Святые Отцы о добродетели любви, любви к Богу...

Святые Отцы о добродетели любви, любви к Богу и ближним. (часть II)

Может быть, кто-нибудь скажет: "Я люблю Господа моего, Иисуса Христа". Таковому я отвечу: если любишь Его, то зачем так тяжко огорчаешь Его? Если любишь Христа, то зачем вторично распинаешь Его мерзкими своими делами? Если любишь Христа, то зачем бесчестишь Его в себе самом, оскверняя студными нечистотами и члены Христовы делая членами блудницы (1 Кор. 6.15)? Если любишь Пастыря своего, то почему не следуешь за Ним? Если любишь Бога, то зачем ненавидишь и оскорбляешь ближнего своего грабежом, хищением и всякими неправдами? Лжешь ты, говоря, что любишь Христа! О, если бы ты истинно любил Его! Тогда бы ты никогда не захотел прогневлять Его грехами своими, а если бы когда и согрешил в чём-либо по немощи и забвению, то тотчас же исправился бы, ибо любовь быстро поднимает падающих.
А так как ты постоянно и без страха совершаешь тяжкие грехи, не помышляя о покаянии и тем ещё более опечаливая Христа, Бога твоего, то ты не любишь Его. А не любя, как ты можешь знать Его и усладиться этой вожделенной сладостью? Послушай, что говорит святой Иоанн Богослов: "всякий согрешающий не видел Бога и не познал Его" (1 Ин. 3,6). Не зная же Его и не наслаждаясь Им, как можешь ты именоваться Его овцой? Добрая и истинная овца Христова - тот, кто не только верой, но и любовью знает Его и по любви к Нему отвращается от всякого зла, заботливо охраняет себя, чтобы не прогневать чем-либо возлюбленного Пастыря и Владыку своего, и все заповеди Его соблюдает, как говорит и Сам Господь в Евангелии: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня" (Ин. 14, 21). (Святитель Димитрий Ростовский)
Истинным признаком истинной любви Божией является ещё и то, что Бога следует любить только ради Самого Бога, а не ради себя, то есть не ради своей личности, своей прибыли, и не ради того воздаяния, которое описал апостол, говоря: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). Я не порицаю и той любви, когда кто любит Бога ради вечного воздаяния, однако же я не могу назвать эту любовь истинной и совершенной. Ведь и наемник не служил бы господину, если бы не надеялся получить от него плату. Подобно тому и человек такой не любил бы Бога, если бы не ожидал воздаяния. Истинная любовь та, которая, по апостолу, "не ищет своего" (1 Кор. 13, 5), не заботится ни о какой награде и желает только того, чтобы усладиться в Божественной любви. (Святитель Димитрий Ростовский)
Любить Бога от всего сердца твоего и от всей крепости твоей постарайся, - и будет известно тебе спасение твое, и от всякого земного пристрастия освободишься. (Святитель Дмитрий Ростовский)
Возлюбленные христиане! Покаемся и отвратимся от суеты мира, и очистим сердца наши покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия. (Святитель Тихон Задонский)
Истинно любящий Бога безропотно терпит всякую беду и напасть, ведая, что не без воли Божией всё бывает; и хотя в таком случае немощная плоть и начинает смущаться, однако духом терпения усмиряет её. (Святитель Тихон Задонский)
Тот, кто истинно любит Бога, мир и всё, что есть в мире, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, богатство и все мира утехи, которых сыновья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему нужен Один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем Одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Таковой ничего ни на небесах, ни на земле, кроме Бога, не желает. (Святитель Тихон Задонский)
Кто хочет истинно любить Бога, тот должен соблюдать границы и правильный чин любви, дабы в сердце его создание не равнялось Создателю. Как же теперь не устыдиться нам, грешным, если мы в сердцах наших не только сравниваем Бога с созданием, или с грехом, но даже на высшем месте ставим создание, а не Создателя, предпочитая грех перед Богом? Мы любим нашу страсть, наши злые привычки; любим их несравненно более, чем Бога, ибо, оставивши Бога, мы уклоняемся к нашим грехам; всю жизнь нашу мы работаем греху, а о Боге едва и вспоминаем когда-нибудь. О, если бы мы Бога любили так, как любим грехи! Но несчастлив в нас Господь Бог наш и не имеет в нас того счастья, какое имеет грех наш, страсть наша, похоть злая наша. (Святитель Димитрий Ростовский)
Твёрдо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святого Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердный Бог в своё время постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты в горестном самообольщении. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Любовь Божия есть тот блаженный покой в Боге, в который входят совершившие невидимый путь к Богу. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при дверях любви. Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя ради принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия; когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, своему зрению плотскому, от угождения своему плотскому разуму, непокоряющемуся разуму Божию. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Кого мы любим, с тем обыкновенно не можем досыта наговориться. Отсюда прямое заключение: кто любит беседовать с Ним в молитве; и, напротив, кто не любит Его, тот очень ленив на молитву. Это заключение совершенно справедливо. Приложи это к себе. Когда у тебя нет охоты молиться и ты только по привычке и как бы по необходимости вычитываешь известные молитвы, тогда твоя любовь к Богу очень сомнительна. Ты представляешь из себя только наемника, из платы работающего своем Хозяину. А когда у тебя есть искреннее желание излить перед Богом в молитве душу свою, тогда можно сказать, что ты имеешь любовь к Нему, как сын к Отцу. Старайся полюбить Господа Бога от всей души как Существо превожделеннейшее и молись Ему всегда с жаром душевным, "духом пламенейте, Господу служите" (Рим. 12, 11). (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Где оскудевает любовь, там непременно на место её входит ненависть. (святитель Василий Великий)
Если ты не любишь Бога при тех благах, кои Он даровал и дарует тебе, беда тебе - дары Божии увеличат твоё осуждение. Если же и любишь, но потому только, что Он прежде возлюбил тебя и по любви Своей осыпал тебя Своими благодеяниями, то и это не принесёт тебе много пользы: "если любите любящих вас..." (Лк. 6, 32). В несчастье ты забудешь своего Благодетеля или, по крайней мере, тебе может угрожать эта опасность. Люби Бога бескорытсно, за то, что Он - твой Бог, твой Творец, от Которого ты в полной зависимости, как глиняный сосуд в доме горшечника, за то, что Он есть Совершенство Бесконечное, Которое нельзя не любить: можно ли не любить высочайшую Истину, высочайшее Добро и высочайшую Красоту, Которых мы так усердно ищем и к Которым стремимся всю жизнь? Это - наш Первообраз: можно ли образу не иметь естественного влечения к своему Прототипу? (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Любить Бога всем сердцем значит не иметь ни к чему пристрастия и отдать всё сердце Господу Богу, творя во всём волю Его, а не свою; всею душею, т.е. весь ум иметь всегда в Боге, всё сердце утверждать в Нём и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, радостных и печальных; всею крепостию, т.е. любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божией, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота и глубина, ни меч (Рим. 8, 35-36, 39); всею мыслию, т.е. всегда думать о Боге, о Его благости, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и всемерно удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, как сказано: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс. 44, 8)... Любить Бога значит исполнять заповеди Его. "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё... Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих" (Ин. 14, 23-24). (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных. (Преподобный Исаакий Оптинский)
Какой отец столь же сострадателен? Какой отец столь же милостив? Какой отец так любит, как наш Владыка, изъявляющий любовь к нам, рабам Своим? Всем снабжает, всё припасает с избытком: душевные наши язвы врачует и долго терпит, оставляемый нами, хочет, чтобы все мы стали наследниками Царства Его, хочет, чтобы и произволение наше, исцеляя легкие и маловажные болезни, заслужило от Него похвалу; тяжкие и трудные болезни врачует Сам; исцеляет язвы ленивого, отверзая уста его к славословию, и отпускает грехи грешнику, возбуждая его к усердию; скоро внемля немощному, чтобы не малодушествовал, а великодушным и терпеливо ударяющим в двери подает и то, и другое - и исцеление, и награду. Он мог бы уврачевать все душевные наши язвы и силой преложить нас на благость, но не хочет этого, чтобы наше произволение не лишило похвал Его. Итак, мы ли вознерадим призвать Его к себе в помощь и заступ
The Holy Fathers on the virtues of love, love of God and neighbor. (part II)

Maybe someone will say: "I love my Lord Jesus Christ." To such I will answer: if you love Him, then why do you grieve Him so badly? If you love Christ, then why do you crucify Him again with your vile deeds? If you love Christ, then why do you dishonor Him in yourself, defiling the students with filthy debris and making members of Christ members of a harlot (1 Cor. 6.15)? If you love your Shepherd, then why don't you follow Him? If you love God, then why do you hate and insult your neighbor with robbery, theft and all sorts of lies? You are lying, saying that you love Christ! Oh, if you truly loved Him! Then you would never want to anger Him with your sins, and even if you had sinned in something because of weakness and oblivion, you would have been rightly corrected, for love quickly raises the fallen.
And since you constantly and without fear commit serious sins, not thinking of repentance and even more saddening Christ your God, you do not love Him. And not loving, how can you know Him and enjoy this longed-for sweetness? Listen to what St. John the Evangelist says: “everyone who sinned did not see God and did not know Him” (1 John 3.6). Not knowing Him and not enjoying Him, how can you be called His sheep? The good and true sheep of Christ is one who, not only by faith but also by love, knows Him and turns away from all evil by love for Him, carefully guards himself so as not to anger with anything beloved Shepherd and His Lord, and keeps all His commandments, as the Lord Himself says in the Gospel: "He who has My commandments and keeps them, he loves Me" (John 14, 21). (St. Demetrius of Rostov)
The true sign of God's true love is that God should be loved only for the sake of God Himself, and not for his own sake, that is, not for the sake of his personality, his profit, and not for the sake of the retribution that the apostle described, saying: "I didn’t see that the eye did not hear the ear, and it did not come to the heart of man that God had prepared for those who love Him "(1 Cor. 2, 9). I do not condemn that love, when someone loves God for the sake of eternal retribution, however, I cannot call this love true and perfect. After all, the mercenary would not have served the master, if he had not hoped to receive a payment from him. Similarly, such a man would not love God if he did not expect retribution. True love is one that, according to the apostle, “does not seek its own” (1 Cor. 13, 5), does not care about any reward and only wants to be sweetened in divine love. (St. Demetrius of Rostov)
Love God with all your heart and with all your strength, and your salvation will be known, and you will be freed from all earthly attachments. (Saint Dmitry of Rostov)
Beloved Christians! We repent and turn away from the bustle of the world, and purify our hearts by repentance and contrition, may the love of God dwell in us. (Saint Tikhon of Zadonsky)
A truly loving God meekly endures all misfortune and misfortune, knowing that not without the will of God everything happens; and although in this case the feeble flesh begins to be embarrassed, it pacifies it with the spirit of patience. (Saint Tikhon of Zadonsky)
He who truly loves God, the world and everything that is in the world, despises, and strives for a single, charming God. The honor, glory, wealth, and all the joys of the world that the sons of this age seek, impute for nothing. He needs One God, an uncreated and amiable good. He in Him alone finds perfect honor, glory, wealth and comfort. Such a thing, neither in heaven nor on earth, except God, does not want. (Saint Tikhon of Zadonsky)
He who wants to truly love God must abide by the boundaries and the proper order of love, so that in his heart his creation does not equal the Creator. Now, how can we sinners not be ashamed if in our hearts we not only compare God with creation or sin, but even in the highest place we place creation rather than the Creator, preferring sin before God? We love our passion, our evil habits; we love them incomparably more than God, for, having left God, we deviate from our sins; all our lives we work for sin, and we hardly ever remember God. Oh, if we loved God as we love sins! But the Lord our God is unhappy in us and does not have the happiness in us that our sin has, our passion, our evil lust. (St. Demetrius of Rostov)
Know firmly that love of God is the highest gift of the Holy Spirit, and a person can only prepare himself by purity and humility to accept this great gift, which changes the mind, heart, and body. Labor is futile, fruitless and harmful, when we seek to prematurely reveal in ourselves high spiritual gifts: the merciful God once gave them to the constant, patient, humble followers of the gospel commandments. (Saint Ignatius Brianchaninov)
If you think that you love God, and in your heart lives an unpleasant disposition towards at least one person, then you are in a sad self-deception. (Saint Ignatius Brianchaninov)
The premature desire to develop in oneself a feeling of love for God is already self-seduction. It immediately
У записи 2 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям