Недавно я была на замечательной лекции по иконографии....

Недавно я была на замечательной лекции по иконографии. В частности, лектор коротко рассказал об истории высокого иконостаса (которую я немножко уже знала) и об иконе "Спас в силах". Не могу сказать, что мне очень понравилось, как лектор рассказывал - он немножко опоздал, у него пропал телефон, он был немного не в своей тарелке, нервничал, сбивался и слушать его было поначалу очень трудно. (Кроме того, я плохо видела изображения, так как сидела далеко). Не могу сказать, что на той лекции он продемонстрировал хороший образец ораторского искусства, хотя это профессиональный лектор.
Однако к середине лекции он разошёлся, успокоился, его рассказ потёк более плавно - и, возможно, потому, что мы стали говорить о высоких вещах. Что самое высокое, Кто? Иисус Христос, Богородица.
Лектор, повторяю, был профессионалом, преподавателем светского учебного заведения, он выступал перед нами - смешанной публикой, где были и верующие, и просто любопытствующие люди, относящиеся к иконографии просто как к искусству. Он не вёл никакую пропаганду религии или Православия - он просто читал лекцию по иконографии, достаточно сдержанно.
Однако когда он произносил слова Иисус Христос, когда он говорил, что вот, на иконе изображены слова православной молитвы, которую называют "Достойно есть...", где говорится о Богородице, что Она - Честнейшая херувим и Славнейшая серафим, его голос как будто начинал звучать более звучно, красивее, певуче, яснее. И его хотелось слушать. Чувствовалось, что в зале, где мы сидим, присутствует благодать Святого Духа в этот момент, хотя зал не имел никакого отношения к церкви. Казалось бы, человек ничего не пропагандирует, ведёт себя сдержанно, не восторгается открыто и не пытается никого ни в чём убедить, не показывает открыто своего личного отношения, но он просто рассказывает и рассказ его затрагивает дорогие для него вещи. По благоговению и перемене в голосе человека ты быстро просекаешь, православный и верующий ли это человек или нет, какова его вера, кто перед тобой. Казалось бы, это отражается в таких мелочах, но эти мелочи очень заметны. Без них его лекция была бы сухим, пусть и информационно насыщенным, повествованием. Но гораздо больше удовольствия получаешь, когда слушаешь о том, что человек сам любит - у него лучше получается об этом рассказать. Конечно, не без искушений, но благодатью Святого Духа Господь очень помогает любящим Его, тем, в ком есть хотя бы крупица любви к Нему и в ком Он может найти что-то Своё.
Больше всего мне запомнился рассказ вот об этой иконе (в интернете её называют "Христос Царь славы.Сербия,14 век"), тему которой лектор назвал "Не рыдай Мене, мати". Он сказал, что такая икона может стоять в центре иконостаса, над иконой Христа живого. В деисусном ряду с двух сторон обрамляя икону проповедующего и благословляющего живого Христа могут стоять Богородица и молодой Иоанн Богослов. Они взирают на икону Христа, умершего на кресте, которая стоит выше иконы живого Спасителя. Это придает всей композиции особое значение.
Но чаще, конечно, центральной иконой в иконостасе мы видим "Спас в силах". С которой Спаситель "выступает, входит в пространство храма".
Recently I was at a wonderful lecture on iconography. In particular, the lecturer briefly spoke about the history of the high iconostasis (which I already knew a little) and about the icon "Savior in power." I can’t say that I really liked the way the lecturer told me - he was a little late, his phone was gone, he was a little out of place, he was nervous, he got lost and it was very difficult at first to listen to him. (In addition, I did not see the images well, as I sat far away). I can’t say that at that lecture he demonstrated a good example of oratory, although he is a professional lecturer.
However, by the middle of the lecture, he parted, calmed down, his story flowed more smoothly - and perhaps because we began to talk about high things. What is the highest, Who? Jesus Christ, the Virgin.
The lecturer, I repeat, was a professional, a teacher of a secular educational institution, he spoke to us - a mixed audience, where there were believers and just curious people who related to iconography simply as art. He did not conduct any propaganda of religion or Orthodoxy - he simply gave a lecture on iconography, quite restrained.
 However, when he spoke the words Jesus Christ, when he said that, behold, the icon depicts the words of the Orthodox prayer, which is called "It is worthy to eat ...", which says about the Virgin, She is the Most Honorable Cherub and the Most Glorious Seraphim, his voice as if began to sound more sonorous, prettier, melodious, clearer. And I wanted to listen to him. It was felt that in the hall where we are sitting, there is the grace of the Holy Spirit at this moment, although the hall had nothing to do with the church. It would seem that a person does not propagandize anything, behaves with restraint, does not openly admire and does not try to convince anyone of anything, does not openly show his personal relationship, but he simply tells and his story touches on things that are dear to him. By reverence and a change in the person’s voice, you quickly see whether the person is Orthodox or a believer or not, what his faith is, who is in front of you. It would seem that this is reflected in such trifles, but these trifles are very noticeable. Without them, his lecture would be a dry, albeit informative, narrative. But you get much more pleasure when you listen to what a person loves — he is better able to tell about it. Of course, not without temptations, but by the grace of the Holy Spirit, the Lord greatly helps those who love Him, those in whom there is even a grain of love for Him and in whom He can find something His.
Most of all I remember the story here about this icon (on the Internet it is called "Christ the King of Glory. Serbia, the 14th century"), the theme of which the lecturer called "Do not cry for Me, mother." He said that such an icon can stand in the center of the iconostasis, above the icon of the living Christ. In the deesis row from both sides, framing the icon of the preaching and blessing living Christ, the Virgin Mary and the young John the Evangelist can stand. They look at the icon of Christ who died on the cross, which stands above the icon of the living Savior. This gives the whole composition a special meaning.
But more often, of course, we see the "Savior in power" as the central icon in the iconostasis. With which the Savior "appears, enters the space of the temple."
У записи 6 лайков,
1 репостов,
327 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям