Хорошая статья на Неделю о расслабленном.
Размышления у Овечьих ворот
Особое восхищение и даже своего рода благоговение вызывают люди, достойно пережившие или переживающие какое-либо горе или болезнь. В таких случаях даже первый взгляд усматривает: се, человек. Посмотрите на фотографию женщины, потерявшей в Великую Отечественную своих девятерых сыновей. Посмотрите в ее глаза. В них нет отчаяния, а есть выстраданная мудрость и смирение. В таком взгляде можно встретить Бога. Подобным, увы, довольно редким взглядом отличаются и люди тяжело болящие, те из них, которые силой веры победили неизбежный в таких случаях дух уныния, печали и зависти. Священник или врач иногда встречают таковых на своем поприще. Когда это происходит, то уходишь потом от такого больного с благодарностью Богу за полученный урок. И не только благодарный уходишь, но и будто окрыленный, так что свой крест уже не кажется таким неподъемным. Это еще одна особенность этих подвижников. Очень яркий пример – преподобный Амвросий Оптинский, прикованный к одру и поднимавший с одра духовного своих посетителей.
Если тебе посчастливилось встретить такого человека на своем пути, ты невольно озадачишься вопросом: откуда у человека такая сила духа? Где он набрался столько терпения? И, что самое важное, почему я не нахожу этого в себе? Разгадку подобных «загадочных» людей стоит поискать в области осмысления ими своего положения. Можно ведь постоянно захлебываться чувствами саможаления, ропота и зависти: почему все это со мной? А можно как преподобный Амвросий, который в ответ на выражаемое сочувствие: «Батюшка, вы все время лежите», отвечал: «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу!» То есть молитва к Богу, размышление о Нем наполняли его духовный мир таким глубоким смыслом и содержанием, что не оставалось места унынию или ропоту. Подобное находим и в житии блаженной Матроны. Когда мать, жалея ее, говорила: «Дитя ты мое несчастное», Матрона удивлялась и отвечала: «Я-то несчастная? Это у тебя Ваня несчастный да Миша».
Хорошую иллюстрацию спасительного осмысления тяжкой болезни находим и у Тургенева в его «Живых мощах». Там молодая девушка Лукерья, семь лет прикованная к постели, так рассуждает о себе в беседе с барином: «Лгать не хочу – сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает.
– Это каким же образом?
– А у иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? – многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел… А то я молитвы читаю, – продолжала, отдохнув немного, Лукерья. – Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест – значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» – да и опять полеживаю себе безо всякой думочки. И ничего!» Когда Лукерья встречалась с проявлением сострадания к себе, то реагировала подобно блаженной Матроне: «Как погляжу я, барин, на вас, – начала она снова, – очень вам меня жалко. А вы меня не слишком жалейте, право! Я вам, например, что скажу: я иногда и теперь… Вы ведь помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка!.. так знаете что? Я и теперь песни пою».
Подобным духовным устроением, похоже, отличался и расслабленный, исцеленный Господом в купальне у Овечьих ворот в Иерусалиме. И вообще, эта история заслуживает нашего особенного внимания не только как содержащая потрясающие уроки осмысления болезней, но и как говорящая о взаимосвязи греха и страдания. Уже в самом начале повествования, когда Господь подходит к человеку, почти прикованному к постели не одно десятилетие, у вдумчивого читателя возникает недоумение, вызванное вопросом Господа этому больному: «Хочешь ли ты быть здоров?» На первый взгляд это может звучать даже как насмешка. Человек лежит практически обездвиженный 38 лет. И вопрос о том, хочет ли он быть здоровым, в устах любого другого вопрошающего мог бы показаться издевательством. Но, конечно, невозможно представить, чтобы Господь издевался над страждущим человеком. Так каков же смысл этого вопроса? Безусловно, вопрос этот не праздный. Господь хотел открыть внутреннее состояние этого больного, которое стало основанием для исцеления именно его, а не других, которые во множестве здесь лежали. Ответ на вопрос Господа (да, хочу…) открывает благородство и даже определенную духовную высоту этого расслабленного. Во-первых, очевидно, что он, пребывая очень долго в болезни, не озлобился ни на людей, ни на Бога. В противном случае он бы обрушился с проклятьями и на Задающего столь «глупый» вопрос, и на тех, кто всегда его обгоняет на пути к купальне. Ничего этого мы не видим.
Во-вторых, расслабленный отвечает, что хочет выздороветь. Это очень важный ответ. Несмотря на почти полувековую болезнь, он не отчаялся, не потерял надежды на выздоровление и еще хотел быть здоровым.
И вот здесь для нас первый очень важный урок всего повествования. Право на чудо имеет только тот, кто при обилии скорбей, болезней и испытаний сохраняет незлобие и непоколебимую надежду на милосердие Бога. Имеет надежду на исцеление души и тела лишь тот, кто с истинным разумом воспринимает все, случающееся с ним. Как нам уподобиться этому расслабленному? Очевидно, что этот больной имел некую духовную опору, позволяющую сохранить подобную стойкость. Для нас такой опорой может стать глубокое осмысление причин и целей случающихся с нами скорбей. Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если, при постигших его печалях, немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь! егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет». Лишь подобное осмысление взаимосвязи греха и страдания может помочь человеку со смирением и надеждой на Бога проходить свой скорбный жизненный путь.
Однако возможно ли это в современной жизни, а не только в евангельской истории? Возможно ли, перенося тяжкие испытания, мучительные страдания на протяжении многих лет, оставаться искренне верующим и смиренным человеком? Нынешнее время с его чрезвычайно умножающимися и помолодевшими заболеваниями особенно остро ставит подобный вопрос. И на него мы без колебаний можем ответить: да, возможно. И речь не идет исключительно о священнослужителях или монахах, обязанных являть собой пример терпеливого несения своего креста. Даже среди простых мирян встречаются сегодня удивительные люди, сумевшие сохранить жизнерадостность и незлобие, проведя жизнь в горниле страданий. По милости Божией мне доводилось встречать таких людей. И один из них – он и сейчас жив – пребывает в таком же расслаблении, как и герой евангельского повествования, не 38 лет, а с 4 годиков, когда с ним случился инсульт, и до сего дня (а сегодня ему уже за 80). И от этого дедушки никто никогда не слышал слов злобы или ропота. Он будто искрится радостью, и на его всегда приветливом лице неизменная улыбка. Даже сейчас, когда немногочисленные близкие избавились от него, передав в дом престарелых. И, когда я спрашивал его, как он отнесся к такому решению родственников, он отвечал: «Мне, конечно, немного обидно, но что же поделаешь». И ни тени озлобленности или осуждения! Господь еще дает нам в пример таких евангельских расслабленных, пусть их и немного, надо только суметь их увидеть.
Однако вернемся к евангельскому повествованию. Второй очень важный урок Евангелие преподает нам в конце рассказа. Встретив исцеленного больного после в храме, Господь сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Здесь – указывание на непосредственную связь между грехами и физическими болезнями человека. Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этих словах Господа, объясняет, что грех, нанося рану душе, уже по причине взаимосвязи души и тела поражает и тело человека. «Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Таин; и чем труднее была болезнь,
Размышления у Овечьих ворот
Особое восхищение и даже своего рода благоговение вызывают люди, достойно пережившие или переживающие какое-либо горе или болезнь. В таких случаях даже первый взгляд усматривает: се, человек. Посмотрите на фотографию женщины, потерявшей в Великую Отечественную своих девятерых сыновей. Посмотрите в ее глаза. В них нет отчаяния, а есть выстраданная мудрость и смирение. В таком взгляде можно встретить Бога. Подобным, увы, довольно редким взглядом отличаются и люди тяжело болящие, те из них, которые силой веры победили неизбежный в таких случаях дух уныния, печали и зависти. Священник или врач иногда встречают таковых на своем поприще. Когда это происходит, то уходишь потом от такого больного с благодарностью Богу за полученный урок. И не только благодарный уходишь, но и будто окрыленный, так что свой крест уже не кажется таким неподъемным. Это еще одна особенность этих подвижников. Очень яркий пример – преподобный Амвросий Оптинский, прикованный к одру и поднимавший с одра духовного своих посетителей.
Если тебе посчастливилось встретить такого человека на своем пути, ты невольно озадачишься вопросом: откуда у человека такая сила духа? Где он набрался столько терпения? И, что самое важное, почему я не нахожу этого в себе? Разгадку подобных «загадочных» людей стоит поискать в области осмысления ими своего положения. Можно ведь постоянно захлебываться чувствами саможаления, ропота и зависти: почему все это со мной? А можно как преподобный Амвросий, который в ответ на выражаемое сочувствие: «Батюшка, вы все время лежите», отвечал: «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу!» То есть молитва к Богу, размышление о Нем наполняли его духовный мир таким глубоким смыслом и содержанием, что не оставалось места унынию или ропоту. Подобное находим и в житии блаженной Матроны. Когда мать, жалея ее, говорила: «Дитя ты мое несчастное», Матрона удивлялась и отвечала: «Я-то несчастная? Это у тебя Ваня несчастный да Миша».
Хорошую иллюстрацию спасительного осмысления тяжкой болезни находим и у Тургенева в его «Живых мощах». Там молодая девушка Лукерья, семь лет прикованная к постели, так рассуждает о себе в беседе с барином: «Лгать не хочу – сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась – ничего; иным еще хуже бывает.
– Это каким же образом?
– А у иного и пристанища нет! А иной – слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду – мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? – многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел… А то я молитвы читаю, – продолжала, отдохнув немного, Лукерья. – Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест – значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» – да и опять полеживаю себе безо всякой думочки. И ничего!» Когда Лукерья встречалась с проявлением сострадания к себе, то реагировала подобно блаженной Матроне: «Как погляжу я, барин, на вас, – начала она снова, – очень вам меня жалко. А вы меня не слишком жалейте, право! Я вам, например, что скажу: я иногда и теперь… Вы ведь помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка!.. так знаете что? Я и теперь песни пою».
Подобным духовным устроением, похоже, отличался и расслабленный, исцеленный Господом в купальне у Овечьих ворот в Иерусалиме. И вообще, эта история заслуживает нашего особенного внимания не только как содержащая потрясающие уроки осмысления болезней, но и как говорящая о взаимосвязи греха и страдания. Уже в самом начале повествования, когда Господь подходит к человеку, почти прикованному к постели не одно десятилетие, у вдумчивого читателя возникает недоумение, вызванное вопросом Господа этому больному: «Хочешь ли ты быть здоров?» На первый взгляд это может звучать даже как насмешка. Человек лежит практически обездвиженный 38 лет. И вопрос о том, хочет ли он быть здоровым, в устах любого другого вопрошающего мог бы показаться издевательством. Но, конечно, невозможно представить, чтобы Господь издевался над страждущим человеком. Так каков же смысл этого вопроса? Безусловно, вопрос этот не праздный. Господь хотел открыть внутреннее состояние этого больного, которое стало основанием для исцеления именно его, а не других, которые во множестве здесь лежали. Ответ на вопрос Господа (да, хочу…) открывает благородство и даже определенную духовную высоту этого расслабленного. Во-первых, очевидно, что он, пребывая очень долго в болезни, не озлобился ни на людей, ни на Бога. В противном случае он бы обрушился с проклятьями и на Задающего столь «глупый» вопрос, и на тех, кто всегда его обгоняет на пути к купальне. Ничего этого мы не видим.
Во-вторых, расслабленный отвечает, что хочет выздороветь. Это очень важный ответ. Несмотря на почти полувековую болезнь, он не отчаялся, не потерял надежды на выздоровление и еще хотел быть здоровым.
И вот здесь для нас первый очень важный урок всего повествования. Право на чудо имеет только тот, кто при обилии скорбей, болезней и испытаний сохраняет незлобие и непоколебимую надежду на милосердие Бога. Имеет надежду на исцеление души и тела лишь тот, кто с истинным разумом воспринимает все, случающееся с ним. Как нам уподобиться этому расслабленному? Очевидно, что этот больной имел некую духовную опору, позволяющую сохранить подобную стойкость. Для нас такой опорой может стать глубокое осмысление причин и целей случающихся с нами скорбей. Вот что пишет об этом святитель Игнатий: «Что скажем мы, грешные, о встречающихся нам скорбях? Какая, во-первых, начальная причина их? Начальная причина страданий человеческих – грех, и очень правильно поступит всякий грешник, если, при постигших его печалях, немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в грехах, обвинит грехи свои, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это – милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтоб они опомнились, чтоб они остановились среди неудержимого увлечения своего, вспомнили о вечности, о своих отношениях к ней, вспомнили о Боге, о своих обязанностях к Нему. Скорби, попускаемые грешникам, служат признаком, что эти грешники еще не забыты, не отвержены Богом, что усматривается в них способность к покаянию, исправлению и спасению. Грешники, наказуемые Богом, ободритесь! егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет». Лишь подобное осмысление взаимосвязи греха и страдания может помочь человеку со смирением и надеждой на Бога проходить свой скорбный жизненный путь.
Однако возможно ли это в современной жизни, а не только в евангельской истории? Возможно ли, перенося тяжкие испытания, мучительные страдания на протяжении многих лет, оставаться искренне верующим и смиренным человеком? Нынешнее время с его чрезвычайно умножающимися и помолодевшими заболеваниями особенно остро ставит подобный вопрос. И на него мы без колебаний можем ответить: да, возможно. И речь не идет исключительно о священнослужителях или монахах, обязанных являть собой пример терпеливого несения своего креста. Даже среди простых мирян встречаются сегодня удивительные люди, сумевшие сохранить жизнерадостность и незлобие, проведя жизнь в горниле страданий. По милости Божией мне доводилось встречать таких людей. И один из них – он и сейчас жив – пребывает в таком же расслаблении, как и герой евангельского повествования, не 38 лет, а с 4 годиков, когда с ним случился инсульт, и до сего дня (а сегодня ему уже за 80). И от этого дедушки никто никогда не слышал слов злобы или ропота. Он будто искрится радостью, и на его всегда приветливом лице неизменная улыбка. Даже сейчас, когда немногочисленные близкие избавились от него, передав в дом престарелых. И, когда я спрашивал его, как он отнесся к такому решению родственников, он отвечал: «Мне, конечно, немного обидно, но что же поделаешь». И ни тени озлобленности или осуждения! Господь еще дает нам в пример таких евангельских расслабленных, пусть их и немного, надо только суметь их увидеть.
Однако вернемся к евангельскому повествованию. Второй очень важный урок Евангелие преподает нам в конце рассказа. Встретив исцеленного больного после в храме, Господь сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Здесь – указывание на непосредственную связь между грехами и физическими болезнями человека. Святитель Феофан Затворник, рассуждая об этих словах Господа, объясняет, что грех, нанося рану душе, уже по причине взаимосвязи души и тела поражает и тело человека. «Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога – Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Таин; и чем труднее была болезнь,
Good article on the week of relaxed.
Reflections at the Sheep Gate
Special admiration and even a kind of reverence are caused by people who have worthily survived or are experiencing any kind of grief or illness. In such cases, even a first glance is seen: behold, man. Look at the photo of a woman who lost her nine sons in World War II. Look into her eyes. There is no despair in them, but wounded wisdom and humility. In this view, you can meet God. Alas, a rather rare look differs in people who are seriously ill, those of them who, by force of faith, defeated the spirit of gloom, inevitable in such cases, sadness and envy. A priest or a doctor sometimes meets those in their field. When this happens, then you leave from such a patient with gratitude to God for the lesson. And you leave not only the grateful, but also as if inspired, so that your cross does not seem so overwhelming anymore. This is another feature of these ascetics. A very vivid example is the Monk Ambrose of Optina, chained to a bed and raising his visitors from the spiritual bed.
If you are lucky enough to meet such a person on your way, you will involuntarily be puzzled by the question: where does a person have such fortitude? Where did he get so much patience? And, most importantly, why don't I find this in myself? The answer to these "mysterious" people is to look for in the field of understanding of their situation. After all, one can constantly choke with feelings of self-pity, grumble and envy: why is all this with me? But it’s possible as the Monk Ambrose, who, in response to the expressed sympathy: “Father, you lie all the time”, answered: “Though I lie, I look at God!” That is, a prayer to God, reflection on Him filled his spiritual world with such deep meaning and content that there was no room for despondency or murmur. We find a similar thing in the life of the blessed Matrona. When the mother, pitying her, said: “You are my unhappy child,” Matrona was surprised and answered: “Am I unhappy? It’s your unfortunate Vanya and Misha. ”
We find a good illustration of the saving understanding of a serious illness in Turgenev’s in his “Living relics”. There, a young girl of Lukerya, bedridden for seven years, argues about herself in an interview with the master: “I do not want to lie - at first it was very languid; and then got used to it, suffered - nothing; otherwise it gets worse.
- This is how?
“But the other has no refuge!” And another - blind or deaf! And, thank God, I see perfectly and hear everything, everything. The mole rummages under the earth - I hear that. And I can smell every one, the weakest one! Buckwheat in the field will bloom or linden in the garden - I don’t have to say: I am the first to hear. If only a breeze pulled from there. No, what is God's anger? - it happens much worse than mine. At least take it: another healthy person can sin very easily; and sin itself has departed from me ... And then I read prayers, ”Lukerya continued, having rested a little. “Only a little I know them, these very prayers.” And what will I become bored with the Lord God? What can I ask him about? He knows better than me what I need. He sent me a cross - that means he loves me. So we are commanded to understand this. I will read “Our Father”, “Theotokos”, an akathist to “To all who mourn” - and again I lie to myself without any thought. And nothing! ”When Lukerya met with a manifestation of compassion for herself, she reacted like a blessed Matron:“ As I look, gentleman, at you, ”she began again,“ I feel very sorry for you. And you do not spare me too much, right! For example, I’ll tell you: I sometimes now ... Do you remember how fun I was at one time? Boy-girl! .. so you know what? I now sing songs. ”
A similar spiritual dispensation seems to have been distinguished by the relaxed, healed by the Lord in the bathhouse at the Sheep Gate in Jerusalem. And in general, this story deserves our special attention not only as containing amazing lessons in understanding illnesses, but also as speaking of the relationship of sin and suffering. At the very beginning of the story, when the Lord approaches a person who has been almost bedridden for decades, the thoughtful reader is perplexed by the Lord’s question to this patient: “Do you want to be healthy?” At first glance, this may even sound like a mockery. A person lies practically immobilized for 38 years. And the question of whether he wants to be healthy, in the mouth of any other questioner, might seem like a mockery. But, of course, it is impossible to imagine that the Lord would mock a suffering person. So what is the point of this question? Of course, this question is not idle. The Lord wanted to discover the internal state of this patient, which became the basis for the healing of him, and not others who lay here in a multitude. The answer to the Lord’s question (yes, I want ...) reveals the nobility and even a certain spiritual height of this relaxed one. Firstly, it is obvious that he, being very long in illness, was not embittered either by people or by God. Otherwise, he would have cursed both the Asker of such a “stupid” question and those who always overtake him
Reflections at the Sheep Gate
Special admiration and even a kind of reverence are caused by people who have worthily survived or are experiencing any kind of grief or illness. In such cases, even a first glance is seen: behold, man. Look at the photo of a woman who lost her nine sons in World War II. Look into her eyes. There is no despair in them, but wounded wisdom and humility. In this view, you can meet God. Alas, a rather rare look differs in people who are seriously ill, those of them who, by force of faith, defeated the spirit of gloom, inevitable in such cases, sadness and envy. A priest or a doctor sometimes meets those in their field. When this happens, then you leave from such a patient with gratitude to God for the lesson. And you leave not only the grateful, but also as if inspired, so that your cross does not seem so overwhelming anymore. This is another feature of these ascetics. A very vivid example is the Monk Ambrose of Optina, chained to a bed and raising his visitors from the spiritual bed.
If you are lucky enough to meet such a person on your way, you will involuntarily be puzzled by the question: where does a person have such fortitude? Where did he get so much patience? And, most importantly, why don't I find this in myself? The answer to these "mysterious" people is to look for in the field of understanding of their situation. After all, one can constantly choke with feelings of self-pity, grumble and envy: why is all this with me? But it’s possible as the Monk Ambrose, who, in response to the expressed sympathy: “Father, you lie all the time”, answered: “Though I lie, I look at God!” That is, a prayer to God, reflection on Him filled his spiritual world with such deep meaning and content that there was no room for despondency or murmur. We find a similar thing in the life of the blessed Matrona. When the mother, pitying her, said: “You are my unhappy child,” Matrona was surprised and answered: “Am I unhappy? It’s your unfortunate Vanya and Misha. ”
We find a good illustration of the saving understanding of a serious illness in Turgenev’s in his “Living relics”. There, a young girl of Lukerya, bedridden for seven years, argues about herself in an interview with the master: “I do not want to lie - at first it was very languid; and then got used to it, suffered - nothing; otherwise it gets worse.
- This is how?
“But the other has no refuge!” And another - blind or deaf! And, thank God, I see perfectly and hear everything, everything. The mole rummages under the earth - I hear that. And I can smell every one, the weakest one! Buckwheat in the field will bloom or linden in the garden - I don’t have to say: I am the first to hear. If only a breeze pulled from there. No, what is God's anger? - it happens much worse than mine. At least take it: another healthy person can sin very easily; and sin itself has departed from me ... And then I read prayers, ”Lukerya continued, having rested a little. “Only a little I know them, these very prayers.” And what will I become bored with the Lord God? What can I ask him about? He knows better than me what I need. He sent me a cross - that means he loves me. So we are commanded to understand this. I will read “Our Father”, “Theotokos”, an akathist to “To all who mourn” - and again I lie to myself without any thought. And nothing! ”When Lukerya met with a manifestation of compassion for herself, she reacted like a blessed Matron:“ As I look, gentleman, at you, ”she began again,“ I feel very sorry for you. And you do not spare me too much, right! For example, I’ll tell you: I sometimes now ... Do you remember how fun I was at one time? Boy-girl! .. so you know what? I now sing songs. ”
A similar spiritual dispensation seems to have been distinguished by the relaxed, healed by the Lord in the bathhouse at the Sheep Gate in Jerusalem. And in general, this story deserves our special attention not only as containing amazing lessons in understanding illnesses, but also as speaking of the relationship of sin and suffering. At the very beginning of the story, when the Lord approaches a person who has been almost bedridden for decades, the thoughtful reader is perplexed by the Lord’s question to this patient: “Do you want to be healthy?” At first glance, this may even sound like a mockery. A person lies practically immobilized for 38 years. And the question of whether he wants to be healthy, in the mouth of any other questioner, might seem like a mockery. But, of course, it is impossible to imagine that the Lord would mock a suffering person. So what is the point of this question? Of course, this question is not idle. The Lord wanted to discover the internal state of this patient, which became the basis for the healing of him, and not others who lay here in a multitude. The answer to the Lord’s question (yes, I want ...) reveals the nobility and even a certain spiritual height of this relaxed one. Firstly, it is obvious that he, being very long in illness, was not embittered either by people or by God. Otherwise, he would have cursed both the Asker of such a “stupid” question and those who always overtake him
У записи 9 лайков,
1 репостов,
293 просмотров.
1 репостов,
293 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко