В течение двух лет и двух месяцев я...

В течение двух лет и двух месяцев я работал в журнале "Вокруг света". Я нашёл шесть разных способов добраться от моего дома до редакции общественным транспортом (задействовав метро, автобусы, маршрутки, трамваи, электрички - короче, всё, кроме вертолётов и водного транспорта), но дорога по-любому не получалась короче полутора часов. А вот на машине можно было добраться за 25-30 минут - при условии, что на дороге не было пробок. Когда я это понял, я начал ловить машину до работы чуть ли не каждую неделю, благо, зарплата мне позволяла такое расточительство. Наверное, помимо прочего я испытывал тоску по автостопу - мне доставляло огромное удовольствие общаться с неожиданными людьми.


Единичные интересные знакомства у меня случались и раньше - например, с Юсуфом из Узбекистана Как я сегодня доехал до дома. Но никогда не сталкивался так непосредственно с пёстрой и разношёрстной массой московских извозчиков. Поскольку теперь у меня денег на такси нет, сбор  материала временно остановился и можно подвести некоторые итоги.


Подавляющее большинство машин, которые останавливаются - вдребезги разбитые "Жигули". Но иногда извозом подрабатывают и роскошные иномарки. Это люди, неожиданно потерявшие престижную работу и не могущие найти другую. Меня как-то подвозил человек, ранее работавший на крупном посту в "Видео Интернешнл". "Надо же!" сказал я - "у нас общий патрон, Сергей Васильев". И подумал тогда - "кризис, его уволили, а вот меня нет". Забавные иногда бывают мысли...


Около 10% из "чёрных таксистов" - профессиональные водители. Это могут быть уставшие от перегонов через всю страну дальнобойщики, а также шофёры, потерявшие работу или просто имеющие свободное время. Ездить с профессионалами - одно удовольствие. Они никогда не заблудятся в Москве (что с другими бывает) и почти всегда прекрасно говорят по-русски - даже если это не их родной язык.


Подрабатывают извозом московские пенсионеры и инвалиды. Работы у них нет, а машина есть. Попадаются отставные военные. Один, помнится, рассказывал мне про то, как работал в военной разведке в Германии. Другой - про военную службу во Вьетнаме. В большинстве своём пенсионеры добродушны и просят меньше всего денег. Правда, пару раз я попадал на совершенно бешеных старичков - которые непрестанно курили и бешено ругались матом в адрес каждой машины, которая ехала слишком быстро, или слишком медленно, или вообще имела наглость ехать по той же дороге.


Немало людей приезжает в Москву специально для того, чтобы заработать извозом. Это русские люди из Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской и других соседних областей, а также некоторый процент кавказцев и выходцев из Средней Азии. Но подавляющее большинство (в особенности это относится к гостям с юга) оказывается таксистами случайно. Они торгуют на рынке, занимаются строительством и евроремонтом - а извозом занимаются, потому что работы в настоящий момент нет и деваться некуда. Часто они смотрели на меня влажными глазами и объясняли: "Если что, позвони мнэ. Так, как я тэбэ палажу плытку, её никто не положыт! Еслы тэбэ нэ панравытца, я дэнэг ваабшэ нэ вазму!" 


Эта категория людей наиболее разнообразна. Немало людей с высшим образованием, которые стали ненужными на своих новых родинах. Но много и совсем простых ребят, которые еле-еле могут объясниться по-русски, а на Москву смотрят совершенно обалделым взглядом. Она вызывает у них одновременно и восторг (Ах, что за город! сколько возможностей!) и ужас (Здесь о тебе никто не позаботится! И люди какие-то непонятные!) Не раз и не два, столкнувшись с тем, что я к нему отношусь доброжелательно, водитель начинал мне задавать массу вопросов. Это могли быть непонятные ему русские слова или обычаи - случалось, что с русскими возникал конфликт, и южанин никак не мог понять, чем он обидел этих странных местных людей. Приходилось давать разъяснения даже по сексуальным обычаям.


По конфессиональному признаку московские "чёрные таксисты" чётко делятся на три примерно равные группы. Примерно у трети на стекле обязательно будут иконы. У другой трети - щитки с надписями из Корана. И у последней трети - светские символы, очень часто георгиевские ленточки (хотя, кстати, георгиевские ленточки на моей памяти сочетались и с иконами, и с надписями из Корана). А национальный состав пёстрый до невозможности. Это связано, помимо прочего, ещё и с тем, что в независимых постсоветских республиках очень плохо живётся нацменьшинствам. Узбеку, живущему в Таджикистане, всё время напоминают, что он чужак. А если он едет в Узбекистан, то в нём видят таджика. Поэтому в Москве так много таджикских узбеков, узбекских таджиков, азербайджанцев из Нагорного Карабаха, армян из Сухуми и Баку, татар из Башкортостана и многих-многих других.


Одним из самых интересных занятий для меня было попытаться угадать, к какому народу принадлежит мой водитель. Случалось, что я промахивался - например, увидев, что у моего водителя-кавказца иконы, я предположил, что он грузин или осетин, а он оказался православным лезгином (есть и такие, оказывается). Но несколько раз я очень удачно угадывал - и вспомнить об этом приятно. Один раз я спросил своего водителя, не татарин ли он. Он очень удивился тому, что я угадал, и спросил, как мне это удалось. А я всего лишь увидел у стареющего блондина щиток с надписью "Аллаху акбар".


Но особенно я горжусь другим случаем. Мой водитель ответил на мобильный телефон на тюркском языке. Я, свежеприехавший из Турции, ошибиться на этот счёт никак не мог. Но на переднем стекле у него стояли иконы. Я понял, что он должен быть либо кряшеном, либо гагаузом - третьего не дано. Я долго гадал и наконец решился. Когда он повесил трубку, я спросил его: "Простите, Вы гагауз?" По-моему, такого изумления я не видел ни разу в жизни. "Вы из Молдавии?" - спросил он меня. "Нет, я москвич". - "Но Вы долго жили в Молдавии?" - "Нет, я там никогда не был". - "Ну тогда я ничего не понимаю". Пришлось ему объяснить. И было очень приятно видеть ошарашенное лицо человека, который привык, что в Москве никто даже названия его народа не слышал
For two years and two months I worked in the magazine Around the World. I found six different ways to get from my house to the editorial office by public transport (using the metro, buses, minibuses, trams, electric trains - in short, everything except helicopters and water transport), but the road in any way did not work shorter than an hour and a half. But the car could be reached in 25-30 minutes - provided that there were no traffic jams on the road. When I understood this, I started to catch a car to work almost every week, fortunately, the salary allowed me such squandering. Probably, among other things, I felt a longing for hitchhiking - it gave me great pleasure to communicate with unexpected people.


I have had few interesting acquaintances before - for example, with Yusuf from Uzbekistan. How I arrived home today. But he never came across so directly the motley and motley mass of Moscow cabmen. Since now I do not have money for a taxi, the collection of material has temporarily stopped and some results can be summed up.


The vast majority of cars that stop are smashed to smithereens. But sometimes luxury foreign cars also work as a cab. These are people who unexpectedly lost their prestigious job and are unable to find another. I was once driven up by a man who had previously worked at a major post at Video International. "Wow!" I said - "we have a common cartridge, Sergey Vasiliev." And then I thought - "the crisis, he was fired, but here I am not." Funny sometimes there are thoughts ...


About 10% of the "black taxi drivers" are professional drivers. It can be truckers tired of hauls across the country, as well as drivers who have lost their jobs or simply have free time. Riding with professionals is a pleasure. They will never get lost in Moscow (which happens to others) and almost always perfectly speak Russian - even if this is not their native language.


They earn extra money by pensioners and disabled people in Moscow. They have no work, but they have a car. Retired military men come across. One, I remember, told me about how he worked in military intelligence in Germany. The other is about military service in Vietnam. For the most part, pensioners are good-natured and ask for the least money. True, a couple of times I came across absolutely mad old people - who constantly smoked and furiously cursed at every car that was driving too fast, or too slow, or even had the audacity to drive along the same road.


A lot of people come to Moscow specifically in order to earn money by cab. These are Russian people from Tver, Kaluga, Ryazan, Oryol and other neighboring regions, as well as a certain percentage of Caucasians and immigrants from Central Asia. But the vast majority (especially for guests from the south) are taxi drivers by accident. They trade in the market, are engaged in construction and renovation - and are engaged in transportation, because there is currently no work and nowhere to go. Often they looked at me with wet eyes and explained: "If anything, call me. Since I don’t put the tebe on the tape, nobody put it! If I don’t know how to do it, I’m deng waabsche ne vazmu!"


This category of people is the most diverse. A lot of people with higher education who have become unnecessary in their new homelands. But there are a lot of very simple guys who can barely explain themselves in Russian, and look at Moscow with a completely stunned look. It causes them both delight (Oh, what a city! How many possibilities!) And horror (Nobody will take care of you here! And some people are incomprehensible!) More than once or twice, faced with the fact that I’m to him I am friendly, the driver began to ask me a lot of questions. It could be Russian words or customs incomprehensible to him - it happened that a conflict arose with the Russians, and the southerner could not understand how he offended these strange local people. I had to give explanations even on sexual customs.


By confessionality, Moscow “black taxi drivers” are clearly divided into three approximately equal groups. About a third of the glass will necessarily have icons. The other third has shields with inscriptions from the Koran. And the last third has secular symbols, very often St. George ribbons (although, by the way, St. George ribbons in my memory were combined with icons and inscriptions from the Koran). And the national composition is motley to the impossibility. This is due, among other things, to the fact that ethnic minorities live very poorly in the independent post-Soviet republics. An Uzbek living in Tajikistan is constantly reminded that he is a stranger. And if he goes to Uzbekistan, then they see him as a Tajik. Therefore, in Moscow there are so many Tajik Uzbeks, Uzbek Tajiks, Azerbaijanis from Nagorno-Karabakh, Armenians from Sukhumi and Baku, Tatars from Bashkortostan and many, many others.


One of the most interesting activities for me was to try and guess which people my driver belongs to. It happened that I missed - for example, when I saw that my Caucasian driver had an icon, I assumed that he was Georgian or Ossetian, and he turned out to be an Orthodox Lezgin
У записи 20 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Терещенко

Понравилось следующим людям