Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8
Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.
Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).
Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.
Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.
Архиепископ Серафим (Соболев)
Рим. 6, 8
Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.
Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.
Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.
Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.
Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).
Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.
Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.
Архиепископ Серафим (Соболев)
If we died with Christ, we believe that we will live with Him.
Rome. 6, 8
These are the words of the Holy Apostle Paul that we heard with you my beloved brothers and sisters in Christ, today at the Divine Liturgy during the apostolic reading. It is saving for us first of all to know what it means to die with Christ.
Of course, here, of course, death is not bodily, for the Apostle used the word dead in relation to living people, and death for the world, that is, for passions. The same Apostle speaks of this in a letter to the Galatians: those who are of Christ crucified the flesh with passions and lusts (Gal. 5, 24). It is clear from here that we will die with Christ only if we mortify our passions of gluttony, fornication, love of money, anger, sadness, despondency, vanity and pride. And the killing of passions is a feat that can be called voluntary martyrdom. So St. Theodore Studite taught, saying that monks die every day through the cutting off of their passionate, sinful will. Therefore, they inherit the martyr's crowns, like the holy martyrs.
True, these patristic words were spoken by the monks. But the martyrdom with passions, according to the Apostle Paul, is inevitable in the life of all who strive to be Christ. And how could it be otherwise, when the Lord commanded the narrow and thorny path to all his followers, saying: and whoever does not take his cross and follow Me, is not worthy of Me (Matt. 10, 38). Thus, in order to live with Christ, one must first die with Him, that is, put to rest their passions.
What does it mean to live with Christ? - To live with Christ means to be in unity with Him. And unity with Christ is nothing but our love for Him, the desire of our hearts to always think of Him, always prayerfully talk with Him and do only pleasing to Him. The love of Christ, as the Lord Himself teaches, is, in its essence, the fulfillment of His Divine commandments by us: If you love Me, keep My commandments (John 14, 15). Therefore, we will obey His commandments.
We will live with Christ, if the fruit of our fulfillment of all His commandments will be manifested in our life, that is, the divine joy of Christ, of which He speaks: If you keep My commandments, abide in My love ... My joy will abide in you, and your joy will be perfect (John 15: 10-11).
This joy of Christ in particular, as nowhere else, is given to all true His followers in the Sacrament of Holy Communion. Making us one with God by grace, this Sacrament gives us heavenly, heavenly bliss in earthly life. And if we do not feel from the Holy Communion the bliss that the holy saints of God felt, then only because we poorly fulfill the saving commandments, we do not want to part with our passions and do not kill them in ourselves.
Therefore, my beloved of Christ's children, we will have, with our main concern, a firm determination to fight the passions until they are put to death. Then we will live with Christ, that is, fulfill all His commandments steadily, and still possess here, on earth, their fruit - Divine joy, drawing it from many blessed sources of our Orthodox Church and, especially, in the Sacrament of the Holy Eucharist.
In all its fullness, we will experience this joy for the killing of our passions and the fulfillment of the Divine commandments in the afterlife when we unite forever with the dead for us and the resurrected Lord for endless bliss in His Heavenly Kingdom, which the Lord grants us by His inexpressible mercy to we are sinners. Amen.
Archbishop Seraphim (Sobolev)
Rome. 6, 8
These are the words of the Holy Apostle Paul that we heard with you my beloved brothers and sisters in Christ, today at the Divine Liturgy during the apostolic reading. It is saving for us first of all to know what it means to die with Christ.
Of course, here, of course, death is not bodily, for the Apostle used the word dead in relation to living people, and death for the world, that is, for passions. The same Apostle speaks of this in a letter to the Galatians: those who are of Christ crucified the flesh with passions and lusts (Gal. 5, 24). It is clear from here that we will die with Christ only if we mortify our passions of gluttony, fornication, love of money, anger, sadness, despondency, vanity and pride. And the killing of passions is a feat that can be called voluntary martyrdom. So St. Theodore Studite taught, saying that monks die every day through the cutting off of their passionate, sinful will. Therefore, they inherit the martyr's crowns, like the holy martyrs.
True, these patristic words were spoken by the monks. But the martyrdom with passions, according to the Apostle Paul, is inevitable in the life of all who strive to be Christ. And how could it be otherwise, when the Lord commanded the narrow and thorny path to all his followers, saying: and whoever does not take his cross and follow Me, is not worthy of Me (Matt. 10, 38). Thus, in order to live with Christ, one must first die with Him, that is, put to rest their passions.
What does it mean to live with Christ? - To live with Christ means to be in unity with Him. And unity with Christ is nothing but our love for Him, the desire of our hearts to always think of Him, always prayerfully talk with Him and do only pleasing to Him. The love of Christ, as the Lord Himself teaches, is, in its essence, the fulfillment of His Divine commandments by us: If you love Me, keep My commandments (John 14, 15). Therefore, we will obey His commandments.
We will live with Christ, if the fruit of our fulfillment of all His commandments will be manifested in our life, that is, the divine joy of Christ, of which He speaks: If you keep My commandments, abide in My love ... My joy will abide in you, and your joy will be perfect (John 15: 10-11).
This joy of Christ in particular, as nowhere else, is given to all true His followers in the Sacrament of Holy Communion. Making us one with God by grace, this Sacrament gives us heavenly, heavenly bliss in earthly life. And if we do not feel from the Holy Communion the bliss that the holy saints of God felt, then only because we poorly fulfill the saving commandments, we do not want to part with our passions and do not kill them in ourselves.
Therefore, my beloved of Christ's children, we will have, with our main concern, a firm determination to fight the passions until they are put to death. Then we will live with Christ, that is, fulfill all His commandments steadily, and still possess here, on earth, their fruit - Divine joy, drawing it from many blessed sources of our Orthodox Church and, especially, in the Sacrament of the Holy Eucharist.
In all its fullness, we will experience this joy for the killing of our passions and the fulfillment of the Divine commandments in the afterlife when we unite forever with the dead for us and the resurrected Lord for endless bliss in His Heavenly Kingdom, which the Lord grants us by His inexpressible mercy to we are sinners. Amen.
Archbishop Seraphim (Sobolev)
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко