«Бог есть Любовь»… Это самые прекрасные, самые вдохновляющие слова, которые когда-либо звучали или были записаны на бумаге. Не тиран, не преследователь, карающий за все совершенные нами когда-то проступки, прегрешения и даже преступления, а Любовь. Но что же такое эта Любовь в своем существе? Какая она, как ее увидеть, узнать, ощутить?
В те мгновения, когда мы радуемся и ликуем, словно дети, когда каждое мгновение переживается, как некий дивный дар? Когда сбываются наши самые сокровенные желания и мечты? Или когда мы, наоборот, достигнув самого дна бездны отчаяния, вдруг избавляемся от беды, болезни, скорби – нечаянно, совершенно неожиданно?
Да, и в эти мгновения тоже, но только отчасти, в какой-то очень малой, ограниченной способностями нашего восприятия мере. Ограниченной нашим легкомыслием, нашей занятостью текущим моментом и самими собой в этом моменте.
А когда еще? А еще… Еще – когда мы приходим в храм в Страстной пяток и замираем вдруг перед Распятием, точно увидели его впервые. Замираем, потому что потрясает до глубины души то, что прежде едва скользило по самой поверхности сознания. Этот Крест… Этот терновый венец на главе… Эти капли Крови… Эти руки и ноги, пронзенные гвоздями… Всё это – самое потрясающее, самое полное и самое ясное откровение того, что есть Божия любовь, ее свидетельство, ее явление.Нет единого ответа на вопрос, почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения, да и кто мы, чтобы требовать этого ответа, откуда у нас на него право? Но мне самому всё же особенно близка мысль о том, что Господь желал показать нам, что нет ничего, на что Он не был бы готов ради нас пойти – какое бы это ни было уничижение, какое бы это ни было страдание, какая бы это ни была боль. Чтобы мы поверили, что действительно так бесконечно дороги Ему. Чтобы поняли, что никого у нас нет ближе. Чтобы не отчаивались и не унывали, когда наши грехи делают нас противными даже самим себе: Ему мы никогда не противны, даже когда противимся, потому что именно о противящихся и – больше того – распинавших звучали слова со Креста: «Отче, прости их, не ведают, что творят». И руки, на Кресте простертые, не что иное, как объятия, всему миру открытые, не избранным лишь каким-то, а каждому человеку в нем.
Мы жестокосердны и хуже того – равнодушны. Наши души становятся пустыми и бесплодными от наших грехов. Мы чувствуем холод и враждебность окружающего мира, который делаем таким сами. И нам не спастись, если наше столь же холодное и враждебное сердце не согреет любовь. Такая, какой не найти человеку у человека, такая, в истинности которой мы не усомнимся, такая, которая никогда не прекратится, что бы мы для этого ни делали, ни творили. Такая, Которую мы видим распятой на Кресте.
Всё в этот день – Великий пяток – направлено к тому, чтобы нас пробудить и оживить. Чтобы мы поняли наконец хоть отчасти – что же произошло тогда на Голгофе и прежде нее. Чтобы ужаснулись, осознав, что это всё не только ради нас было, но и по нашей вине. Чтобы устыдились – от того, как живем, будучи приобретены, искуплены такой немыслимой ценой.
В чем заключается наше спасение? В том, чтобы ощутить Божественную любовь и откликнуться на нее. А откликнувшись, пойти за ней туда, куда она поведет, дать сотворить с нами то, что будет ей благоугодно, довериться всецело и до конца.
Довериться… именно это труднее всего. Мы точно боимся, что у нас будет отнято что-то очень важное, очень нужное, без чего не прожить. Боимся, что Господь лишит нас чего-то бесконечно нам дорогого. И не доверяемся. Боремся. Сопротивляемся. Буквально вырываемся из Его рук.А Он… А Он для того, чтобы преподать нам пример доверия, помочь преодолеть этот глупый, детский страх, совершает всё то, о чем вспоминаем мы в Страстной пяток. Творец предает Себя в руки твари. Бог отдает Себя человеку. Доверяется ему, дозволяя делать всё, что тому будет угодно. Он, Всемогущий, создавший всё единым мановением воли Своей, становится совершенно беззащитным, уязвимым. Что делает Его таким? Только Любовь.
И именно она, только она может побудить решиться на такую же беззащитность и уязвимость нас. Может убедить довериться Ему, не страшась ничего, не трепеща ежеминутно от мысли о том, к чему это приведет. Может упразднить наше сопротивление, нашу нелепую и гибельную борьбу с Ним и тем самым спасти.
И спасает. И Великий пяток – ее откровение, страшное и потрясающее, погружающее в немыслимую скорбь и претворяющее ее в немыслимую же радость.
Игумен Нектарий (Морозов)
В те мгновения, когда мы радуемся и ликуем, словно дети, когда каждое мгновение переживается, как некий дивный дар? Когда сбываются наши самые сокровенные желания и мечты? Или когда мы, наоборот, достигнув самого дна бездны отчаяния, вдруг избавляемся от беды, болезни, скорби – нечаянно, совершенно неожиданно?
Да, и в эти мгновения тоже, но только отчасти, в какой-то очень малой, ограниченной способностями нашего восприятия мере. Ограниченной нашим легкомыслием, нашей занятостью текущим моментом и самими собой в этом моменте.
А когда еще? А еще… Еще – когда мы приходим в храм в Страстной пяток и замираем вдруг перед Распятием, точно увидели его впервые. Замираем, потому что потрясает до глубины души то, что прежде едва скользило по самой поверхности сознания. Этот Крест… Этот терновый венец на главе… Эти капли Крови… Эти руки и ноги, пронзенные гвоздями… Всё это – самое потрясающее, самое полное и самое ясное откровение того, что есть Божия любовь, ее свидетельство, ее явление.Нет единого ответа на вопрос, почему Господь избрал именно такой путь нашего спасения, да и кто мы, чтобы требовать этого ответа, откуда у нас на него право? Но мне самому всё же особенно близка мысль о том, что Господь желал показать нам, что нет ничего, на что Он не был бы готов ради нас пойти – какое бы это ни было уничижение, какое бы это ни было страдание, какая бы это ни была боль. Чтобы мы поверили, что действительно так бесконечно дороги Ему. Чтобы поняли, что никого у нас нет ближе. Чтобы не отчаивались и не унывали, когда наши грехи делают нас противными даже самим себе: Ему мы никогда не противны, даже когда противимся, потому что именно о противящихся и – больше того – распинавших звучали слова со Креста: «Отче, прости их, не ведают, что творят». И руки, на Кресте простертые, не что иное, как объятия, всему миру открытые, не избранным лишь каким-то, а каждому человеку в нем.
Мы жестокосердны и хуже того – равнодушны. Наши души становятся пустыми и бесплодными от наших грехов. Мы чувствуем холод и враждебность окружающего мира, который делаем таким сами. И нам не спастись, если наше столь же холодное и враждебное сердце не согреет любовь. Такая, какой не найти человеку у человека, такая, в истинности которой мы не усомнимся, такая, которая никогда не прекратится, что бы мы для этого ни делали, ни творили. Такая, Которую мы видим распятой на Кресте.
Всё в этот день – Великий пяток – направлено к тому, чтобы нас пробудить и оживить. Чтобы мы поняли наконец хоть отчасти – что же произошло тогда на Голгофе и прежде нее. Чтобы ужаснулись, осознав, что это всё не только ради нас было, но и по нашей вине. Чтобы устыдились – от того, как живем, будучи приобретены, искуплены такой немыслимой ценой.
В чем заключается наше спасение? В том, чтобы ощутить Божественную любовь и откликнуться на нее. А откликнувшись, пойти за ней туда, куда она поведет, дать сотворить с нами то, что будет ей благоугодно, довериться всецело и до конца.
Довериться… именно это труднее всего. Мы точно боимся, что у нас будет отнято что-то очень важное, очень нужное, без чего не прожить. Боимся, что Господь лишит нас чего-то бесконечно нам дорогого. И не доверяемся. Боремся. Сопротивляемся. Буквально вырываемся из Его рук.А Он… А Он для того, чтобы преподать нам пример доверия, помочь преодолеть этот глупый, детский страх, совершает всё то, о чем вспоминаем мы в Страстной пяток. Творец предает Себя в руки твари. Бог отдает Себя человеку. Доверяется ему, дозволяя делать всё, что тому будет угодно. Он, Всемогущий, создавший всё единым мановением воли Своей, становится совершенно беззащитным, уязвимым. Что делает Его таким? Только Любовь.
И именно она, только она может побудить решиться на такую же беззащитность и уязвимость нас. Может убедить довериться Ему, не страшась ничего, не трепеща ежеминутно от мысли о том, к чему это приведет. Может упразднить наше сопротивление, нашу нелепую и гибельную борьбу с Ним и тем самым спасти.
И спасает. И Великий пяток – ее откровение, страшное и потрясающее, погружающее в немыслимую скорбь и претворяющее ее в немыслимую же радость.
Игумен Нектарий (Морозов)
“God is Love” ... These are the most beautiful, most inspiring words that have ever sounded or were written on paper. Not a tyrant, not a persecutor, punishing for all our once committed misconduct, transgressions, and even crimes, but Love. But what is this love in its essence? What is she, how to see her, to know, to feel?
In those moments when we rejoice and rejoice, like children, when every moment is experienced as a kind of wondrous gift? When do our most secret desires and dreams come true? Or when we, on the contrary, having reached the very bottom of the abyss of despair, suddenly get rid of misfortune, illness, grief - by accident, completely unexpectedly?
Yes, and in these moments too, but only partially, to a very small extent, limited to the capacity of our perception. Limited by our frivolity, our busyness with the current moment and ourselves in this moment.
And when else? And yet ... Yet - when we come to the temple at Holy Heel and suddenly freeze before the Crucifixion, we just saw it for the first time. We freeze, because it shakes to the depths of our souls that which before barely glided along the very surface of consciousness. This Cross ... This crown of thorns on the chapter ... These drops of Blood ... These hands and feet pierced by nails ... All this is the most amazing, most complete and most clear revelation of God's love, its testimony, its appearance. There is no single answer to the question is, why did the Lord choose such a path of our salvation, and who are we to demand this answer, where does the right to him come from? But I myself am especially close to the idea that the Lord wanted to show us that there is nothing that He wouldn’t be ready to do for us - no matter what humiliation, whatever suffering, whatever there was pain. So that we believe that He is truly so infinitely dear. To understand that we have no one closer. So that we don’t despair and do not lose heart when our sins make us disgusting even to ourselves: We never disagree with him, even when we resist, because it was about those who opposed and, moreover, crucified, the words from the Cross: “Father, forgive them, do not know that they are doing. " And the arms extended on the Cross are nothing but hugs, open to the whole world, not chosen by just any, but to every person in it.
We are cruel and worse, indifferent. Our souls become empty and barren from our sins. We feel the cold and hostility of the world around us, which we do ourselves. And we cannot be saved if our equally cold and hostile heart does not warm love. Something that a person cannot find in a person, one that we won’t doubt the truth of, one that will never stop, no matter what we do or do. One that we see crucified on the Cross.
Everything on this day - the Great Heel - is aimed at awakening and reviving us. So that we finally understand at least partially - what happened then at Calvary and before it. To be horrified, realizing that this was not only for our sake, but also through our fault. To be ashamed of how we live, being acquired, redeemed at such an inconceivable price.
What is our salvation? It is to feel and respond to Divine love. And having responded, follow her wherever she leads, let her do with us what pleases her, trust completely and to the end.
Trusting ... this is the hardest thing. We are definitely afraid that something very important, very necessary will be taken away from us, without which we cannot live. We are afraid that the Lord will rob us of something infinitely dear to us. And do not trust. We fight. Resist. We literally break out of His hands. And He ... And He, in order to teach us an example of trust, to help overcome this stupid, childish fear, does everything that we remember at Holy Heels. The Creator gives himself into the hands of the creature. God gives himself to man. He trusts him, allowing him to do whatever he pleases. He, the Almighty, who created everything with a single wave of His will, becomes completely defenseless, vulnerable. What makes him so? Only love.
And it is she, only she can make us decide on the same defenselessness and vulnerability of us. He can convince to trust Him, without fearing anything, without trembling every minute from the thought of where this will lead. It can abolish our resistance, our ridiculous and fatal struggle with Him and thereby save.
And it saves. And the Great Heel is its revelation, terrible and terrific, immersing in unimaginable sorrow and turning it into unimaginable joy.
Hegumen Nectarius (Morozov)
In those moments when we rejoice and rejoice, like children, when every moment is experienced as a kind of wondrous gift? When do our most secret desires and dreams come true? Or when we, on the contrary, having reached the very bottom of the abyss of despair, suddenly get rid of misfortune, illness, grief - by accident, completely unexpectedly?
Yes, and in these moments too, but only partially, to a very small extent, limited to the capacity of our perception. Limited by our frivolity, our busyness with the current moment and ourselves in this moment.
And when else? And yet ... Yet - when we come to the temple at Holy Heel and suddenly freeze before the Crucifixion, we just saw it for the first time. We freeze, because it shakes to the depths of our souls that which before barely glided along the very surface of consciousness. This Cross ... This crown of thorns on the chapter ... These drops of Blood ... These hands and feet pierced by nails ... All this is the most amazing, most complete and most clear revelation of God's love, its testimony, its appearance. There is no single answer to the question is, why did the Lord choose such a path of our salvation, and who are we to demand this answer, where does the right to him come from? But I myself am especially close to the idea that the Lord wanted to show us that there is nothing that He wouldn’t be ready to do for us - no matter what humiliation, whatever suffering, whatever there was pain. So that we believe that He is truly so infinitely dear. To understand that we have no one closer. So that we don’t despair and do not lose heart when our sins make us disgusting even to ourselves: We never disagree with him, even when we resist, because it was about those who opposed and, moreover, crucified, the words from the Cross: “Father, forgive them, do not know that they are doing. " And the arms extended on the Cross are nothing but hugs, open to the whole world, not chosen by just any, but to every person in it.
We are cruel and worse, indifferent. Our souls become empty and barren from our sins. We feel the cold and hostility of the world around us, which we do ourselves. And we cannot be saved if our equally cold and hostile heart does not warm love. Something that a person cannot find in a person, one that we won’t doubt the truth of, one that will never stop, no matter what we do or do. One that we see crucified on the Cross.
Everything on this day - the Great Heel - is aimed at awakening and reviving us. So that we finally understand at least partially - what happened then at Calvary and before it. To be horrified, realizing that this was not only for our sake, but also through our fault. To be ashamed of how we live, being acquired, redeemed at such an inconceivable price.
What is our salvation? It is to feel and respond to Divine love. And having responded, follow her wherever she leads, let her do with us what pleases her, trust completely and to the end.
Trusting ... this is the hardest thing. We are definitely afraid that something very important, very necessary will be taken away from us, without which we cannot live. We are afraid that the Lord will rob us of something infinitely dear to us. And do not trust. We fight. Resist. We literally break out of His hands. And He ... And He, in order to teach us an example of trust, to help overcome this stupid, childish fear, does everything that we remember at Holy Heels. The Creator gives himself into the hands of the creature. God gives himself to man. He trusts him, allowing him to do whatever he pleases. He, the Almighty, who created everything with a single wave of His will, becomes completely defenseless, vulnerable. What makes him so? Only love.
And it is she, only she can make us decide on the same defenselessness and vulnerability of us. He can convince to trust Him, without fearing anything, without trembling every minute from the thought of where this will lead. It can abolish our resistance, our ridiculous and fatal struggle with Him and thereby save.
And it saves. And the Great Heel is its revelation, terrible and terrific, immersing in unimaginable sorrow and turning it into unimaginable joy.
Hegumen Nectarius (Morozov)
У записи 4 лайков,
0 репостов,
180 просмотров.
0 репостов,
180 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко