Святые Отцы и пастыри Церкви о добродетели любви, любви к детям. (Часть VI)
При обсуждении детских поступков не ограничивайте ваши замечания словами: "Как это стыдно или неприлично", а говорите чаще: "Как это грешно и страшно". Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его - пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание. (Амвросий Ключарев)
Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных - и тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело. Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках. (Амвросий Ключарёв)
Никогда родители не должны унижать друг друга и тем подрывать в детях уважение. Отец и мать должны взаимно с величайшим уважением относиться друг к другу: никогда не должны они позволять себе пред детьми неприличных речей; никогда не должны они порицать друг друга; никогда дети не должны слышать, как бывает часто: "Ты так же изолгался, как и отец твой", "Ты будешь таким же негодным, как и отец"; или же: "Ты будешь такая мотовка, как и мать твоя", "Не будет в тебе толку, как в твоей матери"... Где дети слышат такие речи, там прощай почтение и послушание! (Епископ Ириней Орда)
Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю дитяти. Не говорите никогда, что дети - тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика и тяжела. Доставляйте им всё, что должны доставлять, с охотой и радостью. Если родители с упрёком и ропотом бросают дитяти своему кусок хлеба, как в дитяти может держаться любовь к ним? (Епископ Ириней Орда)
При воспитании детей, как всегда учила христианская педагогика, не всегда можно ограничиваться только ласкою и любовью - необходимо употреблять при этом как полезное средство и строгость вместе с наградою, и наказание. (Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий)
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
(Святая страстотерпица царица Александра)
В деле воспитания детей самое главное - молитва за них. (Священномученик Серафим Звездинский)
К сожалению, во многих, иногда очень и очень хороших христианских семьях жизнь поставлена так, что родители сознательно отстраняют от своих детей картины человеческой нужды, печали, тяжёлых бедствий и испытаний. Такое чрезмерное оберегание детей от суровой действительности, конечно, приносит только отрицательные результаты. Дети, выросшие в тепличной, оторванной от жизни обстановке, вырастают изнеженными, избалованными и неприспособленными к жизни, а часто - и толстокожими эгоистами, привыкшими только требовать и получать и не умеющими уступать, служить, быть полезными другим. Но жизнь жестоко ломает и иногда невыносимо больно наказывает таких людей, и иногда уже с юных лет, со школьного возраста. И поэтому-то, любя детей, нужно уже с детства закалять их. (Митрополит Филарет Вознесенский)
Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной целью его - исправление ребёнка. (Богослов Герман Шимановский)
Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. если же вы браните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам. (Старец Паисий Святогорец)
Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. если дерево пропитано олифой, оно не сгниёт. Если немножко пропитать детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. (Старец Паисий Святогорец)
"Они были молоды, у них было много критических мыслей по поводу Церкви, многие из которых были вполне справедливыми, и им хотелось их высказать. Один из них закончил Афинский юридический факультет, придерживался крайней идеологии и философии, отвергавшей чернокожих, евреев, другие расы, они и Христа признавать не хотели, потому что Он был евреем, – экстремальные вещи. И парень тот был очень умным, образованным, начитанным, настоящий адвокат и афинянин, и языком своим он резал по живому. Ты ему одно, а он тебе в ответ сто.
Ну, как бы там ни было, показал я им потом, где они будут ночевать. Он говорит мне:
– Отче, я решил дать Богу последний шанс поговорить со мной!
Я сказал ему:
– Хорошо, если ты решил дать Ему последний шанс! А как Бог будет говорить с тобой, дитя мое?
– А хотите, мы с вами побеседуем этой ночью?
– Ну хорошо, с удовольствием!
Пошли мы в малый храм, где стоит гроб преподобного старца Иосифа Исихаста, сели, и он стал говорить. Рассказал, что вырос в Церкви, маленьким ходил в воскресную школу, помогал в алтаре и носил хоругви на Херувимской песни. До самого окончания гимназии оставался в Церкви, ходил в воскресную школу, участвовал в разных христианских мероприятиях, и говорит: – А ты знаешь, отче, о чем бы я тебя ни спросил, я знаю, что ты мне ответишь!
Оно действительно так и было. Он продолжал:
– А ты знаешь, отче, о чем бы я тебя ни спросил, я знаю, что ты мне ответишь!
Оно действительно так и было. Он продолжал:
– Я не смог пересилить свою мать. Отче, у меня в глазах так до сих пор и стоит мать, какой я ее видел и вижу: как она молилась каждый раз, когда я по ночам вставал, чтобы сходить в туалет или взять что-нибудь, а она стоит на коленях и молится. Этот образ мамы, молящейся перед иконами, я не смог перечеркнуть, что только ни делал и как ни старался. И я чувствую эту брань, мне необходимо сказать маме, чтобы она помолилась за меня, когда у меня экзамены, когда возникает еще какая-нибудь трудность, и я говорю ей: «Мама, я не верю в Бога! Но ты, которая веруешь, помолись обо мне!» Я нуждаюсь в этом. И вообще не могу стереть этот образ в себе.
Думаю, это и было самым большим богатством, которое мать передала своему сыну, вот именно этот образ. И как важно, чтобы у наших детей были такие образы в душе. А если вместо этого у них остаются плохие воспоминания о родителях, которые сами себе противоречат и непоследовательны в своих словах и делах, если они учат ребенка одному, а по жизни делают другое, то это, конечно, для ребенка хуже всего, и оно разрушит всё, что ты воздвиг в нем. Если же ты оставишь ему, как драгоценное завещание, эти красивые, мощные образы, то, знайте, добро победит. Христос сказал нам, что свет во тьме светит и тьма не объяла его (см.: Ин. 1: 5). Свет побеждает тьму. А тьма никогда не сможет победить свет. Родители, своими делами, а не одними словами передавшие детям эти мощные образы, будьте уверены: это самое лучшее, самое ценное, самое могучее наследство, которое всегда будет сопровождать их." (Митрополит Лимасольский Афанасий)
С младенчества с современным ребёнком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружён игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания... Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьёзного значения, что посетитель из 19 века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. (Иеромонах Серафим Роуз)
Ребёнок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в которой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет её к принятию духовных впечатлений. Ребёнок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший её воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят её от христианского пути. Ребёнок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии. Ребёнок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за "учителями" века сего. Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, котор
При обсуждении детских поступков не ограничивайте ваши замечания словами: "Как это стыдно или неприлично", а говорите чаще: "Как это грешно и страшно". Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его - пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце; ваше внушение, что вы отвечаете за его проступок перед Богом, заставит и его бояться той же ответственности. Тогда и ваше взыскание он примет как Божие наказание. (Амвросий Ключарев)
Раскройте им науку испытания помыслов и внутренней борьбы с мыслями и склонностями греховными. Расскажите им по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, его крайние обнаружения в делах преступных - и тогда будет для них нечистая мысль так же страшна, как преступное дело. Укажите им нашу немощь в борьбе с грехом, постоянную потребность в помощи Божией и непобедимую силу имени Иисусова. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призывания имени Господня, и тогда они будут отпущены в мир, исполненный нравственных опасностей, с оружием в руках. (Амвросий Ключарёв)
Никогда родители не должны унижать друг друга и тем подрывать в детях уважение. Отец и мать должны взаимно с величайшим уважением относиться друг к другу: никогда не должны они позволять себе пред детьми неприличных речей; никогда не должны они порицать друг друга; никогда дети не должны слышать, как бывает часто: "Ты так же изолгался, как и отец твой", "Ты будешь таким же негодным, как и отец"; или же: "Ты будешь такая мотовка, как и мать твоя", "Не будет в тебе толку, как в твоей матери"... Где дети слышат такие речи, там прощай почтение и послушание! (Епископ Ириней Орда)
Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю дитяти. Не говорите никогда, что дети - тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика и тяжела. Доставляйте им всё, что должны доставлять, с охотой и радостью. Если родители с упрёком и ропотом бросают дитяти своему кусок хлеба, как в дитяти может держаться любовь к ним? (Епископ Ириней Орда)
При воспитании детей, как всегда учила христианская педагогика, не всегда можно ограничиваться только ласкою и любовью - необходимо употреблять при этом как полезное средство и строгость вместе с наградою, и наказание. (Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий)
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
(Святая страстотерпица царица Александра)
В деле воспитания детей самое главное - молитва за них. (Священномученик Серафим Звездинский)
К сожалению, во многих, иногда очень и очень хороших христианских семьях жизнь поставлена так, что родители сознательно отстраняют от своих детей картины человеческой нужды, печали, тяжёлых бедствий и испытаний. Такое чрезмерное оберегание детей от суровой действительности, конечно, приносит только отрицательные результаты. Дети, выросшие в тепличной, оторванной от жизни обстановке, вырастают изнеженными, избалованными и неприспособленными к жизни, а часто - и толстокожими эгоистами, привыкшими только требовать и получать и не умеющими уступать, служить, быть полезными другим. Но жизнь жестоко ломает и иногда невыносимо больно наказывает таких людей, и иногда уже с юных лет, со школьного возраста. И поэтому-то, любя детей, нужно уже с детства закалять их. (Митрополит Филарет Вознесенский)
Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной целью его - исправление ребёнка. (Богослов Герман Шимановский)
Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. если же вы браните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам. (Старец Паисий Святогорец)
Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. если дерево пропитано олифой, оно не сгниёт. Если немножко пропитать детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. (Старец Паисий Святогорец)
"Они были молоды, у них было много критических мыслей по поводу Церкви, многие из которых были вполне справедливыми, и им хотелось их высказать. Один из них закончил Афинский юридический факультет, придерживался крайней идеологии и философии, отвергавшей чернокожих, евреев, другие расы, они и Христа признавать не хотели, потому что Он был евреем, – экстремальные вещи. И парень тот был очень умным, образованным, начитанным, настоящий адвокат и афинянин, и языком своим он резал по живому. Ты ему одно, а он тебе в ответ сто.
Ну, как бы там ни было, показал я им потом, где они будут ночевать. Он говорит мне:
– Отче, я решил дать Богу последний шанс поговорить со мной!
Я сказал ему:
– Хорошо, если ты решил дать Ему последний шанс! А как Бог будет говорить с тобой, дитя мое?
– А хотите, мы с вами побеседуем этой ночью?
– Ну хорошо, с удовольствием!
Пошли мы в малый храм, где стоит гроб преподобного старца Иосифа Исихаста, сели, и он стал говорить. Рассказал, что вырос в Церкви, маленьким ходил в воскресную школу, помогал в алтаре и носил хоругви на Херувимской песни. До самого окончания гимназии оставался в Церкви, ходил в воскресную школу, участвовал в разных христианских мероприятиях, и говорит: – А ты знаешь, отче, о чем бы я тебя ни спросил, я знаю, что ты мне ответишь!
Оно действительно так и было. Он продолжал:
– А ты знаешь, отче, о чем бы я тебя ни спросил, я знаю, что ты мне ответишь!
Оно действительно так и было. Он продолжал:
– Я не смог пересилить свою мать. Отче, у меня в глазах так до сих пор и стоит мать, какой я ее видел и вижу: как она молилась каждый раз, когда я по ночам вставал, чтобы сходить в туалет или взять что-нибудь, а она стоит на коленях и молится. Этот образ мамы, молящейся перед иконами, я не смог перечеркнуть, что только ни делал и как ни старался. И я чувствую эту брань, мне необходимо сказать маме, чтобы она помолилась за меня, когда у меня экзамены, когда возникает еще какая-нибудь трудность, и я говорю ей: «Мама, я не верю в Бога! Но ты, которая веруешь, помолись обо мне!» Я нуждаюсь в этом. И вообще не могу стереть этот образ в себе.
Думаю, это и было самым большим богатством, которое мать передала своему сыну, вот именно этот образ. И как важно, чтобы у наших детей были такие образы в душе. А если вместо этого у них остаются плохие воспоминания о родителях, которые сами себе противоречат и непоследовательны в своих словах и делах, если они учат ребенка одному, а по жизни делают другое, то это, конечно, для ребенка хуже всего, и оно разрушит всё, что ты воздвиг в нем. Если же ты оставишь ему, как драгоценное завещание, эти красивые, мощные образы, то, знайте, добро победит. Христос сказал нам, что свет во тьме светит и тьма не объяла его (см.: Ин. 1: 5). Свет побеждает тьму. А тьма никогда не сможет победить свет. Родители, своими делами, а не одними словами передавшие детям эти мощные образы, будьте уверены: это самое лучшее, самое ценное, самое могучее наследство, которое всегда будет сопровождать их." (Митрополит Лимасольский Афанасий)
С младенчества с современным ребёнком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружён игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания... Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьёзного значения, что посетитель из 19 века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку - почти на любой аспект нашей современной культуры, - подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью. (Иеромонах Серафим Роуз)
Ребёнок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в которой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет её к принятию духовных впечатлений. Ребёнок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший её воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят её от христианского пути. Ребёнок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии. Ребёнок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за "учителями" века сего. Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь - лишить ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям. В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, котор
The Holy Fathers and Shepherds of the Church on the virtues of love, love for children. (Part VI)
When discussing children's actions, do not limit your remarks to the words: “How embarrassing or indecent”, but say more often: “How sinful and terrible it is.” How much you yourself understand the power of sin, how much you yourself fear it - let it be written on your face. Your grief for the transgression of a child will be reflected in his heart; your suggestion that you are responsible for his misconduct before God will make him fear the same responsibility. Then he will accept your punishment as God's punishment. (Ambrose Klyucharyov)
Reveal to them the science of testing thoughts and inner struggle with the thoughts and inclinations of sin. Tell them, as they age, the story of the origin of sin in a barely conscious thought, its growth in the excitement of feelings and driveings of the heart, its violent movements in the gusts of passions, its extreme discoveries in criminal affairs - and then an unclean thought will be as scary for them as a criminal a business. Indicate to them our weakness in the fight against sin, the constant need for God's help and the invincible power of the name of Jesus. Give them experiences of internal victory over evil by the power of invoking the name of the Lord, and then they will be released into a world filled with moral dangers, with weapons in their hands. (Ambrose Klyucharyov)
Parents should never humiliate each other and thereby undermine respect in children. Father and mother should be mutually respectful to each other: they should never allow themselves indecent speech in front of children; they must never reproach one another; children should never hear, as often happens: "You are as insulted as your father," "You will be as worthless as your father"; or: "You will be such a little reel, like your mother," "There will be no sense in you, as in your mother" ... Where the children hear such speeches, there goodbye respect and obedience! (Bishop Irenaeus Horde)
Never be indifferent to the joys and grief of a child. Never say that children are burdens and torment for you; never show that any sacrifice for the sake of children on your part is too big and heavy. Deliver to them everything that they must deliver, with pleasure and joy. If parents, with a rebuke and a murmur, throw a piece of bread to their children, how can love for them be held in a child? (Bishop Irenaeus Horde)
When raising children, as Christian pedagogy has always taught, it is not always possible to confine oneself to affection and love - it is necessary to use at the same time as a useful tool and rigor, along with the award, and punishment. (Holy Martyr Vladimir, Metropolitan of Kiev and Galitsky)
Parents should be what they want their children to be - not in words, but in deeds. They must teach their children an example of their lives.
(Holy Martyr Queen Empress Alexandra)
In the matter of raising children, the most important thing is prayer for them. (Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky)
Unfortunately, in many, sometimes very, very good Christian families, life is set up in such a way that parents deliberately remove from their children pictures of human need, sadness, grave disasters and trials. Such an excessive preservation of children from harsh reality, of course, brings only negative results. Children who grew up in a hothouse, divorced from life, grow up pampered, spoiled and unadaptable for life, and often - thick-skinned egoists, accustomed to only demand and receive, and not able to yield, serve, be useful to others. But life brutally breaks and sometimes unbearably painful punishes such people, and sometimes from a young age, from school age. And therefore, loving children, it is necessary already from childhood to temper them. (Metropolitan Filaret Ascension)
The main basis of punishment should be love, and his sole purpose is to correct the child. (Theologian German Shimanovsky)
When the children behave badly, it is preferable to scold them in the morning, because they have all day ahead and they will have fun with impressions. if you scold them in the evening, then their mind becomes clouded, which can lead to more evil deeds. (Elder Paisius Svyatorets)
If a person received spiritual help in childhood, then he will come to his senses again, even having gone astray. if the tree is saturated with drying oil, it will not rot. If a little impregnation of children reverence, fear of God, it will help them all their lives. (Elder Paisius Svyatorets)
“They were young, they had many critical thoughts about the Church, many of which were quite fair, and they wanted to express them. One of them graduated from the Athens Law School, adhered to an extreme ideology and philosophy that rejected blacks, Jews, other races, they didn’t want to recognize Christ, because He was a Jew — extreme things. And the guy was very smart, educated, well-read, a real lawyer and an Athenian, and he cut his tongue alive. You are one to him, and he answered you hundred.
Well, be that as it may, I showed them later where they would spend the night. He tells me:
“Father, I decided to give God one last chance to speak with me!”
I told him:
- Well, if you decided to give Him
When discussing children's actions, do not limit your remarks to the words: “How embarrassing or indecent”, but say more often: “How sinful and terrible it is.” How much you yourself understand the power of sin, how much you yourself fear it - let it be written on your face. Your grief for the transgression of a child will be reflected in his heart; your suggestion that you are responsible for his misconduct before God will make him fear the same responsibility. Then he will accept your punishment as God's punishment. (Ambrose Klyucharyov)
Reveal to them the science of testing thoughts and inner struggle with the thoughts and inclinations of sin. Tell them, as they age, the story of the origin of sin in a barely conscious thought, its growth in the excitement of feelings and driveings of the heart, its violent movements in the gusts of passions, its extreme discoveries in criminal affairs - and then an unclean thought will be as scary for them as a criminal a business. Indicate to them our weakness in the fight against sin, the constant need for God's help and the invincible power of the name of Jesus. Give them experiences of internal victory over evil by the power of invoking the name of the Lord, and then they will be released into a world filled with moral dangers, with weapons in their hands. (Ambrose Klyucharyov)
Parents should never humiliate each other and thereby undermine respect in children. Father and mother should be mutually respectful to each other: they should never allow themselves indecent speech in front of children; they must never reproach one another; children should never hear, as often happens: "You are as insulted as your father," "You will be as worthless as your father"; or: "You will be such a little reel, like your mother," "There will be no sense in you, as in your mother" ... Where the children hear such speeches, there goodbye respect and obedience! (Bishop Irenaeus Horde)
Never be indifferent to the joys and grief of a child. Never say that children are burdens and torment for you; never show that any sacrifice for the sake of children on your part is too big and heavy. Deliver to them everything that they must deliver, with pleasure and joy. If parents, with a rebuke and a murmur, throw a piece of bread to their children, how can love for them be held in a child? (Bishop Irenaeus Horde)
When raising children, as Christian pedagogy has always taught, it is not always possible to confine oneself to affection and love - it is necessary to use at the same time as a useful tool and rigor, along with the award, and punishment. (Holy Martyr Vladimir, Metropolitan of Kiev and Galitsky)
Parents should be what they want their children to be - not in words, but in deeds. They must teach their children an example of their lives.
(Holy Martyr Queen Empress Alexandra)
In the matter of raising children, the most important thing is prayer for them. (Holy Martyr Seraphim Zvezdinsky)
Unfortunately, in many, sometimes very, very good Christian families, life is set up in such a way that parents deliberately remove from their children pictures of human need, sadness, grave disasters and trials. Such an excessive preservation of children from harsh reality, of course, brings only negative results. Children who grew up in a hothouse, divorced from life, grow up pampered, spoiled and unadaptable for life, and often - thick-skinned egoists, accustomed to only demand and receive, and not able to yield, serve, be useful to others. But life brutally breaks and sometimes unbearably painful punishes such people, and sometimes from a young age, from school age. And therefore, loving children, it is necessary already from childhood to temper them. (Metropolitan Filaret Ascension)
The main basis of punishment should be love, and his sole purpose is to correct the child. (Theologian German Shimanovsky)
When the children behave badly, it is preferable to scold them in the morning, because they have all day ahead and they will have fun with impressions. if you scold them in the evening, then their mind becomes clouded, which can lead to more evil deeds. (Elder Paisius Svyatorets)
If a person received spiritual help in childhood, then he will come to his senses again, even having gone astray. if the tree is saturated with drying oil, it will not rot. If a little impregnation of children reverence, fear of God, it will help them all their lives. (Elder Paisius Svyatorets)
“They were young, they had many critical thoughts about the Church, many of which were quite fair, and they wanted to express them. One of them graduated from the Athens Law School, adhered to an extreme ideology and philosophy that rejected blacks, Jews, other races, they didn’t want to recognize Christ, because He was a Jew — extreme things. And the guy was very smart, educated, well-read, a real lawyer and an Athenian, and he cut his tongue alive. You are one to him, and he answered you hundred.
Well, be that as it may, I showed them later where they would spend the night. He tells me:
“Father, I decided to give God one last chance to speak with me!”
I told him:
- Well, if you decided to give Him
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко