C удивлением узнал любопытный факт, выявленный Валерией Касамарой из ВШЭ, которая год за годом сравнивала студентов МГУ-МГИМО&Co с их коллегами из Принстона. Оказывается, при многих сходных показателях мы с "ними" резко различаемся в вопросе стыда. Не открытие, конечно, что в РФ любят "гордиться" и часто в этом смысле ссылаются на "американский опыт патриотизма". Но оказывается в США молодая интеллектуальная элита куда больше сосредотачивается на фактах стыда, чем на условном полёте Аполлона. Если это не частный эффект "левой профессуры" (надо проверить), то это очень любопытно. По крайней мере для меня.
Общаясь с 60-никами, начиная с Валерии Ильиничны или Нины Львовны, я, соглашаясь со многим, всегда с трудом воспринимал их настойчивое - "устыдитесь!". Мне может быть стыдно, как историку, за многое - думалось в ответ - но идти с этим к "народу", проповедовать стыд, навязывать его мне казалось диким. Отчасти я это сравнивал с шоковыми воздействиями на русскую интеллигенцию - от 20-ого съезда до Перестройки, растреов, второго срока и т.п. То есть понимал их порыв, но не воспринимал его.
А оказалось, что в нём нет ничего странного ,и в стране, не пережившей и части наших приключений, сосредотачивание на фактах стыда вполне себе интеллектуальный мэйнстрим. Плюсы тут понятны. Валерия Касамара считает, что это способ самозащиты элиты от эффекта tabularasa (http://www.svoboda.org/content/transcript/27331008.html), Денис Драгунский связывает это с христианизацией элиты, что тоже важно ( http://echo.msk.ru/guests/816478-echo/ - см. начиная с 34:30), но даже спускаясь к каждодневным практикам, отношение к стыду для нашего поколения не так уже малозначительно. Кто-то из нас преподаёт, кто-то продвигает товары, но мы неразрывно связаны с "первым путинским поколением". Оно уже работает на нас, оно уже потребляет наши продукты и скоро будет производить свои, нам с ними шагать наш век. И если мы сможем привить "Pu-Z-generation" чуть больше вкуса, чуть больше эстетических и моральных ориентиров а не только любовь к хорошим комиксам, музыке и джинсам, то это было бы неплохо.
Общаясь с 60-никами, начиная с Валерии Ильиничны или Нины Львовны, я, соглашаясь со многим, всегда с трудом воспринимал их настойчивое - "устыдитесь!". Мне может быть стыдно, как историку, за многое - думалось в ответ - но идти с этим к "народу", проповедовать стыд, навязывать его мне казалось диким. Отчасти я это сравнивал с шоковыми воздействиями на русскую интеллигенцию - от 20-ого съезда до Перестройки, растреов, второго срока и т.п. То есть понимал их порыв, но не воспринимал его.
А оказалось, что в нём нет ничего странного ,и в стране, не пережившей и части наших приключений, сосредотачивание на фактах стыда вполне себе интеллектуальный мэйнстрим. Плюсы тут понятны. Валерия Касамара считает, что это способ самозащиты элиты от эффекта tabularasa (http://www.svoboda.org/content/transcript/27331008.html), Денис Драгунский связывает это с христианизацией элиты, что тоже важно ( http://echo.msk.ru/guests/816478-echo/ - см. начиная с 34:30), но даже спускаясь к каждодневным практикам, отношение к стыду для нашего поколения не так уже малозначительно. Кто-то из нас преподаёт, кто-то продвигает товары, но мы неразрывно связаны с "первым путинским поколением". Оно уже работает на нас, оно уже потребляет наши продукты и скоро будет производить свои, нам с ними шагать наш век. И если мы сможем привить "Pu-Z-generation" чуть больше вкуса, чуть больше эстетических и моральных ориентиров а не только любовь к хорошим комиксам, музыке и джинсам, то это было бы неплохо.
I was surprised to find out a curious fact revealed by Valery Kasamara of the Higher School of Economics, which year after year compared students of MGU-MGIMO & Co with their colleagues from Princeton. It turns out that with many similar indicators, we "differ" sharply in the issue of shame. Not a discovery, of course, that people in the Russian Federation like to be "proud" and often in this sense refer to the "American experience of patriotism." But it turns out that the young intellectual elite in the United States focuses much more on the facts of shame than on the conditional flight of Apollo. If this is not a private effect of the “left profession” (it is necessary to check), then this is very curious. At least for me.
Communicating with the 60s, starting with Valery Ilyinichna or Nina Lvovna, I, agreeing with many, always had difficulty perceiving their insistent - "be ashamed!". I may be ashamed, as a historian, for many things - I thought in response - but to go with this to the "people", to preach shame, to impose it on me seemed wild. In part, I compared this to the shock effects on the Russian intelligentsia - from the 20th congress to Perestroika, raster, second term, etc. That is, I understood their impulse, but did not perceive it.
But it turned out that there was nothing strange in him, and in a country that did not survive even part of our adventures, focusing on the facts of shame is quite an intellectual mainstream. The advantages are clear. Valeria Kasamara believes that this is a way of self-defense of the elite from the tabularasa effect (http://www.svoboda.org/content/transcript/27331008.html), Denis Dragunsky connects this with the Christianization of the elite, which is also important (http: // echo. msk.ru/guests/816478-echo/ - see starting at 34:30), but even going down to everyday practices, the attitude to shame for our generation is not so insignificant. Some of us are teaching, some are promoting products, but we are inextricably linked with the "first Putin generation." It already works for us, it already consumes our products and will soon produce its own products, we will walk our age with them. And if we can instill “Pu-Z-generation” a little more taste, a little more aesthetic and moral guidelines and not just love for good comics, music and jeans, then that would be nice.
Communicating with the 60s, starting with Valery Ilyinichna or Nina Lvovna, I, agreeing with many, always had difficulty perceiving their insistent - "be ashamed!". I may be ashamed, as a historian, for many things - I thought in response - but to go with this to the "people", to preach shame, to impose it on me seemed wild. In part, I compared this to the shock effects on the Russian intelligentsia - from the 20th congress to Perestroika, raster, second term, etc. That is, I understood their impulse, but did not perceive it.
But it turned out that there was nothing strange in him, and in a country that did not survive even part of our adventures, focusing on the facts of shame is quite an intellectual mainstream. The advantages are clear. Valeria Kasamara believes that this is a way of self-defense of the elite from the tabularasa effect (http://www.svoboda.org/content/transcript/27331008.html), Denis Dragunsky connects this with the Christianization of the elite, which is also important (http: // echo. msk.ru/guests/816478-echo/ - see starting at 34:30), but even going down to everyday practices, the attitude to shame for our generation is not so insignificant. Some of us are teaching, some are promoting products, but we are inextricably linked with the "first Putin generation." It already works for us, it already consumes our products and will soon produce its own products, we will walk our age with them. And if we can instill “Pu-Z-generation” a little more taste, a little more aesthetic and moral guidelines and not just love for good comics, music and jeans, then that would be nice.
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вильгот Шеман