По сути перед Богом, перед вечным небесным Царством,...

По сути перед Богом, перед вечным небесным Царством, перед людьми не погибающими, а спасающимися, перед ангелами, а не перед бесами, крест Христов - это и есть самая великая слава Божества. Это выражение бесконечной любви и самоотречения Бога ради Своего творения, ради Своих детей, ради людей. Не эта ли жертвенность и есть высшая слава? Это поймёт каждый родитель, каждая мать и каждый отец, которые поднялись в душе своей до осознания того, что воспитать ребёнка в конце концов можно, дитя своё, только одним - жертвенностью, принесением себя в жертву. Другого ребёнок окончательно не поймет. И мы, чувствуя, воспринимая это, начинаем совершенно по-другому воспринимать и крест Христов. <...>
Бог принес Самого Себя в жертву на кресте, претерпел самое страшное поругание, которое только изобрели Его дети, человечество. И те, кто поняли, что, собственно, произошло, что это за жертва (мы называем это жертвой), что это за любовь Бога к нам, те не смогли не ответить своей же человеческой любовью на эту любовь Бога. А те, кто окончательно ожесточились и даже не хотят размышлять об этом, не хотят привести себе на ум, что такое я сам, что такое этот мир, в котором я вдруг оказался и зачем это всё произошло, и Кто создал этот мир, и к чему ведет меня этот Создатель? Легче, конечно, сказать, что "ни в чем нет смысла, мы живём и живём, пользуемся моментом, а там - будь что будет". Вот человечество разделяется на два этих отряда: отряд тех, кто по малодушию и слабости, а в конце-концов по предательству и подлости своей, устремляются за дьяволом, и те, кто вдруг осознают весь глубочайший смысл и предназначение жизни, осознают своё сыновство, осознают, чьи они дочери и осознают эту величайшую ответственность быть сыном и дочерью Божиими. По милости Господней мы, здесь собравшиеся, в той или иной степени осознаём это. Это Бог открыл нам, это Он привёл нас сюда, это Он внушает нам повторять: "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?" Что воздам Богу за всё, что Он мне сотворил, дал? Что мы действительно можем дать Богу? Псалмопевец об этом говорит: "Чашу спасения прииму и Имя Господне призову". Никаких даров, никаких жертв - всё это смешно. С любовью и благодарностью принять путь спасения, который предначертывает Сам Бог перед человеком: Церковь, таинства, смиренное - необычайно мужественно смиренное - послушание, потому что послушание истинное заповедям Божиим - это и есть истинное мужество человека. Следование этому послушанию - "чашу спасения прииму и Имя Господне призову". Не моими добродетелями, не моими подвигами, не моими какими-то свершениями, а только Богом; Имя Господне призову - и Бог спасает меня, спасает каждого человека, призвавшего Бога. И будет, как говорит пророк Иоиль, "всяк, призывающий Имя Господне, спасется". Вот к каким высоким мыслям, осознанию своей жизни человек должен стремиться. К чему мы и предназначены. Мы суетимся день за днем, час за часом - и не хотим подумать о том, что Господь каждое мгновение взирает на нас и ждет, обратим ли мы на Него внимание. Или порой даже в храме мы стоим и устремляемся мыслями совершенно не к Нему - хотя и пришли в Его дом, пришли для того, чтобы предстать пред Ним, но по слабости и по малодушию своему мы всё время возвращаемся к своим житейским нуждам и попечениям, заботам и даже мелочам, к своему человеческому тщеславию, к своим страстишкам. Но всё равно бесконечно любящий нас Всемогущий Бог с терпением и смирением, смирением Обладающего бесконечной силой, взирает на нас, ожидая, что мы обратим на Него внимание, устремим свои мысли и чувства к Нему. Этот образ смирения и терпения и есть крест Христов. Этот образ любви и того, что Бог сделает всё для спасения каждого человека, только бы он веровал в Него, несмотря ни на что - тоже есть крест Христов. И крест Христов есть образ и нашего креста. Мы часто внутренне ропщем, удивляемся тем перипетиям, а порой и трагедиям жизни, которые, как нам кажется, совершенно незаслуженны; удивляемся тем грехам и страстям, которые вновь и вновь вырастают в нас. Как это всё пережить? Как сохранить силы христианские? А сила христианская - одна: наша вера. Взирая на крест Христов, размышляя о нём, советуясь с подвижниками и святыми отцами в их древних и новых книгах, мыслями, которые они нам завещали. Благодаря Бога, Апостол говорит: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всём благодарите - такова воля Божия о вас!" Такова воля Божия о вас! Благодарите за всё - и увидите, что за этим последует. За этим последует благодать. Даже если вам тяжело благодарить - всё равно, скажите себе: может, я чего-то не сознаю, но я всё равно упрямо - а это святое упрямство - буду благодарить Бога за всё. И тогда Господь в сердце и в уме вашем объяснит вам: как, что и почему происходит с вами; и как, и где вам взять терпения. Да благословит Господь крест каждого из стоящих здесь. Да благословит Господь нести этот крест с благодарением, с великим терпением, с покаянием, потому что слишком часто мы на этом пути наш крест скидываем с плеч, а порой и топчем его. Но потом всё же возвращаемся, снова очищаем его от пыли и грязи, в которую мы кинули его; снова лобызаем его покаянием, снова воздвигаем его на плечи и снова несём. И так до конца жизни. И это не тяжкое бремя! Всякий раз, когда мы снова с крестом - какое счастье и радость приходят в душу человека, как мы понимаем, насколько были неправы, когда отказывались от этого креста - но заречься, что не будет снова падения, мы не можем. Да благословит Господь крест каждого из нас! Да благословит Он каждому из нас донести его до своего последнего смертного часа с благодарением, благодатью, с радостью и с любовь к Господу Иисусу Христу и к тому жизненному пути и кресту, который нам, каждому из нас, благословил Господь. Аминь

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
In fact, before God, before the eternal Kingdom of Heaven, before people who do not perish, but who are saved, before angels, and not before demons, the cross of Christ is the greatest glory of the Divine. This is an expression of God's infinite love and self-denial for the sake of His creation, for the sake of His children, for the sake of people. Is this sacrifice the highest glory? This will be understood by every parent, every mother and every father who have risen in their souls to the realization that in the end they can raise a child, their child, only with one sacrifice, sacrificing themselves. Another child will not finally understand. And we, feeling, perceiving this, begin to perceive the cross of Christ in a completely different way. <...>
God sacrificed Himself on the cross, suffered the most terrible desecration that His children, mankind, only invented. And those who understood what actually happened, what kind of sacrifice (we call it sacrifice), what kind of love of God is for us, they could not help but respond with their human love to this love of God. And those who are finally hardened and do not even want to think about it, do not want to bring to mind what I am, what this world is, where I suddenly found myself and why it all happened, and who created this world, and to What does this Creator lead me to? It is easier, of course, to say that "there is no sense in anything, we live and live, take advantage of the moment, and there - whatever happens." Humanity is divided into these two detachments: the detachment of those who, out of cowardice and weakness, and in the end, by betrayal and meanness, rush after the devil, and those who suddenly realize the deepest meaning and purpose of life, realize their sonship, realize whose daughters they are and recognize this greatest responsibility to be the son and daughter of God. By the grace of the Lord, we here gathered are more or less aware of this. This God revealed to us, this He brought us here, this He inspires us to repeat: "What will I repay the Lord about all, even reward me?" What will I recompense to God for all that He has created, given to me? What can we really give to God? The psalmist says: "I will receive the cup of salvation, and I will call on the name of the Lord." No gifts, no sacrifices - all this is ridiculous. With love and gratitude to accept the path of salvation, which God Himself predestines for man: the Church, the sacraments, the humble - unusually courageous humble - obedience, because true obedience to the commandments of God is man’s true courage. Following this obedience is "I will receive the cup of salvation, and I will call on the Name of the Lord." Not by my virtues, not by my exploits, not by my some accomplishments, but only by God; I will call upon the name of the Lord - and God saves me, saves every person who has called God. And there will be, as the prophet Joel says, "everyone who calls on the Name of the Lord will be saved." These are the high thoughts, the awareness of one’s life, one should strive for. What are we for? We scurry around day after day, hour after hour - and we don’t want to think about the fact that the Lord looks at us every moment and waits for us to pay attention to Him. Or sometimes even in the temple we stand and do not aspire to thoughts at all - even though we came to His house, came to appear before Him, but because of weakness and cowardice, we always return to our everyday needs and cares, concerns and even the little things, to my human vanity, to my passions. But all the same, the Almighty God, infinitely loving us, with patience and humility, the humility of Possessing infinite power, looks at us, expecting us to pay attention to Him, direct our thoughts and feelings to Him. This image of humility and patience is the cross of Christ. This image of love and the fact that God will do everything to save each person, if only he believes in Him, no matter what - there is also the cross of Christ. And the cross of Christ is the image of our cross. We often grumble internally, we are surprised at the ups and downs, and sometimes at the tragedies of life, which, in our opinion, are completely undeserved; we are surprised at the sins and passions that grow in us again and again. How to survive all this? How to keep Christian strength? But Christian power is one: our faith. Looking at the cross of Christ, reflecting on it, consulting with ascetics and holy fathers in their ancient and new books, thoughts that they bequeathed to us. Thanks to God, the Apostle says: "Always rejoice, constantly pray, give thanks for everything - such is the will of God for you!" Such is God's will for you! Give thanks for everything - and see what follows. Grace will follow. Even if it’s hard for you to give thanks - anyway, tell yourself: maybe I don’t recognize something, but I’m stubborn anyway - and this holy obstinacy - I will thank God for everything. And then the Lord in your heart and in your mind will explain to you: how, what, and why is happening to you; and how, and where do you get your patience. God bless the cross of everyone standing here. May God bless to bear this cross with thanksgiving, with great patience, with repentance, because too often we cross our cross on this path from our shoulders, and sometimes
У записи 5 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям