Секунды свободы от греха Лет пять назад, после...

Секунды свободы от греха

Лет пять назад, после прочтения одной очень неожиданной для меня мысли святого Марка Подвижника (о которой расскажу здесь чуть позже), я вдруг стал замечать, что в каких-то острых ситуациях, когда вроде бы есть все поводы разгневаться, обидеться, начать спорить, всегда бывает очень короткий промежуток времени, буквально одна-две секунды, когда ты еще не дал волю страсти. И если за эти секунды ты принимаешь решение — не поддаваться, то через пару минут с удивлением чувствуешь, что никакого действия в тебе эта острая ситуация не вызвала, что пожар, который мог в тебе полыхать несколько часов, а то и дней, не разгорелся вовсе. Эти секунды — удивительный дар Божий каждому крещеному человеку. Жаль, что многие о нем просто не знают.

Гнев, обида, зависть – все это принято считать неким подобием стихийного бедствия, с которым невозможно бороться. Мол – уж если случилось, то – случилось, налетело откуда ни возьмись, словно тайфун, что уж тут поделаешь. Остается только ждать, когда все закончится, и после приниматься за подсчет ущерба. То же самое часто можно услышать и про выпивку или курение – «…и не хотел ведь, а ничего с собой поделать не мог».

На самом же деле, в любом таком искушении для христианина всегда есть этот момент сознательного принятия решения. Он – словно развилка двух дорог, когда можно пойти как по одной, так и по другой. Чем дальше будешь продвигаться по любой из них, тем дольше и затруднительней будет обратный путь, если вдруг захочешь вернуться. Но это уже потом, когда ты выбрал дорогу и пошел по ней. А вот когда ты еще только стоишь на перепутье, то никаких особых усилий для выбора от тебя не требуется. Нужно лишь понять, чего ты хочешь на самом деле, к чему стремится твоя душа. И сделать выбор.

Можно представить себе это в виде сказочного образа: лежит себе на такой «развилке» большой камень. На нем – указатель. Ну, к примеру, такой: «Налево пойдешь – разгневаешься на старого друга, который только что непонятно почему тебя оскорбил. Будешь говорить ему всякие обидные, но справедливые вещи, вспоминать его старые грехи, объяснять ему, кто он есть по этой жизни. И испытаешь от всего этого чувство хотя и нездорового, но зато очень глубокого удовлетворения.

А направо пойдешь – ничего не скажешь ему в ответ. Проглотишь это оскорбление как горькую пилюлю, поморщишься, и будешь жить дальше. Это ведь друг твой. Сколько всего вы вместе пережили, сколько раз он тебя выручал, терпел твою дурь, просто был рядом, когда тебе было плохо. Да, сейчас он явно не в себе. Но разве от этого ты стал любить его меньше?» А ты стоишь такой, перед этим камнем. И слушаешь свое сердце.

Повторюсь, момент этого выбора совсем короткий, но он есть. И если моему сердцу милее болезненное удовольствие от ощущения себя незаслуженно обиженным, если я выбираю скандал и выяснение отношений, если душе моей – ну очень хочется тут «назвать вещи своими именами», — то это никак не стихия. Это – мой личный выбор зла. Пусть не всегда осознанный, но вполне реальный. Потому что Господь каждому из нас в святом крещении дает такую свободу – выбирать добро и следовать ему там, где нас искушает дьявол. Именно об этом писал в так поразивших меня словах преподобный Марк Подвижник: «...диавол не имеет власти приводить в движение наши помыслы, иначе бы он не пощадил нас, наводя понудительно всякую злую мысль и не давая помышлять ничего благого. Он имеет власть внушать превратное учение в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение, куда оно клонится: к его ли совету или к заповеди Божией. Если в нашем сердце есть пристрастие к греху, мы тотчас возбуждаем наши помыслы к этому вражьему указанию и беседуем в мысли с предложенным им. А если предложенный грех нам противен, мы от него отвращаемся, не можем медлить, но ненавидим и само это предложение».

Потом, в трудных ситуациях, я много раз замечал эти секунды свободы перед принятием решения. И даже иногда успевал ими воспользоваться во благо. Но, наверное, так и не дерзнул бы поделиться этим скудным опытом, если бы недавно не прочел в сетевом дневнике у одного очень уважаемого мною священника буквально следующее:

«Замечали ли вы, что когда мы сознательно совершаем грех, то в какой-то решающий момент, как бы стремительно не развивалась ситуация, вдруг происходит секундное замедление реальности. В этот миг ты стоишь перед выбором — продолжить или нет? Совесть предельно откровенно ставит тебя перед фактом понимания происходящего выбора. Стоит два-три раза решительно сказать греху — нет, и формируется пока еще слабый навык. Тот же навык, но со знаком минус, появляется если не сопротивляться. Это важно знать».

Александр Ткаченко
#РПЦ #Православие #Христос #Церковь #Бог
Seconds of Freedom from Sin

About five years ago, after reading one thought of St. Mark the Ascetic very unexpected for me (which I will discuss here a little later), I suddenly began to notice that in some acute situations, when there seemed to be every reason to be angry, offended, start arguing, there is always a very short period of time, literally one or two seconds, when you have not yet given vent to passion. And if in these seconds you make a decision - not to give in, then after a couple of minutes you are surprised to feel that this acute situation did not cause any action in you, that the fire that could burn in you for several hours, or even days, did not burn at all . These seconds are God's amazing gifts to every baptized person. It is a pity that many simply do not know about him.

 Anger, resentment, envy - all this is considered to be a kind of natural disaster, which is impossible to fight. Like - if it happened, then - it happened, it flew out of nowhere, like a typhoon, what can you do about it. It remains only to wait until it is all over, and then take to account for the damage. You can often hear the same thing about drinking or smoking - “... I didn’t want to, but I couldn’t do anything about myself.”

 In fact, in any such temptation for a Christian there is always this moment of conscious decision-making. It is like a fork in two roads, when you can go both one and the other. The further you advance along any of them, the longer and more difficult the return trip will be if you suddenly want to return. But this is only later, when you chose the road and went along it. But when you are just standing at a crossroads, then you do not need any special efforts to choose. You just need to understand what you really want, what your soul is striving for. And make a choice.

 You can imagine this in the form of a fabulous image: a large stone lies on such a “fork”. On it is a pointer. Well, for example, this: “If you go to the left, you are angry with an old friend who just did not understand why you offended you. You will tell him all sorts of offensive, but fair things, remember his old sins, explain to him who he is in this life. And from all this you will feel a feeling of, although unhealthy, but very deep satisfaction.

 And if you go to the right, you will not say anything to him in return. Swallow this insult like a bitter pill, grimace, and you will continue to live. This is your friend. How many things you went through together, how many times he helped you out, put up with your nonsense, just was there when you felt bad. Yes, now he is clearly out of his mind. But did this make you love him less? ”And you stand like that, in front of this stone. And listen to your heart.

 I repeat, the moment of this choice is very short, but it is. And if it’s sweeter to my heart the painful pleasure of feeling undeservedly offended, if I choose a scandal and a showdown, if my soul really wants to “call a spade a spade” here, then this is by no means an element. This is my personal choice of evil. Let not always conscious, but quite real. Because the Lord gives each of us in holy baptism such freedom - to choose the good and follow it where the devil tempts us. It was about this that the Rev. Mark Podvizhnik wrote in such words that struck me: “... the devil does not have the power to set our thoughts in motion, otherwise he would not spare us, forcibly inducing any evil thought and not letting us think anything good. He has the power to instill a false teaching in the mind of only the first thought, in order to tempt our inner disposition, where it tends: to his advice or to the commandment of God. If there is an addiction to sin in our hearts, we immediately arouse our thoughts in this hostile instruction and talk in thought with what he has proposed. And if the proposed sin is disgusting to us, we turn away from it, we can’t hesitate, but we hate this offer itself. ”

 Then, in difficult situations, I noticed these seconds of freedom many times before making a decision. And even sometimes I managed to take advantage of them. But, probably, he would not have dared to share this meager experience if he had not recently read literally the following in a network diary of one very respected priest:

“Have you noticed that when we consciously commit a sin, then at some decisive moment, no matter how rapidly the situation develops, suddenly a second slowdown in reality occurs. At this moment you are faced with the choice - to continue or not? Conscience extremely openly confronts you with the fact of understanding the choice that is taking place. It is worth two or three times decisively telling sin - no, and a weak skill is being formed. The same skill, but with a minus sign, appears if you do not resist. This is important to know. ”

Alexander Tkachenko
#ROC #Orthodoxy # Christ # Church # God
У записи 5 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям