Великие умы называют христианство величайшим учением, самым чудным...

Великие умы называют христианство величайшим учением, самым чудным явлением, самым сокровенным идеалом. Однако не в этом сущность христианства. Основание христианства – богочеловеческая личность Иисуса Христа. А самое полное раскрытие этой Богочеловеческой личности – Крест на Голгофе. Христос говорит так, как никто не говорил, учит так, как никто не учил, совершает дела, которые никто не совершал, творит чудеса, которые никто не творил. Однако это не самое главное. Самое главное, существенное, как в деле богочеловеческой личности Иисуса Христа, так и в христианстве, – это Его Крест. Крест – сила и смысл христианства. Христианство немыслимо без Христа, а Христос – без Креста.

Ничто иное в мире не смущало так сильно человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как это сделал Крест. Еще много веков назад, когда он впервые встал над Голгофой, Крест стал для мира сильнейшим соблазном и самым страшным безумием. Когда Богоозаренный апостол Павел попытался проникнуть в тайну Креста и открыть ее человеку, мир назвал его безумцем. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1Кор. 1:18). Бог послал апостола Павла благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1Кор. 1:17). Иудеи, однако, хотели знамений, а эллины - мудрости.
Апостолы проповедовали иудеям, что исполнились обеты, данные Богом их отцам, что пришел обещанный Мессия, что снято иго греха, что уничтожена сила зла, что разрушена власть дьявола, что основано Царство Божие на земле. Однако они не приняли эту проповедь. Она переполняла их горестью и недоумением, возмущением и соблазном. Они ожидали чудес и знамений, геройских подвигов и славных дел. Они ожидали такого Мессию, который будет великим героем и завоевателем, который освободит свой народ от чужого ига и восстановит трон Давида и Соломона, который согнет меч жестокого Рима и разобьет о камни младенцев развратного Вавилона, который победит царей и легионы, покорит царства и народы, овладеет просторными землями и дальними пределами. Но Мессию смиренного и униженного, преследуемого и поруганного, умученного и распятого, они не ожидали. Они не хотели и слышать о таком Мессии! Они смутились, соблазнились и озлобились. Для них осталась навеки чужой и неясной великая тайна Креста. Нет ничего другого во всем мире так плохо ими понимаемого и так сильно презираемого, как Иисус Христос!
А для самонадеянного ума гордого эллина, который создал величайшую философию древности, распятый Христос был безумием. Эллины везде искали мудрость, основательность, логичность. Но Бог, Который вместо того, чтобы оставаться в высотах небесных, унижает Себя и снисходит на землю; Который вместо, того чтобы сразить людей гневом Своим, оставляет Себя быть поруганным и истязаемым ими; Который вместо того, чтобы уничтожить в одно мгновенье Своих врагов, позволил им распять Себя на Кресте, - этот Бог был для них недопустимым противоречием, нестерпимой бессмыслицей, неслыханным безумием. Надменный и суетный ум древнего эллина, тот ум, который стремился изведать все тайны мира, прошел мимо и отрекся от самой великой тайны – тайны Креста.
Каково отношение современного человека ко Кресту? Стоит ли он ближе к нему, чем современники апостола Павла? Успел ли он проникнуть в его тайну глубже, чем древние иудеи, считавшие распятого Христа соблазном, или древние эллины, называвшие Его безумием? Действительно, сегодня крест уже ни для кого не то страшное орудие для жестокого наказания и не тот презренный символ позора, каким он был до того, как Христос его освятил. Ныне Крест – священный образ для всех верующих и неверующих. Он встает всегда перед нашим взглядом. Но видим ли мы его? Он стоит рядом с нами, но не бежим ли мы от него? И современный человек не отличается сильно в своем отношении ко Кресту от древнего иудея и эллина. И для него распятый Христос – соблазн и безумие. Современный человек может допустить существование лишь одного Бога – невидимого, безграничного Духа, Творца мира, проникающего до всех его уголков, Бога, Который может быть почувствован в величии и красоте мироздания, в гармонии и стройном движении небесных светил, в улыбке и трепете пурпурной зари, в горестных воздыханиях гаснущего дня, в молчании и тайнах наступающей ночи.
Но Бога в человеческой плоти и в человеческом образе, Бога, унизившего и ограничившего Себя, Который жил и умер как человек, Который понес поругания и муки, Который претерпел страдания и смерть, Который смирил Себя до страшной смерти на Кресте, – такого Бога не хочет признать и современный человек. Его ум подвержен сомнениям и критицизму и не способен понять, что безграничное может проявиться и в самом тесном ограничении, возвышенное – и в наибольшем смирении, всемогущество – и в наибольшей немощи, а полное самоутверждение может быть достигнуто в полном самоотречении, – так, как это было в личности и Кресте Иисуса Христа. Худой ум больных поколений может воспринять лишь отвлеченные, мертвые, сухие, словно скелет, понятия добра, истины, правды, добродетели и пр. Но он не хочет признать воплощенную Божественную истину, которая проникает всюду и утверждает жизнь, которая пересоздает и спасает человека. И по уму, и по жизни, и по делам современный человек стоит гораздо ближе к мечу, нежели ко Кресту. Он стоит так далеко от Креста и так близко к мечу, что нас должны бы объять ужас и отвращение. Он служит себе больше оружием позора и преступления, смерти и разрушения, нежели оружием чести и спасения, жизни и обновления. Современный человек охотнее кланяется мечу, нежели Кресту, и поэтому, может быть, доныне человек не погибал так, как погибает в наше время.
Века стоит воздвигнутый на Голгофе Крест, величайшее знамение всех времен, всех поколений. Он – самое чудное явление в жизни мира и самое великое событие в истории человечества. Крестом совершилось самое великое чудо и было нанесено самое сокрушительное поражение. Им Бог вошел в человеческую историю. На Нем встретились Бог и человек, небо и земля, милость и истина, правда и мир. При Кресте мы видим самое страшное проявление вражды и исступления, злобы и безумия, а на Кресте – самое совершенное откровение любви и самоотречения, мудрости и смирения. На Кресте Божия любовь победила человеческую вражду, Божия благость укротила человеческую ярость, Божия мудрость озарила человеческий ум и рассеяла его помрачение. На Кресте создались новое небо и новая земля, им пришло Царство Божие на землю.

Воздвигнутый на Голгофе в давние времена Крест Христов сияет, как единственный свет в сумраке веков, простирая руки в бесконечную даль, Он хочет охватить всю вселенную и объять всеобъемлющей Божественной любовью всех людей и народы на земле. Должны будут разрушиться все кумиры, которые человек создавал на протяжении долгих веков, обрушиться все капища, которые он воздвигал, уничтожиться все чудища, которых он взрастил; человек должен будет освободиться от поклонения мертвым идолам, стоящим на каждом шагу его пути, от рабства темным силам, которые владеют его жизнью, дабы суметь припасть ко Кресту и поклониться святыне Божией. Будут спущены все знамена раздора и разъединения, ненависти и озлобления, вражды и разрушения. Все племена и народы, все слои и сословия, все разновидности людских объединений должны будут снять и отбросить свои знамена и соединиться под одним единственным знаменем Креста! Ибо нет другой силы, которой мы смогли бы победить зло, кроме силы Креста. Ибо нет другого имени, которым мы смогли бы спастись, кроме имени Господа Иисуса Христа!

Митрополит Борис (Разумов)
Great minds call Christianity the greatest teaching, the most miraculous phenomenon, the most secret ideal. However, this is not the essence of Christianity. The foundation of Christianity is the divine-human person of Jesus Christ. And the most complete disclosure of this Divine-human personality is the Cross at Calvary. Christ speaks like no one spoke, teaches like no one taught, does things that no one has done, works wonders that no one has done. However, this is not the most important thing. The most important, essential, both in the matter of the divine-human person of Jesus Christ, and in Christianity, is His Cross. The cross is the strength and meaning of Christianity. Christianity is unthinkable without Christ, and Christ without the Cross.

Nothing else in the world confused the human mind so much and did not reveal its powerlessness so clearly as the Cross did. Many centuries ago, when he first stood over Calvary, the Cross became the strongest temptation and the most terrible madness for the world. When the Divine Apostle Paul tried to penetrate the mystery of the Cross and reveal it to man, the world called him crazy. For the word of the cross is foolishness for those who perish, but for us who are being saved, is the power of God (1 Cor. 1:18). God did not send the apostle Paul to preach the gospel in the wisdom of the word, so as not to abolish the cross of Christ (1 Cor. 1:17). The Jews, however, wanted signs, and the Greeks wanted wisdom.
The apostles preached to the Jews that the vows God had given to their fathers were fulfilled, that the promised Messiah had come, that the yoke of sin had been removed, that the power of evil had been destroyed, that the power of the devil had been destroyed, that the kingdom of God was founded on earth. However, they did not accept this sermon. She overwhelmed them with sorrow and bewilderment, indignation and seduction. They expected miracles and signs, heroic deeds and glorious deeds. They expected a Messiah who would be a great hero and conqueror who would free his people from the yoke of others and restore the throne of David and Solomon, who would bend the sword of cruel Rome and smash the babies of the depraved Babylon, who would defeat kings and legions, conquer kingdoms and nations, take possession of spacious lands and far reaches. But the Messiah of humble and humiliated, persecuted and scolded, tormented and crucified, they did not expect. They did not want to hear about such a Messiah! They were embarrassed, seduced and embittered. For them, the great mystery of the Cross remained forever alien and unclear. There is nothing else in the whole world so poorly understood and so despised as Jesus Christ!
And for the arrogant mind of a proud Hellenic who created the greatest philosophy of antiquity, the crucified Christ was madness. The Greeks everywhere searched for wisdom, solidity, logic. But God, Who, instead of remaining in the heights of heaven, humiliates Himself and descends to the earth; Which, instead of striking people with His anger, leaves Himself to be scolded and tormented by them; Which, instead of destroying His enemies in an instant, allowed them to crucify Himself on the Cross, this God was for them an unacceptable contradiction, unbearable nonsense, unheard of madness. The arrogant and vain mind of ancient Hellenic, that mind that sought to discover all the secrets of the world, passed by and renounced the greatest mystery - the mystery of the Cross.
What is the attitude of modern man to the Cross? Does he stand closer to him than contemporaries of the apostle Paul? Did he manage to penetrate his mystery deeper than the ancient Jews, who considered the crucified Christ to be a temptation, or the ancient Hellenes, who called him insanity? Indeed, today the cross is no longer for anyone a terrible tool for cruel punishment and not that contemptible symbol of shame as it was before Christ consecrated it. Now the Cross is a sacred image for all believers and unbelievers. He always stands before our gaze. But do we see him? He is standing next to us, but are we running away from him? And modern man does not differ greatly in his attitude to the Cross from ancient Jew and Hellenic. And for him, the crucified Christ is a temptation and madness. Modern man can allow the existence of only one God - the invisible, limitless Spirit, the Creator of the world, penetrating to all its corners, God, who can be felt in the grandeur and beauty of the universe, in the harmony and harmonious movement of the heavenly bodies, in the smile and thrill of the purple dawn, in the woeful sighs of a dying day, in the silence and secrets of the coming night.
But God in human flesh and in a human form, God who humbled and limited Himself, Who lived and died as a man, Who suffered reproach and torment, Who suffered suffering and death, Who humbled Himself to a terrible death on the Cross - does not want such a God recognize and modern man. His mind is subject to doubt and criticism and is not able to understand that the infinite can manifest itself in the closest restriction, the sublime - and in the greatest humility, omnipotence - and in the greatest weakness, and complete self-affirmation can be achieved in complete self-denial, - such as this was in the person and Cross of Jesus Christ. The poor mind of sick generations can only be perceived by the abstract, dead, dry, like a skeleton, concepts of ext
У записи 10 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям