О воистину похвального Фомы страшного дерзновения! Дерзновенно бо...

О воистину

похвального Фомы

страшного дерзновения!

Дерзновенно бо коснуся ребра

Божественным огнем блистающа. (6 песнь 3 тропарь)

Вероятно, это тема была заимствована из более раннего кондака на Воскресение, написанного св. Романом Сладкопевцем (+560), где она выражена еще более ярко:

Τίς ἐφύλαξε τὴν τοῦ μαθητοῦ παλάμην τότε ἀχώνευτον,

ὅτε τῇ πυρίνῃ πλευρᾷ προσῆλθε τοῦ Κυρίου

Τίς ἔδωκε ταύτῃ τόνον, καὶ ἴσχυσε ψηλαφῆσαι

φλόγεον ὀστοῦν Πάντως ἡ ψηλαφηθεῖσα.

Εἰ μὴ γὰρ ἡ πλευρὰ δύναμιν ἐχορήγησε,

πηλίνη δεξιὰ πῶς εἶχε ψηλαφῆσαι

παθήματα σαλεύσαντα τὰ ἄνω καὶ τὰ κάτω

Кто сохрани ученика длань неопаленну

егда огенному ребру приближися Господа

Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися

огненной кости? Если не осязанное

ребро силу дарова

перстней деснице, како имаше коснутися

страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?

Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы как бы от некоего огня, очень «тонкого и умного» (по выражению А.Белякова), а также крови и воды, вышедших из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство преп. Иоанна Дамаскина и преп. Романа Сладкопевца восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что, хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов.

Поэтому тема «огненного ребра», общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца, может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного происхождения.
О воистину

похвального Фомы

страшного дерзновения!

Дерзновенно бо коснуся ребра

Божественным огнем блистающа. (6 песнь 3 тропарь)

Вероятно, это тема была заимствована из более раннего кондака на Воскресение, написанного св. Романом Сладкопевцем (+560), где она выражена еще более ярко:

Τίς ἐφύλαξε τὴν τοῦ μαθητοῦ παλάμην τότε ἀχώνευτον,

ὅτε τῇ πυρίνῃ πλευρᾷ προσῆλθε τοῦ Κυρίου

Τίς ἔδωκε ταύτῃ τόνον, καὶ ἴσχυσε ψηλαφῆσαι

φλόγεον ὀστοῦν Πάντως ἡ ψηλαφηθεῖσα.

Εἰ μὴ γὰρ ἡ πλευρὰ δύναμιν ἐχορήγησε,

πηλίνη δεξιὰ πῶς εἶχε ψηλαφῆσαι

παθήματα σαλεύσαντα τὰ ἄνω καὶ τὰ κάτω

Кто сохрани ученика длань неопаленну

егда огенному ребру приближися Господа

Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися

огненной кости? Если не осязанное

ребро силу дарова

перстней деснице, како имаше коснутися

страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя?

Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы как бы от некоего огня, очень «тонкого и умного» (по выражению А.Белякова), а также крови и воды, вышедших из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство преп. Иоанна Дамаскина и преп. Романа Сладкопевца восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что, хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов.

Поэтому тема «огненного ребра», общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца, может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного происхождения.
У записи 1 лайков,
0 репостов,
189 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям