Ты хорошо провёл Великий Пост, если к концу...

Ты хорошо провёл Великий Пост, если к концу его «дожить до Пасхи» - твоя главная мечта. При этом в словосочетании важны оба слова: «дожить», равно как и «Пасха». Их можно выделить жирным курсивом, подчеркнуть красным карандашом, выделить мелками, написать их акриловыми красками у себя на стене, окне, доме, ладонях. Когда в начале поста настоятель пожелал всем «дожить до Пасхи», можно было подумать, что эти слова относятся только к бабушкам и людям старшего поколения, но не к тебе, молодому и красивому. Однако когда к концу поста ты уже физически НЕ МОЖЕШЬ СТОЯТЬ на службах, да и вообще не очень-то что-либо можешь – ты понимаешь, как важно было вот это пожелание, что не в бровь, а в глаз попал отец настоятель.
Вот я очень люблю все эти статьи о пользе поста для всех. Недавно прочитала восхитительную, написанную округлым, складным языком статью в журнале «Славянка». «А дух жертвенности, живущий в каждой женщине, готовность к забвению себя ради другого, или талант материнства, которым почтил её Господь, разве они не возвышают её в наших глазах?! Трудно сочетается этот возвышенный образ жертвенности с непреодолимым влечением к колбасе или другому пищевому продукту. На женской тарелке даже в праздничный день ожидаешь увидеть в основном овощи, фрукты, зелень…» Автор говорит «о духе жертвенности». Но он забывает, что женщина - не только дух, а ещё и плоть. И для того, чтобы чем-то жертвовать, ей это что-то надо иметь. Например, чтобы стать матерью, ей нужно иметь здоровье. Так что, дай ей, автор, колбасы, если она так хочет, если ей для здоровья надо. Она имеет полное право, потому что ей нужно иметь здоровое тело. И если колбаса необходима - пусть ест колбасу. Если она – монахиня, то не давай, пусть болеет. Как говорил монах Иосиф Исихаст своим послушникам, «ты пришёл, чтобы умереть здесь», её плоть уже никому не нужна. Я не говорю, что надо отменять пост для мирян. Или что надо его нарушать, как только тебе вздумается. Это тоже крайность. Безусловно, по мере духовного возрастания и при помощи Божией человек постепенно учится воздержанию даже именно на физическом уровне, его тело привыкает. Но нельзя так однозначно говорить – как любят сейчас писать – о несомненной пользе "поста вообще"; потому что "он вообще" иногда бывает ни в коей мере не полезен, особенно, если человек постящийся не понимает его значения. Нужно чётко понимать, зачем и что ты делаешь. Хотя, иногда это трудно.
Есть очень тонкая грань между подвигом, угодным Богу, и причинением себе вреда (второе является безусловно грехом). Можно поститься просто из принципа, можно нести тяжёлые подвиги волевым усилием просто из принципа – чтобы потом сказать себе, что «вот какой я молодец, отличник, всё исполнил, что Церковь предписала»; «спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие люди, или как вот этот мытарь». Да, ты всё исполнил. Но кому от этого хорошо? Ты Богу угодил? Нет, ты себе угодил. Сам себя похвалил. А что Богу нужно? Смирение. «Чем измеряется успех в духовной жизни?» Игумен Никон (Воробьев) ответил так: «Успех в духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения». Мы знаем, что без Господа мы не можем исполнить все заповеди. И Господь знает. И дает нам возможность упасть и покаяться. И говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». То есть всё нормально; просто признай, что без Бога ничего не можешь хорошего, позови на помощь, Он придёт. Важно не то, что ты молодец и хороший (каким хочешь казаться себе и другим), важно – что ты зовёшь Бога. То же касается и поста. Невозможно пройти весь Великий Пост «молодцом» (ты или будешь болеть, или возгордишься, или наешься скоромного). Иначе ты или демон ;) Который тоже ничего не ест, не спит. Но он и не кается! И не просит у Бога помощи! Не прославляет Его! Не надеется на Него. Или ты гордец и фарисей, и пост тебе только в духовную пагубу. Гордец может убить себя подвигами – при этом без всякой духовной пользы погибнуть напрасно. Во всём нужно рассуждение.
Пост существует для того, чтобы человек смирился, познал свои духовные и физические немощи – но не впал при этом в уныние, что "я такой плохой, уйду я от вас, всё равно ничего не получается", а прославил Бога, Его долготерпение, покаялся и попросил помощи. Ведь вся сила человека - в Боге.
Так что если в пост у вас всё было очень плохо – значит, нормально прошли вы Великий Пост. Главное – дожить до Пасхи.
You had a great Lent well, if by the end of it "live to Easter" - your main dream. At the same time, both words are important in the phrase: “to survive”, as well as “Easter”. They can be highlighted in bold italics, emphasized in red pencil, highlighted with crayons, painted with acrylic paints on your wall, window, house, palms. When at the beginning of the post, the abbot wished everyone to "live until Easter," one would think that these words only apply to grandmothers and people of the older generation, but not to you, young and beautiful. However, when by the end of the post you physically CANNOT STAND at the services, and indeed you can’t really do anything, you understand how important this desire was, that the father superior fell into the eye and didn’t.
So I really love all these articles about the benefits of fasting for everyone. Recently I read a delightful article written in a roundish folding language in the magazine Slavyanka. “And the spirit of sacrifice that lives in every woman, the willingness to forget herself for the sake of another, or the talent of motherhood, which the Lord honored her, do not they exalt her in our eyes ?! It is difficult to combine this exalted image of sacrifice with an irresistible attraction to sausage or another food product. On a women's plate, even on a holiday, you expect to see mainly vegetables, fruits, greens ... "The author says" about the spirit of sacrifice. " But he forgets that a woman is not only a spirit, but also a flesh. And in order to sacrifice something, she needs to have something. For example, to become a mother, she needs to have health. So, give her, the author, sausages, if she wants to, if she needs health. She has every right, because she needs to have a healthy body. And if sausage is necessary - let him eat sausage. If she is a nun, then don’t let her get sick. As monk Joseph Hesychast told his novices, “you came to die here,” no one needs her flesh. I am not saying that it is necessary to abolish the post for the laity. Or that you need to break it as soon as you want. This is also extreme. Of course, as one grows spiritually and with the help of God, a person gradually learns to abstinence even on the physical level, his body gets used to it. But one cannot speak so unambiguously - as they like to write now - about the undoubted benefit of "fasting in general"; because "he in general" is sometimes in no way useful, especially if the fasting person does not understand its meaning. You need to clearly understand why and what you are doing. Although, sometimes it’s difficult.
There is a very fine line between a deed pleasing to God and self-harm (the second is certainly a sin). You can fast simply from a principle, you can carry out hard deeds of willful effort simply from a principle - in order to later tell yourself that “this is how well done, excellent pupil, I fulfilled everything that the Church prescribed”; "Thank you, Lord, that I am not like other people, or like this publican." Yes, you did everything. But who benefits from this? Did you please God? No, you pleased yourself. He praised himself. What does God need? Humility. “What is the measure of success in spiritual life?” Abbot Nikon (Vorobyov) replied like this: “Success in spiritual life is not measured by spiritual comforts, which can be from the evil one, but by the depth of humility.” We know that without the Lord we cannot fulfill all the commandments. And the Lord knows. And gives us the opportunity to fall and repent. And he says: "Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven." That is, everything is fine; just admit that without God you cannot do anything good, call for help, He will come. The important thing is not that you are well done and good (what you want to seem to yourself and others), it is important that you call God. The same goes for fasting. It is impossible to go through the whole Great Lent with a “fine fellow” (you will either be ill, or you will be proud, or you’ll be full). Otherwise, you or a demon;) who also does not eat anything, does not sleep. But he does not repent! And does not ask God for help! Does not glorify Him! Do not trust in Him. Or you are proud and Pharisee, and fasting you only in spiritual destruction. An arrogant man can kill himself with exploits - and without any spiritual benefit he perishes in vain. Everything needs reasoning.
Fasting exists in order to humble oneself, to know one’s spiritual and physical weaknesses - but not be saddened by the fact that “I’m so bad, I’ll leave you, it still doesn’t work out”, but glorified God, His patience, repented and asked for help. After all, all the power of man is in God.
So if everything was very bad in the post, it means that you passed the Great Lent normally. The main thing is to survive until Easter.
У записи 10 лайков,
1 репостов,
240 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям