Ещё одна рецензия Викентий Вересаев - Сёстры Викентий...

Ещё одна рецензия

Викентий Вересаев - Сёстры

Викентий Викентьевич Вересаев (псевдоним не имя-отчество, как могло бы показаться; настоящая фамилия - Смидович) – важный писатель для довоенного Советского Союза. Состоявшейся в царской России автор, литературовед, пушкинист, редактор Ивана Бунина (которого Вересаев не любил, но ценил), дворянин и бывший врач, успешно рассказавший о своей профессии раньше Булгакова (биографии писателей похожи, им даже удалось поработать над пьесой о Пушкине, но неудачно, Булгаков и Вересаев разругались), принял Октябрьскую революции и пополнил ряды советской творческой элиты из числа «бывших», хоть и написал весьма критичный роман «В тупике». Примерно в том же статусе находился и Алексей Толстой, но Вересаев был старше, несомненно, авторитетнее, практически современным классиком, издававший, по аналогии с Толстым и Горьким, книги своих воспоминаний о детстве и студенческих годах. При этом, конечно же, Вересаев был «инженером человеческих душ», хоть и с особым бэкграундом. И в 1930-е годы Вересаев в качестве «тяжелой артиллерии» писательского цеха решал самые щекотливые идеологические задачи.

Внутренняя политика рубежа 1920 - 1930 гг., во время старта индустриализации и коллективизации, – это сталинское лавирование между правым и левым уклонами. Если упрощать, первый ассоциировался с продолжением НЭПа, то есть с предоставлением прав частному капиталу, второй же был связан с Троцким и выражался в призывах к повсеместному обобществлению. Сталин и его окружение, используя попеременно предлагаемые методы обоих флангов, противостояло группам, эти курсы выражающие. В 1930 году пришёл черёд приструнить «левых», фактически самых ретивых из партийного актива, за варварские методы в проведении коллективизации. Именно этому была посвящена знаменитая статья Сталина «Головокружение от успехов». А книга «Сёстры» стала своего рода пиар-сопровождением этого политического манёвра.

Вересаев, будучи противоположностью усреднённого представителя ассоциации пролетарских писателей, царствующего в те годы, но вскоре расформированного РАППа, написал нетипичный для соцреализма роман.

Книга состоит из трёх частей, первая из которых, наиболее занимательная, представляет собой имитацию общего дневника двух молодых сестёр, комсомолок. Девчонки, главные героини, Лёлька и Нинка Ратниковы пишут о самом сокровенном, переписываясь в том числе и между собой. Вторая часть подробно описывает быт и нравы на фабрике, а заключительная часть посвящена коллективизации, драматическим перегибам при переходе к колхозам.

Вересаев затрагивает широкий пласт социальных проблем первого десятилетия существования Советского Союза.

Родители главных героинь – революционеры-большевики, благородного происхождения, отец Александр Ратников даже был повешен при Столыпине. Старшую сестру Лёльку, более изнеженную и сентиментальную, периодически третировали на фабрике, где она трудилась, за её принадлежность к привилегированным слоям. На протяжении всего произведения Вересаев вскрывает спесь рабочего класса, выделяя явно отрицательных персонажей-пролетариев в том числе из числа комсомольских активистов. Лёлька квартируется у старого рабочего, постоянно ворчащего о недостаточной заботе советского государства о пролетариате. Этот старый рабочий оскорбляет незнакомую женщину, которая оказывается мамой Лёльки, только за излишне «буржуазный» вид. А видному комсомольцу заводской ячейки Ведерникову, которому презрение к дворянам не помешало стать любовником Лёли Ратниковой, девушка заявляет, что он свою «пролетарскую кровь сделал поголубее всякой дворянской». Особое положение рабочих в советском обществе вело в разнузданности. Вересаев в красках описывает хулиганские подвиги заводских парней (один из которых, впрочем, оказывается положительным персонажем). Однако достаётся и приспособленцам, пытающемся использовать комсомол для социального продвижения. Вересаев изобличает сына бывшего богатого еврейского купца, который при помощи своей сестры активистки, устроился на фабрику и намеревался стать комсомольцем только из-за возможности поступить в институт.

В романе продемонстрирован «великий перелом», переход к пятилеткам индустриализации. Причём Вересаев не поёт дифирамбы за упорный труд, а показывает, что на фабриках и пьют, и прогуливают, и даже социалистические соревнования не столь успешны, какими могли бы быть.

Вересаев описывает досконально мероприятия партийной и комсомольской ячеек на заводе – суды, праздники, игры, «танцы». Это очень ценный источник по общественной атмосфере 1920-х годов. А вот когда Вересаев рассказывает про деревню, куда переместились герои раскулачивать крестьян, складывается ощущение некоей сумбурности и явной выдумки. Вернее всего, фабрику Вересаев писал «с натуры», а деревню на основе газетных публикаций и своих воспоминаний.

Вместе с тем, произведение Вересаева – о молодости. И не должно смущать, что автору далеко за 60, а описывает он приключения юных девчонок. Вересаев – всё-таки, как ни крути, писатель «серебряного века». Ему было позволено сказать гораздо больше, чем обычному советскому писателю. Он запечатлел свободу нравов 1920-х годов, коллонтаевские идеи в действии: сёстры Ратниковы хвалятся друг перед другом, что они «не девушки», секс и любовь явно разграничены. Это сильно отличается от того, что напишут в «Моральном кодексе строителя коммунизма» в 1961 году.

Вересаевские «Сёстры» долго не переиздавались – на то было много причин. Вересаев, получивший по совокупности заслуг в 1943 году Сталинскую премию, написал своевременную и актуальную книгу, отразившую эпоху. Это легкое чтение, но это совершенно точно не классическое произведение русской литературы, хоть и превосходящее множество других романов по качеству.

Викентий Викентьевич прожил долгую и, наверное, счастливую жизнь, в отличие от многих своих современников, - его не репрессировали, он не познал тягот нищенской эмиграции, он дожил до Победы и был в статусе живого классика. Но посмертно классиком Вересаев не стал.
Another review

Vincent Veresaev - Sisters

Vikentiy Vikentievich Veresaev (a pseudonym is not a name, as it might seem; his real name is Smidovich) is an important writer for the pre-war Soviet Union. The author, literary critic, Pushkin scholar, editor Ivan Bunin, who took place in Tsarist Russia (whom Veresaev did not like but appreciated), a nobleman and former doctor who successfully spoke about his profession before Bulgakov (the biographies of the writers are similar, they even managed to work on a play about Pushkin, but unsuccessfully, Bulgakov and Veresaev quarreled), accepted the October Revolution and joined the ranks of the Soviet creative elite from among the "former", although he wrote a very critical novel, "At an impasse." Alexey Tolstoy was in roughly the same status, but Veresaev was older, undoubtedly more authoritative, almost a modern classic, who published, by analogy with Tolstoy and Gorky, books of his memories of his childhood and student years. At the same time, of course, Veresaev was an “engineer of human souls,” albeit with a special background. And in the 1930s, Veresaev, as the "heavy artillery" of the writing workshop, solved the most delicate ideological tasks.

The domestic policy of the turn of 1920 - 1930, during the start of industrialization and collectivization, was Stalin's maneuvering between the right and left deviations. To simplify, the former was associated with the continuation of the NEP, that is, with the granting of rights to private capital, while the latter was associated with Trotsky and was expressed in calls for widespread socialization. Stalin and his entourage, using the alternately proposed methods of both flanks, opposed groups, expressing these courses. In 1930, it was the turn to restrain the “leftists,” in fact the most zealous of the party’s asset, for barbaric methods of collectivization. That was what Stalin's famous article, “Vertigo from Success,” was dedicated to. And the book “Sisters” became a kind of PR-accompaniment of this political maneuver.
 
Veresaev, being the opposite of the average representative of the association of proletarian writers who reigned in those years, but was soon disbanded by RAPP, wrote a novel atypical for socialist realism.
 
The book consists of three parts, the first of which, the most entertaining, is an imitation of the common diary of two young sisters, the Komsomol. The girls, the main characters, Lelka and Ninka Ratnikovs write about the most intimate, and correspond among themselves. The second part describes in detail the life and customs of the factory, and the final part is devoted to collectivization, dramatic excesses during the transition to collective farms.
 
Veresaev touches on a wide layer of social problems of the first decade of the existence of the Soviet Union.
 
The parents of the main heroines are Bolshevik revolutionaries of noble birth, father Alexander Ratnikov was even hanged under Stolypin. The elder sister Lelka, who was more pampered and sentimental, was periodically harassed at the factory where she worked for her belonging to the privileged strata. Throughout the entire work, Veresaev reveals the arrogance of the working class, highlighting clearly negative proletarian characters, including from among Komsomol activists. Lelka is lodged with an old worker, constantly grumbling about the insufficient care of the Soviet state for the proletariat. This old worker insults an unfamiliar woman, who turns out to be Lelka’s mother, only for her overly “bourgeois” appearance. But the prominent Komsomol member of the factory cell, Vedernikov, who did not prevent contempt for the nobles from becoming Lolya Ratnikova’s lover, the girl claims that he made his “proletarian blood more than any noble blood”. The special situation of workers in Soviet society led to unbridledness. Veresaev in paints describes the hooligan exploits of factory guys (one of which, however, turns out to be a positive character). However, opportunists, who are trying to use the Komsomol for social advancement, also get it. Veresaev exposes the son of a former wealthy Jewish merchant who, with the help of his activist sister, got a job at the factory and intended to become a Komsomol member only because of the opportunity to go to college.
 
The novel demonstrates the "great turning point", the transition to five-year industrialization. Moreover, Veresaev does not sing praises for hard work, but shows that they drink and skip in factories, and even socialist competitions are not as successful as they could be.
 
Veresaev describes in detail the activities of the party and Komsomol cells at the plant - courts, holidays, games, "dances." This is a very valuable source on the public atmosphere of the 1920s. But when Veresaev talks about the village, where the heroes moved to dekulakize the peasants, there is a feeling of some confusion and obvious fiction. Most likely, Veresaev painted the factory “from nature”, and the village on the basis of newspaper publications and his memories.
 
At the same time, the work of Veresaev is about youth. And it should not be embarrassing that the author is well over 60, but he describes the adventures of young girls. Veresaev - all the same, no matter how cr
У записи 6 лайков,
1 репостов,
425 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Лунёв

Понравилось следующим людям