину у власти выработалась политика невмешательства – не рушим, но особо и не упоминаем. Стоят вездесущие памятники и барельефы – как элемент окружающего городского пространства, но хороводы вокруг не водят. Ленин подзабыт, однако не вычеркнут (и едва ли будет когда-нибудь вычеркнут) из массового сознания. Его образ в основном инстинктивно уважают, в то же время на определённую часть общества Владимир Ильич действует как красная тряпка на быка, его ассоциируют с разрушением некоей «исторической России». Споры, разумеется, не утихают, особенно в гуманитарной среде, но без рвения и пафоса. Ленин – это всё-таки не Сталин. За рубежом Ленин – по-прежнему самый влиятельный исторический деятель России и он определённо находится в тройке самых популярных наших соотечественников (иллюстративный факт: в Эквадоре нынешнего президента зовут Ленин). Столетие революции стало своеобразным катализатором. В обществе родился запрос на новый современный взгляд на Ленина. Нон-фикшн Льва Данилкина предназначен подобный взгляд представить.
Писатель добросовестно объездил города и веси, где жил Ленин. Получился полноценный путеводитель - Данилкин описывает ленинские места по принципу было/стало, сопоставляя картинку конца XIX – начала XX века со своими впечатлениями. Касается это и Шушенского, и Лондона. Порой здесь и сейчас проигрывает тому, что было. Подобный приём формирует хребет биографии, на который нанизывается фактура. Лев Данилкин изучил 55-томное собрание сочинений, отрецензировал и пересказал простыми словами важнейшие произведения Ленина – фактически осуществил то, чем он всю жизнь занимался в качестве литературного критика «Афиши». Книга резюмирует и лениниану, комплекс прославляющих «вождя пролетариата» текстов, и мемуаристику политических оппонентов, очерняющих Ленина. Данилкин делает любопытные источниковедческие заметки (рассказывает, например, об Ушакове, который собирался убить Ленина, а стал его биографом из числа славителей).
Автор сумел соткнуть достоверное историческое полотно с портретами неочевидных, но примечательных второстепенных персонажей ленинской биографии. Погибшие до 1917 года и ставшие топонимами Иван Бабушкин и Николай Бауман олицетворяют ленинского окружение и революционное движение рубежа веков. Первый – пролетарий ломоносовского типа, созревший для классовой борьбы, оставивший после себя талантливые публицистические работы, второй – городской маргинал, авантюрист, типичный профессиональный революционер. Их образы вытесняют канонических ленинских апостолов – Зиновьева, Сталина, Троцкого, которые действуют на заднем плане. Этой троице в совокупности выделено не больше пары страниц – и Данилкин их упоминает, не вдаваясь в детали.
Лев Данилкин пишет очень витиевато, продумывая каждый оборот и активно используя новояз. Кажется, что он оттачивал язык на текстах в «Афише». Стилистика изложения некоторых читателей, особенно привыкших к академическим текстам, будет раздражать, как и отсутствие сносок. Но, на мой взгляд, наоборот, сравнения автора метки и наглядны. Скажем, Данилкин называет самовлюблённого Плеханова Шакирой – и это наилучшим образом описывает главную звезду социал-демократического лагеря. Уместны и футбольные аналогии, которые постоянно фигурируют в работе для объяснения политических шагов Ленина. Неожиданно, с помощью образов купальщиков, Данилкин рассказывает о представлениях Владимира Ильича об идеальном устройстве общества.
Произведение Данилкина – явно полемическое. Автор касается наиболее спорных эпизодов биографии Ленина. Вы прочитаете об этническом происхождении Ленина, взаимоотношениях с Инессой Арманд, немецких деньгах, обстоятельствах смерти – Данилкин убедительно развеивает бульварные мифы. Сенсации (как это обычно и бывает) оказываются дутыми.
Данилкин симпатий к Владимиру Ильичу не скрывает – но это лишь добавляет шарма произведению. Биограф обращает внимание на мелкие детали, которые иной бы упустил.
Если выделять характеристики Ленина по Данилкину, то я бы перечислил следующие.
Ленин ироничен. У пролетарского вождя был неповторимый, порой граничащий с руганью юмор. Ленин в выражениях не стеснялся, его эпатажную фразеологию сознательно наследует Жириновский, современный мужицкий предводитель. Ленин был мастак, словно на рэп-баттле, обстебать оппонента, вместе с тем, присутствовала у Владимира Ильича самоирония. Он обстёбывал и самого себя. Это явно пленяло, в том числе на этом основывалась личная харизма Ленина.
Ленин инноватор. Владимир Ильич был открыт ко всему новому. Ленин впитывал знания всё время и повсеместно, недаром в каждом городе, где он оказывался, Владимир Ильич ходил в библиотеки. Большевизм – это инновационное течение, как ни крути. Но особо наглядно эта черта проявилась после прихода Ленина к власти: Владимир Ильич привечал разного рода изобретателей с самыми странными и несбыточными проектами.
Ленин европеец. Как у истинного русского интеллигента, у Ленина было шведско-немецко-еврейско-крестьянское происхождение. Внук крепостного и дворянин, наследник поместья с калмыцким прищуром воспитывался в соответствии с ценностями эпохи Просвещения. Они включали в себя уважение к наукам и знанию, опора на самого себя, прагматизм. Поэтому закономерно, что Ленин примкнул к марксистам с их наукоёмким учением, а не к народовольцам. Ленин развенчал базовые установки народовольцев – в России развивался капитализм, как в Европах, даже в деревне и уникальная крестьянская община представлялась совершенно не уникальной. Но «европейскость» Ленина не означала того, что он был чужаком. Чужака бы не поддержали. Вернее всего, мы слишком преувеличиваем особость косматых мужиков в лаптях, которые переселяясь в города и превращаясь в рабочих, вели такой же образ жизни и исповедовали те же ценности, что и их собратья в Германии, Швейцарии, Великобритании.
Ленин спортсмен. Владимир Ильич был непоседливым. Он любил плавать и ездить на велосипеде, совершал длинные туристические походы, лазал по горам, то есть хоть и любил библиотеки, но был не из числа книжных червей. Это важно для понимания личности. Ленин до последних лет был физически развитым человеком и образ Ильича с бревном совершенно не идеологическая выдумка.
Ленин удачливый предприниматель. Возможно, даже самый удачливый своего времени. Политическая деятельность – это форма социального предпринимательства, а Ленин добился главного – пришёл к власти. Но и качествами традиционного предпринимателя Ленин обладал. Он умел хорошо считать, вести переговоры и предугадывать ход событий. Экономические показатели «золотого» 1913 года были восстановлены в ходе НЭПа. Ленин не был догматиком, каким его пытаются представить. Когда было нужно, он протягивал руку и передавал концессии «западным» капиталистам, рассуждая о мирном сосуществовании.
Вместе с тем, Данилкин ничего принципиально нового в образ Ленина не привносит – подобным образом выглядит Ленин в произведениях Роберта Сервиса и Владлена Логинова, признанных биографов Владимира Ильича, пусть и с разными акцентами. Однако новизна Данилкина заключается в форме, а не содержании. Данилкин знакомит с Лениным поколение айфонов, глобализации и социальных сетей. И Ленин безотносительно идеологии этому поколению понравится.
Leo Danilkin - Lenin. Pantocrator of Solar Dust
In relation to Lenin, the government developed a policy of non-interference - we do not ruin it, but we do not mention it specifically. Ubiquitous monuments and bas-reliefs are standing - as an element of the surrounding urban space, but round dances do not drive around. Lenin was forgotten, but he was not deleted (and will hardly ever be deleted) from the mass consciousness. His image is mainly instinctively respected, at the same time, Vladimir Ilyich acts like a red rag on a certain part of society, he is associated with the destruction of a certain “historical Russia”. Disputes, of course, do not subside, especially in the humanitarian environment, but without zeal and pathos. Lenin is still not Stalin. Abroad, Lenin is still the most influential historical figure in Russia and he is definitely among the three most popular of our compatriots (illustrative fact: in Ecuador, the current president is called Lenin). The centenary of the revolution has become a kind of catalyst. A request for a new modern view of Lenin was born in society. Non-fiction Lev Danilkin is intended to present a similar look.
The writer conscientiously traveled to the cities and towns where Lenin lived. It turned out a full-fledged guide - Danilkin describes Leninist places according to the principle it was / was, comparing the picture of the late XIX - early XX centuries with his impressions. It concerns both Shushensky and London. Sometimes here and now it loses to what was. A similar technique forms the backbone of the biography on which the texture is strung. Leo Danilkin studied the 55-volume collected works, reviewed and retold in simple words the most important works of Lenin - in fact, carried out what he had been doing all his life as a literary critic of the Poster. The book also summarizes the Leninian, the complex of glorifying the "leader of the proletariat" texts, and the memoirs of political opponents, denigrating Lenin. Danilkin makes interesting source-research notes (he tells, for example, about Ushakov, who was going to kill Lenin, and became his biographer from among the glorifiers).
The author managed to weave a reliable historical canvas with portraits of non-obvious, but noteworthy secondary characters of Lenin's biography. Those who died before 1917 and became place-names Ivan Babushkin and Nikolai Bauman personify Lenin's environment and the revolutionary movement of the turn of the century. The first is the proletarian of the Lomonosov type, ripe for the class struggle, leaving behind talented journalistic works, the second is the urban marginal, adventurer, typical professional revolutionary. Their images displace the canonical Leninist apostles - Zinoviev, Stalin, Trotsky, who act in the background. This trinity in total has no more than a couple of pages - and Danilkin mentions them without going into details.
Leo Danilkin writes very ornately, thinking through every turn and actively using newspeak. It seems that he honed the language on the texts in the "Poster". The stylistic presentation of some readers, especially accustomed to academic texts, will be annoying, as will the lack of footnotes. But, in my opinion, on the contrary, the author’s comparisons of the label are visual. Let's say Danilkin calls narcissistic Plekhanov Shakira - and this best describes the main star of the social democratic camp. Football analogies are also relevant, which constantly appear in the work to explain the political steps of Lenin. Suddenly, with the help of the images of bathers, Danilkin talks about the ideas of Vladimir Ilyich about the ideal structure of society.
Danilkin's work is clearly polemical. The author deals with the most controversial episodes of Lenin's biography. You will read about Lenin's ethnic origin, relations with Inessa Armand, German money, circumstances of death - Danilkin convincingly dispels tabloid myths. Sensations (as is usually the case) turn out to be exaggerated.
Danilkin does not hide sympathy for Vladimir Ilyich - but this only adds charm to the work. The biographer draws attention to small details that another would have missed.
If we single out the characteristics of Lenin according to Danilkin, then I would list the following.
Lenin is ironic. The proletarian leader had a unique, sometimes bordering on swearing humor. Lenin was not shy in expressions, his shocking phraseology is deliberately inherited by Zhirinovsky, the modern peasant leader. Lenin was a master, as if at a rap battle, to petition an opponent, at the same time, Vladimir Ilyich was present with self-irony. He cared for himself. This was clearly captivating, including Lenin’s personal charisma was based on this.
Lenin is an innovator. Vladimir Ilyich was open to everything new. Lenin absorbed knowledge all the time and everywhere, not without reason, in every city where he found himself, Vladimir Ilyich went to libraries. Bolshevism is an innovative trend, anyway. But this feature became especially evident after Lenin came to power: Vladimir Ilyich welcomed all kinds of inventors with the strangest and most unrealizable projects.
Lenin is a European. Like a true Russian intellectual, Lenin would have
In relation to Lenin, the government developed a policy of non-interference - we do not ruin it, but we do not mention it specifically. Ubiquitous monuments and bas-reliefs are standing - as an element of the surrounding urban space, but round dances do not drive around. Lenin was forgotten, but he was not deleted (and will hardly ever be deleted) from the mass consciousness. His image is mainly instinctively respected, at the same time, Vladimir Ilyich acts like a red rag on a certain part of society, he is associated with the destruction of a certain “historical Russia”. Disputes, of course, do not subside, especially in the humanitarian environment, but without zeal and pathos. Lenin is still not Stalin. Abroad, Lenin is still the most influential historical figure in Russia and he is definitely among the three most popular of our compatriots (illustrative fact: in Ecuador, the current president is called Lenin). The centenary of the revolution has become a kind of catalyst. A request for a new modern view of Lenin was born in society. Non-fiction Lev Danilkin is intended to present a similar look.
The writer conscientiously traveled to the cities and towns where Lenin lived. It turned out a full-fledged guide - Danilkin describes Leninist places according to the principle it was / was, comparing the picture of the late XIX - early XX centuries with his impressions. It concerns both Shushensky and London. Sometimes here and now it loses to what was. A similar technique forms the backbone of the biography on which the texture is strung. Leo Danilkin studied the 55-volume collected works, reviewed and retold in simple words the most important works of Lenin - in fact, carried out what he had been doing all his life as a literary critic of the Poster. The book also summarizes the Leninian, the complex of glorifying the "leader of the proletariat" texts, and the memoirs of political opponents, denigrating Lenin. Danilkin makes interesting source-research notes (he tells, for example, about Ushakov, who was going to kill Lenin, and became his biographer from among the glorifiers).
The author managed to weave a reliable historical canvas with portraits of non-obvious, but noteworthy secondary characters of Lenin's biography. Those who died before 1917 and became place-names Ivan Babushkin and Nikolai Bauman personify Lenin's environment and the revolutionary movement of the turn of the century. The first is the proletarian of the Lomonosov type, ripe for the class struggle, leaving behind talented journalistic works, the second is the urban marginal, adventurer, typical professional revolutionary. Their images displace the canonical Leninist apostles - Zinoviev, Stalin, Trotsky, who act in the background. This trinity in total has no more than a couple of pages - and Danilkin mentions them without going into details.
Leo Danilkin writes very ornately, thinking through every turn and actively using newspeak. It seems that he honed the language on the texts in the "Poster". The stylistic presentation of some readers, especially accustomed to academic texts, will be annoying, as will the lack of footnotes. But, in my opinion, on the contrary, the author’s comparisons of the label are visual. Let's say Danilkin calls narcissistic Plekhanov Shakira - and this best describes the main star of the social democratic camp. Football analogies are also relevant, which constantly appear in the work to explain the political steps of Lenin. Suddenly, with the help of the images of bathers, Danilkin talks about the ideas of Vladimir Ilyich about the ideal structure of society.
Danilkin's work is clearly polemical. The author deals with the most controversial episodes of Lenin's biography. You will read about Lenin's ethnic origin, relations with Inessa Armand, German money, circumstances of death - Danilkin convincingly dispels tabloid myths. Sensations (as is usually the case) turn out to be exaggerated.
Danilkin does not hide sympathy for Vladimir Ilyich - but this only adds charm to the work. The biographer draws attention to small details that another would have missed.
If we single out the characteristics of Lenin according to Danilkin, then I would list the following.
Lenin is ironic. The proletarian leader had a unique, sometimes bordering on swearing humor. Lenin was not shy in expressions, his shocking phraseology is deliberately inherited by Zhirinovsky, the modern peasant leader. Lenin was a master, as if at a rap battle, to petition an opponent, at the same time, Vladimir Ilyich was present with self-irony. He cared for himself. This was clearly captivating, including Lenin’s personal charisma was based on this.
Lenin is an innovator. Vladimir Ilyich was open to everything new. Lenin absorbed knowledge all the time and everywhere, not without reason, in every city where he found himself, Vladimir Ilyich went to libraries. Bolshevism is an innovative trend, anyway. But this feature became especially evident after Lenin came to power: Vladimir Ilyich welcomed all kinds of inventors with the strangest and most unrealizable projects.
Lenin is a European. Like a true Russian intellectual, Lenin would have
У записи 8 лайков,
0 репостов,
296 просмотров.
0 репостов,
296 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Лунёв