А знает ли кто, как были устроены двери в трактирах царской России?
Подруга-француженка переводит Чехова и у неё возникла проблема с одним словом.
Кусок текста (повесть "На подводе") выглядит так:
"В трактире было много народа, всё извозчики, и пахло тут водкой, табаком и овчиной. Шел громкий разговор, хлопали дверью на блоке. За стеной в лавочке играли на гармонике. [...] другие мужики тоже подали ей руку на прощанье и вышли один за другим, и дверь на блоке провизжала и хлопнула девять раз."
Она задаётся вопросом, как выглядел этот "блок". У кого какие предположения?
UPD: Комментарий от одного замечательного профессора (прислан лично, поэтому указывать авторство не буду):
"На блоке" - это совсем не салунные дверки в обе стороны. Делали так. Дверь- обычно - тяжелая, на крепких петлях, сделанная из досок не тоньше 2.5 см( т.н."дюймовка"), собранных на "шпильках"- поперечных перемычках, врезанных в толщину досок. Никаких филенок, рамной обвязки и прочего, никогда никаких окошек или, не дай бог, стекла. В верхнем углу двери прикреплялся тросик( иногда), навощенная веревка, что-нибудь крепкое из сыромятины или сплетенное из конского волоса. Главное - крепкое, гладкое и довольно длинное. На раму двери в верхнем углу крепился собственно блок. Из чего угодно, обычно - деревянный, позже - металлический, небольшой, на кронштейне-оси. Тяговая "веревка" заводилась через блок, на конец крепился груз, увесистый. Иногда от блока вниз, вдоль вертикали коробки, крепили желоб, редко - трубу (деревянную, прожженное длинное полено, или жестяную) в которой вверх-вниз ходил груз. Открыта дверь - угол двери поднимает груз по желобу вверх до упора(делали ограничитель), отпустили дверь - груз, скользя вниз, тянет верхний угол назад, захлопывается дверь. Есть несколько произведений(не Чехова), в которых описывается, что, когда при сильном распахивании ограничитель отрывало и груз летел через блок, вся конструкция не просто ломалась, но вполне могла пришибить человека - груз с веревкой превращались в пращу. Мальчики в трактирах смазывали блок, желоб, проверяли регулярно тягу, ограничитель. Конструкция бывала, как правило, шумной, если труба - то гулкой. Сам любовался такими конструкциями в столице, когда демонтировал входную дверь в особняке владельца публичных домов на Трубной, правда дверь была не классическая, а уже филенчатая и оттого перекошенная. Ну и в в родных местах Чернышевского Николая Гавриловича, когда в городке Вилюйск меня норовило пару раз убить стремительно захлопывающейся дверью в местном почтовом отделении, там вся конструкция была сделана против мороза, чтобы мгновенно захлопнуть входную дверь. Переведут всю эту красоту, конечно же, простым и понятным словом "доводчик двери". Есть легенда, что кто-то на излете НЭПа заменил чугунный груз на золотой, перелив на это все накопленное тяжким трудом.
Подруга-француженка переводит Чехова и у неё возникла проблема с одним словом.
Кусок текста (повесть "На подводе") выглядит так:
"В трактире было много народа, всё извозчики, и пахло тут водкой, табаком и овчиной. Шел громкий разговор, хлопали дверью на блоке. За стеной в лавочке играли на гармонике. [...] другие мужики тоже подали ей руку на прощанье и вышли один за другим, и дверь на блоке провизжала и хлопнула девять раз."
Она задаётся вопросом, как выглядел этот "блок". У кого какие предположения?
UPD: Комментарий от одного замечательного профессора (прислан лично, поэтому указывать авторство не буду):
"На блоке" - это совсем не салунные дверки в обе стороны. Делали так. Дверь- обычно - тяжелая, на крепких петлях, сделанная из досок не тоньше 2.5 см( т.н."дюймовка"), собранных на "шпильках"- поперечных перемычках, врезанных в толщину досок. Никаких филенок, рамной обвязки и прочего, никогда никаких окошек или, не дай бог, стекла. В верхнем углу двери прикреплялся тросик( иногда), навощенная веревка, что-нибудь крепкое из сыромятины или сплетенное из конского волоса. Главное - крепкое, гладкое и довольно длинное. На раму двери в верхнем углу крепился собственно блок. Из чего угодно, обычно - деревянный, позже - металлический, небольшой, на кронштейне-оси. Тяговая "веревка" заводилась через блок, на конец крепился груз, увесистый. Иногда от блока вниз, вдоль вертикали коробки, крепили желоб, редко - трубу (деревянную, прожженное длинное полено, или жестяную) в которой вверх-вниз ходил груз. Открыта дверь - угол двери поднимает груз по желобу вверх до упора(делали ограничитель), отпустили дверь - груз, скользя вниз, тянет верхний угол назад, захлопывается дверь. Есть несколько произведений(не Чехова), в которых описывается, что, когда при сильном распахивании ограничитель отрывало и груз летел через блок, вся конструкция не просто ломалась, но вполне могла пришибить человека - груз с веревкой превращались в пращу. Мальчики в трактирах смазывали блок, желоб, проверяли регулярно тягу, ограничитель. Конструкция бывала, как правило, шумной, если труба - то гулкой. Сам любовался такими конструкциями в столице, когда демонтировал входную дверь в особняке владельца публичных домов на Трубной, правда дверь была не классическая, а уже филенчатая и оттого перекошенная. Ну и в в родных местах Чернышевского Николая Гавриловича, когда в городке Вилюйск меня норовило пару раз убить стремительно захлопывающейся дверью в местном почтовом отделении, там вся конструкция была сделана против мороза, чтобы мгновенно захлопнуть входную дверь. Переведут всю эту красоту, конечно же, простым и понятным словом "доводчик двери". Есть легенда, что кто-то на излете НЭПа заменил чугунный груз на золотой, перелив на это все накопленное тяжким трудом.
But does anyone know how the doors were arranged in the taverns of tsarist Russia?
A French friend translates Chekhov and she had a problem with one word.
A piece of text (the story "On the Approach") looks like this:
“There were a lot of people in the tavern, all cabbies, and it smelled of vodka, tobacco and sheepskin. There was a loud conversation, they slammed the door on the block. Behind the wall in the shop they played the harmonica. [...] other men also gave her a farewell and went out one by one, and the door on the block squealed and slammed nine times. "
She wonders what this “block” looked like. Who has any suggestions?
UPD: Comment from one remarkable professor (sent personally, so I will not indicate authorship):
“On the block” is not at all saloon doors on both sides. They did so. The door is usually heavy, with strong hinges, made of boards no thinner than 2.5 cm (the so-called “inch”), assembled on “studs” - transverse jumpers cut into the thickness of the boards. No panels, frame trimmings and other things, never any windows or, God forbid, glass. In the upper corner of the door was attached a cable (sometimes), a waxed rope, something strong from rawhide or woven from horsehair. The main thing is strong, smooth and quite long. The block itself was mounted on the door frame in the upper corner. From anything, usually wooden, later metal, small, on an axle bracket. Traction "rope" was wound through the block, a weight, weighty, was attached to the end. Sometimes from the block down, along the vertical of the box, a gutter was fastened, rarely - a pipe (wooden, burnt long log, or tin) in which the load went up and down. The door is open - the corner of the door raises the load up the gutter up to the stop (they made a stop), they released the door - the load, sliding down, pulls the upper corner back, the door slams. There are several works (not Chekhov's) that describe that when the limiter pulled apart and the load flew through the block with strong openings, the whole structure did not just break, but it could well knock a person down - the load with a rope turned into a sling. The boys in the taverns lubricated the block, the gutter, checked the draft and the limiter regularly. The construction was, as a rule, noisy, if the pipe was a boom. He himself admired such designs in the capital when he dismantled the front door in the mansion of the owner of brothels on Trubnaya, though the door was not classical, but already paneled and therefore skewed. Well, in the native places of Chernyshevsky Nikolai Gavrilovich, when in the town of Vilyuysk I tried to kill a couple of times with a rapidly slamming door at the local post office, there the whole structure was made against frost to instantly slam the front door. They will translate all this beauty, of course, with the simple and understandable word "door closer". There is a legend that someone at the end of the NEP replaced the pig-iron cargo with gold, overloading all this accumulated by hard work.
A French friend translates Chekhov and she had a problem with one word.
A piece of text (the story "On the Approach") looks like this:
“There were a lot of people in the tavern, all cabbies, and it smelled of vodka, tobacco and sheepskin. There was a loud conversation, they slammed the door on the block. Behind the wall in the shop they played the harmonica. [...] other men also gave her a farewell and went out one by one, and the door on the block squealed and slammed nine times. "
She wonders what this “block” looked like. Who has any suggestions?
UPD: Comment from one remarkable professor (sent personally, so I will not indicate authorship):
“On the block” is not at all saloon doors on both sides. They did so. The door is usually heavy, with strong hinges, made of boards no thinner than 2.5 cm (the so-called “inch”), assembled on “studs” - transverse jumpers cut into the thickness of the boards. No panels, frame trimmings and other things, never any windows or, God forbid, glass. In the upper corner of the door was attached a cable (sometimes), a waxed rope, something strong from rawhide or woven from horsehair. The main thing is strong, smooth and quite long. The block itself was mounted on the door frame in the upper corner. From anything, usually wooden, later metal, small, on an axle bracket. Traction "rope" was wound through the block, a weight, weighty, was attached to the end. Sometimes from the block down, along the vertical of the box, a gutter was fastened, rarely - a pipe (wooden, burnt long log, or tin) in which the load went up and down. The door is open - the corner of the door raises the load up the gutter up to the stop (they made a stop), they released the door - the load, sliding down, pulls the upper corner back, the door slams. There are several works (not Chekhov's) that describe that when the limiter pulled apart and the load flew through the block with strong openings, the whole structure did not just break, but it could well knock a person down - the load with a rope turned into a sling. The boys in the taverns lubricated the block, the gutter, checked the draft and the limiter regularly. The construction was, as a rule, noisy, if the pipe was a boom. He himself admired such designs in the capital when he dismantled the front door in the mansion of the owner of brothels on Trubnaya, though the door was not classical, but already paneled and therefore skewed. Well, in the native places of Chernyshevsky Nikolai Gavrilovich, when in the town of Vilyuysk I tried to kill a couple of times with a rapidly slamming door at the local post office, there the whole structure was made against frost to instantly slam the front door. They will translate all this beauty, of course, with the simple and understandable word "door closer". There is a legend that someone at the end of the NEP replaced the pig-iron cargo with gold, overloading all this accumulated by hard work.
У записи 10 лайков,
1 репостов,
434 просмотров.
1 репостов,
434 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Терещенко