Эзотерика в России. О духовной безопасности.
Что касается аргументов в пользу широкой, синкретической религиозности и духовности, то они действительно кажутся, на первый взгляд, очень соблазнительными, особенно для людей, которые не ощущают связь со своей религиозной традицией. Чаще всего они или ничего не знают о ней, или имеют весьма превратное представление о своих религиозных корнях, а поэтому не понимают и не ценят их. Таким людям легко внушить мысль об отсталости, "заскорузлости" Православия и т.п.
Имея порой очень смутное представление об основах православного вероучения, они с удовольствием читают "эзотерические" книжки по астрологии, живой этике, теософии, экстрасенсорике и т.п. Их не смущает, что так называемые тайные, сокровенные, эзотерические книги продаются чуть ли не в каждом магазине или подземном переходе. Они охотно, с видом знатоков, говорят об астрале, карме, реинкарнации и т.п. И вот с таким багажом "знаний" подобные люди берутся критиковать Православие, не разобравшись в православной догматике, антропологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии, повторяя вслед за адептами "Эры Водолея" расхожие критические выпады против Православия и рассуждая с видом знатоков о релегиозно-духовном синтезе. Синкретическая духовность привлекает многих ищущих интеллигентов тем, что не требует от человека особых усилий, ибо сосредоточена в основном в ментальной сфере. Не нужно радикально менять свой привычный образ мыслей. Такая "быстрорастворимая" духовность "с комфортом" очень удобна, отвечает духу времени с его духовной расслабленностью и анемичностью. с его тенденцией духовной "макдональдизации". Для вчерашних атеистов это дает возможность быть на гребне модной волны, казаться современными, не меняя сути своего образа жизни, даже образа мыслей, лишь слегка его "расширяя". За всеми этими внешне привлекательными и, казалось бы, безобидными упражнениями по формированию "космического сознания" скрывается коварная суть, о котоой большинство просто не догадывается. Это прежде всего попытка ликвидировать православную духовность путем её эрозии, растворения в абстрактной синкретической духовности.
Отсутствие конкретного и живого религиозного православного опыта приводит к тому, что его просто не ценят, игнорируют в пользу так называемой широкой (синкретической) духовности, которая на деле есть нечто искусственное, абстрактно-эклектическое и безжизненное. Соблазнительность такой "духовности" в том, что она привлекает современного и "раскрепощенного" человека, ибо не требует от него покаяния, духовного трезвения, подвига. Наоборот, эта безблагодатная, безжертвенная духовность, "духовность с комфортом" льстит самолюбию человека, тешит его гордыню, раздувает его тщеславие, потакает его слабостям и страстям. А Бог не льстит человеку, не потакает его страстям и греховным привычкам, не расхолаживает человека, а призывает его к духовному подвигу, духовной брани, стяжанию благодати.
Поскольку оккультизм отрицает свободно-волевые личностные отношения человека с Богом, ибо ошибочно трактует личностное начало как нечто ограничивающее Абсолют и человека, то ему чуждо понятие греха как свободного волевого уклонения человека от Бога. Его заменяют понятия пленения, падения, инволюции духа в материю как необходимые этапы космической эволюции. Отсюда и враждебное отношение к покаянию и молитве. Их заменяют просвещение сознания, медитации, различные психотехники, призванные "расширить" сознание человека, чтобы он научился контактировать с космическими силами и получать от них помощь. В агни-йоге - как одной из разновидностей оккультизма - этот путь "духовного" восхождения понимается как неразрывная связь с космической иерархией, с "учителями" человечества. Вместо стремления души к соединению с Богом, Творцом, личностным Абсолютом человеку предлагают соединиться с некими космическими силами, Иерархами, Космократорами, требуют беспрекословного послушания и поклонения этим силам. А это есть вариант язычества, когда поклоняются не Творцу, а твари, хотя бы и высокого иерархического ранга. Космические иерархи заслоняют человеку Бога.
Выражаясь христианским языком, это типичная магия, а не мистика. Мистика - это религиозный опыт, имеющий своей целью непосредственное соединение человека с Богом. Магия же есть совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность человека влиять на окружающую действительность с помощью потусторонних сил, духов, демонов. Христианская мистика - это путь колоссальных усилий человека, молитвенно-аскетического подвига, открытости его чистого сердца действию божественной благодати. Мистика предполагает освобождение человека из-под власти страстей, делающих человека рабом греха, который закрывает человеку Бога. Мистика есть "вертикальная" устремленность души к Богу и соединение с Ним в божественных энергиях (благодати Божией). Магия же порабощает человека демоническим силам, создавая при этом иллюзию его "продвинутости", власти над стихиями мира.
Трагедия многих современных людей, искренне жаждущих и ищущих Бога, состоит в том, что в силу своей неискушенности они часто за мистику принимают магию. Поэтому укоренившееся словосочетание "оккультно-мистический" правильней было бы заменить словосочетанием "оккультно-магический".
Современного человека, далекого от аскетического православного образа жизни, демонические силы легко могут ввести в заблуждение: им ничего не стоит принять вид светлых сил и даже облик Христа. Как уже говорилось, в настоящее время появилось много "контактеров", которые искренне верят, что "зрят" Бога, а на самом деле впадают в состояние, которое в православной аскетике именуется прелестью, т.е. прельщением, и становятся игрушкой в руках демонических сил, которые готовят им духовную погибель. Недаром святые отцы в один голос предупреждали об опасности всякого рода видений и ратовали за безмолвное, безОбразное предстояние перед Богом человека, чье сердце сокрушено покаянием. Многие же в настоящее время, незнакомые с опытом православной духовности, легко впадают в экстатические состояния, которые являются душевными, а не духовными (как им кажется) феноменами, и становятся на путь заблуждения.
Православная духовность предполагает свободное творческое напряжение духа, постоянные усилия, умное делание, духовную брань, основанную на свободной синергии воли человеческой и воли Божественной, результат которой - преображение человека. Цель духовного развития человека - пройти путь от способности не грешить к неспособности грешить.
(профессор А. И. Осипов, из книги "Православие и духовная безопасность")
Что касается аргументов в пользу широкой, синкретической религиозности и духовности, то они действительно кажутся, на первый взгляд, очень соблазнительными, особенно для людей, которые не ощущают связь со своей религиозной традицией. Чаще всего они или ничего не знают о ней, или имеют весьма превратное представление о своих религиозных корнях, а поэтому не понимают и не ценят их. Таким людям легко внушить мысль об отсталости, "заскорузлости" Православия и т.п.
Имея порой очень смутное представление об основах православного вероучения, они с удовольствием читают "эзотерические" книжки по астрологии, живой этике, теософии, экстрасенсорике и т.п. Их не смущает, что так называемые тайные, сокровенные, эзотерические книги продаются чуть ли не в каждом магазине или подземном переходе. Они охотно, с видом знатоков, говорят об астрале, карме, реинкарнации и т.п. И вот с таким багажом "знаний" подобные люди берутся критиковать Православие, не разобравшись в православной догматике, антропологии, сотериологии, экклезиологии, эсхатологии, повторяя вслед за адептами "Эры Водолея" расхожие критические выпады против Православия и рассуждая с видом знатоков о релегиозно-духовном синтезе. Синкретическая духовность привлекает многих ищущих интеллигентов тем, что не требует от человека особых усилий, ибо сосредоточена в основном в ментальной сфере. Не нужно радикально менять свой привычный образ мыслей. Такая "быстрорастворимая" духовность "с комфортом" очень удобна, отвечает духу времени с его духовной расслабленностью и анемичностью. с его тенденцией духовной "макдональдизации". Для вчерашних атеистов это дает возможность быть на гребне модной волны, казаться современными, не меняя сути своего образа жизни, даже образа мыслей, лишь слегка его "расширяя". За всеми этими внешне привлекательными и, казалось бы, безобидными упражнениями по формированию "космического сознания" скрывается коварная суть, о котоой большинство просто не догадывается. Это прежде всего попытка ликвидировать православную духовность путем её эрозии, растворения в абстрактной синкретической духовности.
Отсутствие конкретного и живого религиозного православного опыта приводит к тому, что его просто не ценят, игнорируют в пользу так называемой широкой (синкретической) духовности, которая на деле есть нечто искусственное, абстрактно-эклектическое и безжизненное. Соблазнительность такой "духовности" в том, что она привлекает современного и "раскрепощенного" человека, ибо не требует от него покаяния, духовного трезвения, подвига. Наоборот, эта безблагодатная, безжертвенная духовность, "духовность с комфортом" льстит самолюбию человека, тешит его гордыню, раздувает его тщеславие, потакает его слабостям и страстям. А Бог не льстит человеку, не потакает его страстям и греховным привычкам, не расхолаживает человека, а призывает его к духовному подвигу, духовной брани, стяжанию благодати.
Поскольку оккультизм отрицает свободно-волевые личностные отношения человека с Богом, ибо ошибочно трактует личностное начало как нечто ограничивающее Абсолют и человека, то ему чуждо понятие греха как свободного волевого уклонения человека от Бога. Его заменяют понятия пленения, падения, инволюции духа в материю как необходимые этапы космической эволюции. Отсюда и враждебное отношение к покаянию и молитве. Их заменяют просвещение сознания, медитации, различные психотехники, призванные "расширить" сознание человека, чтобы он научился контактировать с космическими силами и получать от них помощь. В агни-йоге - как одной из разновидностей оккультизма - этот путь "духовного" восхождения понимается как неразрывная связь с космической иерархией, с "учителями" человечества. Вместо стремления души к соединению с Богом, Творцом, личностным Абсолютом человеку предлагают соединиться с некими космическими силами, Иерархами, Космократорами, требуют беспрекословного послушания и поклонения этим силам. А это есть вариант язычества, когда поклоняются не Творцу, а твари, хотя бы и высокого иерархического ранга. Космические иерархи заслоняют человеку Бога.
Выражаясь христианским языком, это типичная магия, а не мистика. Мистика - это религиозный опыт, имеющий своей целью непосредственное соединение человека с Богом. Магия же есть совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность человека влиять на окружающую действительность с помощью потусторонних сил, духов, демонов. Христианская мистика - это путь колоссальных усилий человека, молитвенно-аскетического подвига, открытости его чистого сердца действию божественной благодати. Мистика предполагает освобождение человека из-под власти страстей, делающих человека рабом греха, который закрывает человеку Бога. Мистика есть "вертикальная" устремленность души к Богу и соединение с Ним в божественных энергиях (благодати Божией). Магия же порабощает человека демоническим силам, создавая при этом иллюзию его "продвинутости", власти над стихиями мира.
Трагедия многих современных людей, искренне жаждущих и ищущих Бога, состоит в том, что в силу своей неискушенности они часто за мистику принимают магию. Поэтому укоренившееся словосочетание "оккультно-мистический" правильней было бы заменить словосочетанием "оккультно-магический".
Современного человека, далекого от аскетического православного образа жизни, демонические силы легко могут ввести в заблуждение: им ничего не стоит принять вид светлых сил и даже облик Христа. Как уже говорилось, в настоящее время появилось много "контактеров", которые искренне верят, что "зрят" Бога, а на самом деле впадают в состояние, которое в православной аскетике именуется прелестью, т.е. прельщением, и становятся игрушкой в руках демонических сил, которые готовят им духовную погибель. Недаром святые отцы в один голос предупреждали об опасности всякого рода видений и ратовали за безмолвное, безОбразное предстояние перед Богом человека, чье сердце сокрушено покаянием. Многие же в настоящее время, незнакомые с опытом православной духовности, легко впадают в экстатические состояния, которые являются душевными, а не духовными (как им кажется) феноменами, и становятся на путь заблуждения.
Православная духовность предполагает свободное творческое напряжение духа, постоянные усилия, умное делание, духовную брань, основанную на свободной синергии воли человеческой и воли Божественной, результат которой - преображение человека. Цель духовного развития человека - пройти путь от способности не грешить к неспособности грешить.
(профессор А. И. Осипов, из книги "Православие и духовная безопасность")
Esoterics in Russia. About spiritual security.
As for the arguments in favor of broad, syncretic religiosity and spirituality, they really seem, at first glance, very seductive, especially for people who do not feel connected with their religious tradition. Most often, they either do not know anything about it, or have a very misconception about their religious roots, and therefore do not understand and do not appreciate them. It is easy for such people to inspire the idea of the backwardness, “overbearing” of Orthodoxy, etc.
Having sometimes a very vague idea of the foundations of Orthodox faith, they are happy to read "esoteric" books on astrology, living ethics, Theosophy, extrasensory perception, etc. They are not confused that the so-called secret, secret, esoteric books are sold in almost every store or underground passage. They willingly, with the appearance of experts, speak of astral, karma, reincarnation, etc. And with such a baggage of “knowledge”, such people undertake to criticize Orthodoxy, without understanding the Orthodox dogma, anthropology, soteriology, ecclesiology, eschatology, repeating, following the adherents of the Era of Aquarius, the common critical attacks against Orthodoxy and reasoning with a kind of connoisseurs about religious and spiritual synthesis. Syncretic spirituality attracts many seeking intellectuals because it does not require special efforts from a person, because it is concentrated mainly in the mental sphere. No need to radically change your usual way of thinking. This "instant" spirituality "with comfort" is very convenient, meets the spirit of the times with its spiritual relaxation and anemia. with his tendency to spiritual "mcdonaldization." For yesterday's atheists, this makes it possible to be on the crest of a fashionable wave, to seem modern, without changing the essence of their lifestyle, even their way of thinking, only slightly expanding it. Behind all these seemingly attractive and seemingly harmless exercises for the formation of "cosmic consciousness" lies an insidious essence, about which most simply do not know. This is, first and foremost, an attempt to eliminate Orthodox spirituality through its erosion, dissolution in abstract syncretic spirituality.
The lack of a concrete and living religious Orthodox experience leads to the fact that it is simply not appreciated, ignored in favor of the so-called broad (syncretic) spirituality, which in reality is something artificial, abstract-eclectic and lifeless. The seductiveness of such "spirituality" is that it attracts a modern and "liberated" person, because it does not require him to repent, spiritual sobriety, feat. On the contrary, this graceless, sacrificial spirituality, "spirituality with comfort" flatter a man’s pride, amuse his pride, inflate his vanity, indulge his weaknesses and passions. But God does not flatter a person, does not indulge his passions and sinful habits, does not dampen a person, but calls him to spiritual achievement, spiritual warfare, acquiring grace.
Since occultism denies the free-will personal relationship of man with God, because he mistakenly interprets the personal principle as something limiting the Absolute and man, the concept of sin as a free willful deviation of man from God is alien to him. It is replaced by the concepts of captivity, fall, involution of the spirit into matter as necessary stages of cosmic evolution. Hence the hostile attitude towards repentance and prayer. They are replaced by enlightenment of consciousness, meditation, various psychotechnics, designed to "expand" a person's consciousness so that he learns to contact with cosmic forces and receive help from them. In agni yoga - as one of the varieties of occultism - this path of "spiritual" ascent is understood as an inextricable connection with the cosmic hierarchy, with the "teachers" of mankind. Instead of the desire of the soul to unite with God, the Creator, the personal Absolute, a person is offered to unite with certain cosmic forces, Hierarchs, Cosmocrats, demand unquestioning obedience and worship of these forces. And this is a variant of paganism when they worship not the Creator, but creatures, even of a high hierarchical rank. Cosmic hierarchs obscure man to God.
In Christian terms, this is typical magic, not mysticism. Mysticism is a religious experience with the goal of directly connecting a person with God. Magic is a combination of rituals and actions associated with the belief in a person's ability to influence the surrounding reality with the help of otherworldly forces, spirits, demons. Christian mysticism is the way of man’s colossal efforts, prayer-ascetic feat, openness of his pure heart to the action of divine grace. Mysticism implies the liberation of man from the grip of passions that make man a slave to sin, which closes God to man. Mysticism is the "vertical" striving of the soul towards God and conjunction with Him in divine energies (God's grace). Magic enslaves a person to demonic forces, while creating the illusion of his "advancement", power over the elements of the world.
The tragedy of many modern people, sincerely
As for the arguments in favor of broad, syncretic religiosity and spirituality, they really seem, at first glance, very seductive, especially for people who do not feel connected with their religious tradition. Most often, they either do not know anything about it, or have a very misconception about their religious roots, and therefore do not understand and do not appreciate them. It is easy for such people to inspire the idea of the backwardness, “overbearing” of Orthodoxy, etc.
Having sometimes a very vague idea of the foundations of Orthodox faith, they are happy to read "esoteric" books on astrology, living ethics, Theosophy, extrasensory perception, etc. They are not confused that the so-called secret, secret, esoteric books are sold in almost every store or underground passage. They willingly, with the appearance of experts, speak of astral, karma, reincarnation, etc. And with such a baggage of “knowledge”, such people undertake to criticize Orthodoxy, without understanding the Orthodox dogma, anthropology, soteriology, ecclesiology, eschatology, repeating, following the adherents of the Era of Aquarius, the common critical attacks against Orthodoxy and reasoning with a kind of connoisseurs about religious and spiritual synthesis. Syncretic spirituality attracts many seeking intellectuals because it does not require special efforts from a person, because it is concentrated mainly in the mental sphere. No need to radically change your usual way of thinking. This "instant" spirituality "with comfort" is very convenient, meets the spirit of the times with its spiritual relaxation and anemia. with his tendency to spiritual "mcdonaldization." For yesterday's atheists, this makes it possible to be on the crest of a fashionable wave, to seem modern, without changing the essence of their lifestyle, even their way of thinking, only slightly expanding it. Behind all these seemingly attractive and seemingly harmless exercises for the formation of "cosmic consciousness" lies an insidious essence, about which most simply do not know. This is, first and foremost, an attempt to eliminate Orthodox spirituality through its erosion, dissolution in abstract syncretic spirituality.
The lack of a concrete and living religious Orthodox experience leads to the fact that it is simply not appreciated, ignored in favor of the so-called broad (syncretic) spirituality, which in reality is something artificial, abstract-eclectic and lifeless. The seductiveness of such "spirituality" is that it attracts a modern and "liberated" person, because it does not require him to repent, spiritual sobriety, feat. On the contrary, this graceless, sacrificial spirituality, "spirituality with comfort" flatter a man’s pride, amuse his pride, inflate his vanity, indulge his weaknesses and passions. But God does not flatter a person, does not indulge his passions and sinful habits, does not dampen a person, but calls him to spiritual achievement, spiritual warfare, acquiring grace.
Since occultism denies the free-will personal relationship of man with God, because he mistakenly interprets the personal principle as something limiting the Absolute and man, the concept of sin as a free willful deviation of man from God is alien to him. It is replaced by the concepts of captivity, fall, involution of the spirit into matter as necessary stages of cosmic evolution. Hence the hostile attitude towards repentance and prayer. They are replaced by enlightenment of consciousness, meditation, various psychotechnics, designed to "expand" a person's consciousness so that he learns to contact with cosmic forces and receive help from them. In agni yoga - as one of the varieties of occultism - this path of "spiritual" ascent is understood as an inextricable connection with the cosmic hierarchy, with the "teachers" of mankind. Instead of the desire of the soul to unite with God, the Creator, the personal Absolute, a person is offered to unite with certain cosmic forces, Hierarchs, Cosmocrats, demand unquestioning obedience and worship of these forces. And this is a variant of paganism when they worship not the Creator, but creatures, even of a high hierarchical rank. Cosmic hierarchs obscure man to God.
In Christian terms, this is typical magic, not mysticism. Mysticism is a religious experience with the goal of directly connecting a person with God. Magic is a combination of rituals and actions associated with the belief in a person's ability to influence the surrounding reality with the help of otherworldly forces, spirits, demons. Christian mysticism is the way of man’s colossal efforts, prayer-ascetic feat, openness of his pure heart to the action of divine grace. Mysticism implies the liberation of man from the grip of passions that make man a slave to sin, which closes God to man. Mysticism is the "vertical" striving of the soul towards God and conjunction with Him in divine energies (God's grace). Magic enslaves a person to demonic forces, while creating the illusion of his "advancement", power over the elements of the world.
The tragedy of many modern people, sincerely
У записи 5 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко