Соработничество Божественной благодати и человеческой свободы.
В учении Восточной Церкви утверждается необходимость соработничества (синергии) Божественной благодати и человеческой свободы, так как только в единстве согласия человека с волей Божией и добровольном следовании по пути спасения достигается обретение Царства теми, кто «ищет благодати и свободно покоряется ей». Самодеятельно человек не способен достичь совершенства и спасения, так как не обладает необходимыми для этого силами, и лишь при содействии Божием это становится возможным и осуществимым. Действительное обновление человека, таким образом, совершается в неразрывном взаимодействии с благодатью Божией. При этом и просвещающее, и спасающее действие благодати не лишает значения человеческой свободы и необходимости самоопределения:
«Жизнь истинно христианская устрояется взаимно – благодатию и своим желанием и свободою, так что благодать, без свободного склонения воли, ничего не сделает с нами, ни свое желание, без укрепления благодатию, не может иметь ни в чем успеха. Обе они сходятся в одном деле устроения христианского жития; а что в каждом деле принадлежит благодати и что – своему желанию, это до тонкости различить трудно, да и нужды нет. Ведайте, что благодать никогда не насилует свободного произволения и никогда не оставляет его одного, без своей помощи, когда оно того достойно, имеет в том нужду и просит о том».
Здание духовной жизни созидается на основании возрождающего действия благодати и деятельной решимости верующего, «напряжение сил человека является условием их благодатного укрепления совместного с ним действия благодати, но условием опять лишь, так сказать, логическим, а не временно предшествующим. Это видно из тех слов епископа Феофана, которыми категорически утверждается совместно-нераздельный характер действования свободы и благодати». Отношение предопределения к Божественному предведению указывается в апостольском послании следующими словами: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8: 29–30). Комментируя это послание апостола Павла, неверное осмысление которого явилось основанием для ложного учения о предопределении, святитель Феофан поясняет, что православное понимание всеведения Божия, в том числе и Его предведения судеб людей, никогда не отвергает свободную волю человека и его сознательное участие в своем спасении. Предопределение есть непостижимое действие безначального Бога, и оно определяется гармонией предвечных Божественных свойств и совершенств. Всеведующий Бог предвидит и в соответствии с этим предопределяет. Обладая ведением всего сущего, Бог знает прошлое, настоящее, будущее как единое целое, а как ведает, так и определяет тому быть. В силу этого причиной предопределения являются свободные действия человека, не ограниченные предузнанием Божиим, так как свой личный выбор реализует сам человек. Бог же, предвидя результат этого выбора и последующие действия, согласно этому определяет, то есть само предопределение является логическим следствием свободных деяний человека, а не наоборот:
«Он (Бог) ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего – ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода; ведает, кого коснется Его последнее “придите” и кого коснется “отъидите”. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав. Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же – но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение – следствие свободных дел».
Бог, – поясняет святитель Феофан, – в силу этого предведения предопределяет избранным быть таковыми и соответственно этому воспринять часть в вечности. «Предопределение Божие обнимает и временное, и вечное. Апостол указывает, к чему предопределены предуведенные, именно – к тому, чтоб им “сообразным быти образу Сына Его”».
Этими двумя сходящимися воедино действиями – предведением и предопределением – исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых людях. Все сказанное выше относится к каждому. Спасение, согласно православному учению, – замечает святитель Феофан, – есть действие свободно-нравственное, хотя и возможное только с помощью благодати Божией. Всякий призван Богом, и каждому желающему возможно быть в числе предопределенных:
«Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение – и попадешь в избранники предуставленные… Напряги усилие и ревнование – и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников, ибо неизбранник не станет ревновать».
Таким образом, для возрождения человек сам должен неотступно устремляться к Источнику спасения, в случае же падения спешить подняться через покаяние, чтобы не лишиться своего призвания, ибо благодать не самодействующая сила, отчужденно принуждающая людей к добродетели.
«Пребудь верен и благословляй Бога, призвавшего тебя к сообразию с Сыном Его помимо тебя. Если пребудешь так до конца, то не сомневайся, что и там сретит тебя беспредельная милость Божия. Если и падешь, не падай в отчаяние, а спеши покаянием опять стать в чин, из коего испал, подобно Петру. Если и многократно падешь, вставай, веруя, что, вставши, ты опять вступаешь в сонм призванных по предуставлению. Только нераскаянные грешники и ожесточенные неверы могут быть исключены из сего сонма, но и то не решительно. Разбойник уже на кресте, в последние минуты жизни, был схвачен и взят Сыном Божиим в рай».
По подытоживающему и точному высказыванию архимандрита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, «весьма поучительно, говорим мы, познакомиться с раскрытием этой стороны в сочинениях… преосвященного Феофана, так глубоко проникнутого отеческим учением… По представлению преосвященного Феофана, внутреннюю сущность таинственного обновления человека составляет его добровольное и окончательное определение себя на угождение Богу. “Это решение, – говорит преосвященный Феофан, – есть главный момент в деле обращения”. Как видим, преосвященный Феофан в этом описании истинного содержания догматических понятий, касающихся вопроса о спасении, совершенно правильно выражает учение святых отцов Церкви», – в отличие от инославной схоластики, учащей о «самодвижной праведности, которая водворяется в человеке и начинает в нем действовать помимо и даже почти вопреки его сознанию и воле».
Таково учение о предопределении Божием, глубокое знание которого в полном согласии с учением Православной Церкви показал в своих трудах святитель Феофан Затворник, ставшее камнем преткновения для сторонников ложного представления о предестинации как безусловной предустановленности в жизни каждого человека.
(из статьи А. Солодкова и В. Юдина "ЕСТЬ ЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ К ПОГИБЕЛИ?
Учение о предопределении в трудах святителя Феофана Затворника", 2016)
В учении Восточной Церкви утверждается необходимость соработничества (синергии) Божественной благодати и человеческой свободы, так как только в единстве согласия человека с волей Божией и добровольном следовании по пути спасения достигается обретение Царства теми, кто «ищет благодати и свободно покоряется ей». Самодеятельно человек не способен достичь совершенства и спасения, так как не обладает необходимыми для этого силами, и лишь при содействии Божием это становится возможным и осуществимым. Действительное обновление человека, таким образом, совершается в неразрывном взаимодействии с благодатью Божией. При этом и просвещающее, и спасающее действие благодати не лишает значения человеческой свободы и необходимости самоопределения:
«Жизнь истинно христианская устрояется взаимно – благодатию и своим желанием и свободою, так что благодать, без свободного склонения воли, ничего не сделает с нами, ни свое желание, без укрепления благодатию, не может иметь ни в чем успеха. Обе они сходятся в одном деле устроения христианского жития; а что в каждом деле принадлежит благодати и что – своему желанию, это до тонкости различить трудно, да и нужды нет. Ведайте, что благодать никогда не насилует свободного произволения и никогда не оставляет его одного, без своей помощи, когда оно того достойно, имеет в том нужду и просит о том».
Здание духовной жизни созидается на основании возрождающего действия благодати и деятельной решимости верующего, «напряжение сил человека является условием их благодатного укрепления совместного с ним действия благодати, но условием опять лишь, так сказать, логическим, а не временно предшествующим. Это видно из тех слов епископа Феофана, которыми категорически утверждается совместно-нераздельный характер действования свободы и благодати». Отношение предопределения к Божественному предведению указывается в апостольском послании следующими словами: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8: 29–30). Комментируя это послание апостола Павла, неверное осмысление которого явилось основанием для ложного учения о предопределении, святитель Феофан поясняет, что православное понимание всеведения Божия, в том числе и Его предведения судеб людей, никогда не отвергает свободную волю человека и его сознательное участие в своем спасении. Предопределение есть непостижимое действие безначального Бога, и оно определяется гармонией предвечных Божественных свойств и совершенств. Всеведующий Бог предвидит и в соответствии с этим предопределяет. Обладая ведением всего сущего, Бог знает прошлое, настоящее, будущее как единое целое, а как ведает, так и определяет тому быть. В силу этого причиной предопределения являются свободные действия человека, не ограниченные предузнанием Божиим, так как свой личный выбор реализует сам человек. Бог же, предвидя результат этого выбора и последующие действия, согласно этому определяет, то есть само предопределение является логическим следствием свободных деяний человека, а не наоборот:
«Он (Бог) ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего – ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода; ведает, кого коснется Его последнее “придите” и кого коснется “отъидите”. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав. Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же – но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение – следствие свободных дел».
Бог, – поясняет святитель Феофан, – в силу этого предведения предопределяет избранным быть таковыми и соответственно этому воспринять часть в вечности. «Предопределение Божие обнимает и временное, и вечное. Апостол указывает, к чему предопределены предуведенные, именно – к тому, чтоб им “сообразным быти образу Сына Его”».
Этими двумя сходящимися воедино действиями – предведением и предопределением – исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых людях. Все сказанное выше относится к каждому. Спасение, согласно православному учению, – замечает святитель Феофан, – есть действие свободно-нравственное, хотя и возможное только с помощью благодати Божией. Всякий призван Богом, и каждому желающему возможно быть в числе предопределенных:
«Бог предвидел, чего возжелаем мы и к чему будем стремиться, и соответственно тому положил определение о нас. Следовательно, все дело в нашем настроении. Блюди доброе настроение – и попадешь в избранники предуставленные… Напряги усилие и ревнование – и завоюешь себе избрание. Впрочем, сие-то и означает, что ты из предуставленных избранников, ибо неизбранник не станет ревновать».
Таким образом, для возрождения человек сам должен неотступно устремляться к Источнику спасения, в случае же падения спешить подняться через покаяние, чтобы не лишиться своего призвания, ибо благодать не самодействующая сила, отчужденно принуждающая людей к добродетели.
«Пребудь верен и благословляй Бога, призвавшего тебя к сообразию с Сыном Его помимо тебя. Если пребудешь так до конца, то не сомневайся, что и там сретит тебя беспредельная милость Божия. Если и падешь, не падай в отчаяние, а спеши покаянием опять стать в чин, из коего испал, подобно Петру. Если и многократно падешь, вставай, веруя, что, вставши, ты опять вступаешь в сонм призванных по предуставлению. Только нераскаянные грешники и ожесточенные неверы могут быть исключены из сего сонма, но и то не решительно. Разбойник уже на кресте, в последние минуты жизни, был схвачен и взят Сыном Божиим в рай».
По подытоживающему и точному высказыванию архимандрита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, «весьма поучительно, говорим мы, познакомиться с раскрытием этой стороны в сочинениях… преосвященного Феофана, так глубоко проникнутого отеческим учением… По представлению преосвященного Феофана, внутреннюю сущность таинственного обновления человека составляет его добровольное и окончательное определение себя на угождение Богу. “Это решение, – говорит преосвященный Феофан, – есть главный момент в деле обращения”. Как видим, преосвященный Феофан в этом описании истинного содержания догматических понятий, касающихся вопроса о спасении, совершенно правильно выражает учение святых отцов Церкви», – в отличие от инославной схоластики, учащей о «самодвижной праведности, которая водворяется в человеке и начинает в нем действовать помимо и даже почти вопреки его сознанию и воле».
Таково учение о предопределении Божием, глубокое знание которого в полном согласии с учением Православной Церкви показал в своих трудах святитель Феофан Затворник, ставшее камнем преткновения для сторонников ложного представления о предестинации как безусловной предустановленности в жизни каждого человека.
(из статьи А. Солодкова и В. Юдина "ЕСТЬ ЛИ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ К ПОГИБЕЛИ?
Учение о предопределении в трудах святителя Феофана Затворника", 2016)
Collaboration of divine grace and human freedom.
The teaching of the Eastern Church affirms the need for co-operation (synergy) of Divine grace and human freedom, since only in the unity of man’s consent with the will of God and voluntary following the path of salvation is the Kingdom achieved by those who “seek grace and freely submit to it”. Self-made man is not able to achieve perfection and salvation, since he does not have the strength necessary for this, and only with the assistance of God does this become possible and feasible. The actual renewal of man, therefore, is accomplished in inextricable interaction with the grace of God. At the same time, the enlightening and saving action of grace does not deprive the significance of human freedom and the need for self-determination:
“A truly Christian life is arranged mutually - by grace and by its desire and freedom, so that grace, without free will of will, will do nothing to us, nor its desire, without strengthening of grace, cannot be successful in anything. Both of them agree in the same matter of dispensing Christian living; and what belongs to grace in every business and what belongs to one’s own desire is difficult to discern, and there is no need. Know that grace never rapes free will and never leaves it alone, without its help, when it is worthy, has a need and asks for it. ”
The building of spiritual life is built on the basis of the regenerating action of grace and the active determination of the believer, “the exertion of human strength is a condition for their gracious strengthening of the joint action of grace with it, but again the condition is only, so to speak, logical, and not temporarily preceding. This is evident from those words of Bishop Theophanes, which categorically affirm the jointly inseparable nature of the operation of freedom and grace. ” The relation of predestination to Divine foreknowledge is indicated in the apostolic epistle with the following words: “Whom He foreknew, he also predestinated to be like the image of His Son ... And whom he predestinated, he also called, and whom he called, he justified; and whom he justified, he also glorified them ”(Rom. 8: 29–30). Commenting on this epistle of the Apostle Paul, the incorrect interpretation of which was the basis for a false doctrine of predestination, St. Theophanes explains that the Orthodox understanding of the omniscience of God, including His foreknowledge of the destinies of people, never rejects the free will of man and his conscious participation in his salvation. Predestination is the incomprehensible action of the beginningless God, and it is determined by the harmony of the eternal Divine attributes and perfections. The omniscient God foresees and predetermines in accordance with this. Possessing the knowledge of all that exists, God knows the past, present, future as a whole, and how he knows, so determines how it should be. By virtue of this, the reason for predestination is the free actions of man, not limited to the foreknowledge of God, since the person himself realizes his personal choice. God, foreseeing the result of this choice and subsequent actions, according to this determines, that is, predestination itself is a logical consequence of the free actions of man, and not vice versa:
“He (God) knows both the beginning and the continuation, and the end of all that exists and is — he also knows his last definition of the fate of everyone, as well as of the entire human race; He knows whom His last “come” touches and whom He “touches” touches. And as it knows, so determines what to be. But just as He knows in advance, He foresees, and in determining in advance He predetermines. And because the knowledge or prediction of God is by no means true and true, then His definition is unchanging. But, touching free creatures, it does not constrain their freedom and does not make them involuntary executors of their definitions. God foresees free actions as free, sees the entire course of the free face and the total result of all his actions. And, seeing that, determines how it was already completed. For it does not merely predestine, but predestinates, having foreseen. We determine a person that is good or thin, seeing his deeds done before us. And God predestinates according to deeds - but foreseeable deeds, as if they were already done. “Not the actions of free persons are the result of predestination, but predestination itself is the result of free deeds.”
God, ”explains St. Theophanes,“ by virtue of this prediction predetermines the elect to be such and accordingly perceive a part in eternity. “The predestination of God embraces both the temporary and the eternal. The Apostle indicates what the predestined ones are predetermined for, namely, that they “be in conformity with the image of His Son.”
These two actions converging together - foreknowledge and predestination - exhaust the predestination of God for the people to be saved. All of the above applies to everyone. Salvation, according to Orthodox teaching, says St. Theophanes, is a free-moral action, although possible only with the help of the grace of God. Everyone is called by God, and it is possible for everyone to be among the highest
The teaching of the Eastern Church affirms the need for co-operation (synergy) of Divine grace and human freedom, since only in the unity of man’s consent with the will of God and voluntary following the path of salvation is the Kingdom achieved by those who “seek grace and freely submit to it”. Self-made man is not able to achieve perfection and salvation, since he does not have the strength necessary for this, and only with the assistance of God does this become possible and feasible. The actual renewal of man, therefore, is accomplished in inextricable interaction with the grace of God. At the same time, the enlightening and saving action of grace does not deprive the significance of human freedom and the need for self-determination:
“A truly Christian life is arranged mutually - by grace and by its desire and freedom, so that grace, without free will of will, will do nothing to us, nor its desire, without strengthening of grace, cannot be successful in anything. Both of them agree in the same matter of dispensing Christian living; and what belongs to grace in every business and what belongs to one’s own desire is difficult to discern, and there is no need. Know that grace never rapes free will and never leaves it alone, without its help, when it is worthy, has a need and asks for it. ”
The building of spiritual life is built on the basis of the regenerating action of grace and the active determination of the believer, “the exertion of human strength is a condition for their gracious strengthening of the joint action of grace with it, but again the condition is only, so to speak, logical, and not temporarily preceding. This is evident from those words of Bishop Theophanes, which categorically affirm the jointly inseparable nature of the operation of freedom and grace. ” The relation of predestination to Divine foreknowledge is indicated in the apostolic epistle with the following words: “Whom He foreknew, he also predestinated to be like the image of His Son ... And whom he predestinated, he also called, and whom he called, he justified; and whom he justified, he also glorified them ”(Rom. 8: 29–30). Commenting on this epistle of the Apostle Paul, the incorrect interpretation of which was the basis for a false doctrine of predestination, St. Theophanes explains that the Orthodox understanding of the omniscience of God, including His foreknowledge of the destinies of people, never rejects the free will of man and his conscious participation in his salvation. Predestination is the incomprehensible action of the beginningless God, and it is determined by the harmony of the eternal Divine attributes and perfections. The omniscient God foresees and predetermines in accordance with this. Possessing the knowledge of all that exists, God knows the past, present, future as a whole, and how he knows, so determines how it should be. By virtue of this, the reason for predestination is the free actions of man, not limited to the foreknowledge of God, since the person himself realizes his personal choice. God, foreseeing the result of this choice and subsequent actions, according to this determines, that is, predestination itself is a logical consequence of the free actions of man, and not vice versa:
“He (God) knows both the beginning and the continuation, and the end of all that exists and is — he also knows his last definition of the fate of everyone, as well as of the entire human race; He knows whom His last “come” touches and whom He “touches” touches. And as it knows, so determines what to be. But just as He knows in advance, He foresees, and in determining in advance He predetermines. And because the knowledge or prediction of God is by no means true and true, then His definition is unchanging. But, touching free creatures, it does not constrain their freedom and does not make them involuntary executors of their definitions. God foresees free actions as free, sees the entire course of the free face and the total result of all his actions. And, seeing that, determines how it was already completed. For it does not merely predestine, but predestinates, having foreseen. We determine a person that is good or thin, seeing his deeds done before us. And God predestinates according to deeds - but foreseeable deeds, as if they were already done. “Not the actions of free persons are the result of predestination, but predestination itself is the result of free deeds.”
God, ”explains St. Theophanes,“ by virtue of this prediction predetermines the elect to be such and accordingly perceive a part in eternity. “The predestination of God embraces both the temporary and the eternal. The Apostle indicates what the predestined ones are predetermined for, namely, that they “be in conformity with the image of His Son.”
These two actions converging together - foreknowledge and predestination - exhaust the predestination of God for the people to be saved. All of the above applies to everyone. Salvation, according to Orthodox teaching, says St. Theophanes, is a free-moral action, although possible only with the help of the grace of God. Everyone is called by God, and it is possible for everyone to be among the highest
У записи 2 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко