Одежды Бога и человека
Господь воцарися, в лепоту облечеся, – слышим мы прокимен на воскресном Всенощном бдении. Этот стих из Псалтири понимается церковными толкователями как пророчество о воскресении Христа, потому и звучит на богослужении каждого воскресного дня. Интересно, что псалмопевец здесь использует образ одевания Бога в различные одежды: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс. 92, 1). Воцарившись (воскреснув), Христос облекается в красоту и силу Своей Божественной славы, как бы сокрытой до Его Воскресения. Он препоясывается, что в древнем мире означало завершение одевания. Препоясывание Господа можно понимать как окончательное «низложение сопротивных сил», полную победу Христа над врагами Бога и человека. Иисус, облеченный в красоту и силу, есть Царь вселенной, которую Он утвердил так, что ее никто не может поколебать или разрушить.
В Священном Писании довольно часто используется образ одевания Бога в те или иные одежды, что подчеркивает разные грани Божией славы и совершенства или указывает на какие-то действия Бога в отношении людей. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою (Пс. 103, 1–2), – поет Давид Всевышнему. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59, 17), – проповедует Исаия. Конечно же, пророческие слова об одевании Бога вовсе не значат, что Бог меняется или приобретает то, чего раньше не имел. Господь совершенен и не нуждается в изменении. Как уже было сказано, подобные места Библии открывают нам Бога в Его действиях, направленных на спасение человечества; являют те или иные качества, присущие Божеству.
Совсем другое дело, когда Писание призывает одеться нас самих. В таком случае одежды будут означать какие-то добродетели, которые нам надлежит приобрести. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Здесь уже речь идет о нашем изменении, о перемене одежды греха на чистую одежду богоугодной жизни.
Писание не случайно призывает нас одеться. Действительно, христианство одевает людей, облекает в добродетели и святость. Грех же раздевает. Снимая с человека одежды добродетелей, грех оставляет его обнаженным, немощным, некрасивым. Недаром после Крещения человека облачают в белые одежды, которые символизируют духовную чистоту и обновление. Но грех снимает эти одежды благодати, и христианин превращается в голого короля. Все вокруг могут говорить, как он прекрасен и красив, как в известной сказке слуги короля говорили: «Какая замечательная одежда на государе, какая изысканная ткань!» – но на самом деле король был голым. Так и грешник в глазах Божиих остается голым и неказистым, хотя может мечтать о себе все что угодно и даже быть в почете среди людей. Подобно тому, как в Апокалипсисе Христос велит написать Ангелу Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк. 3, 17).
Именно об этом возвращении прежних одежд говорит следующее повеление Библии, довольно необычное: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Интересно, что данный совет апостола Павла предлагает нам Церковь накануне Великого поста, в Сыропустную неделю. Значит, этими словами Церковь призывает нас к покаянию. Вообще-то, все христиане уже некогда облеклись во Христа в таинстве Крещения. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), – поется в последовании таинства. Если мы однажды уже облеклись во Христа, крестившись, почему же Церковь вновь советует нам, крещеным людям, одеться во Христа? Ответ один – после Крещения мы утратили одежду Христовой благодати, согрешая. Снова приобрести эту одежду возможно только в таинстве Покаяния, которое недаром называют вторым Крещением. «Облечься во Христа» после Крещения означает покаяться.
А вот и еще одно место, связанное с одеждой. В послании к Ефесянам апостол Павел призывает христианина одеть на себя полную экипировку римского воина (см. Еф. 6, 11–17). Для чего это нужно? Для успешной борьбы против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Каждая деталь обмундирования получает у Павла свое толкование. Пояс – истина, броня – праведность, обувь – готовность к проповеди, щит – вера. Заканчивается одевание принятием шлема – спасения, и меча – слова Божьего. Вот он, настоящий христианин, – воин Христов, солдат Божьей армии, независимо от пола и возраста. Он защищен истиной и верой, превосходно владеет мечом божественных глаголов, готов выдержать атаку и атаковать. Увы, мы часто теряем воинское мироощущение христианина и воспринимаем духовную жизнь как сладкую конфету, до которой нужно добраться через шелестящую обертку молитвы и церковных таинств.
Иногда человека одевает Сам Господь. Бог препоясуяй мя силою (Пс. 17, 33); препоясал мя еси силою на брань (Пс. 17, 40), – поет Давид. Побеждающий облечется в белые одежды (Отк. 3, 5), – обещает Христос христианам Сардийской церкви, а также и всем, кто научится превозмогать диавольские козни и свои собственные страсти. А еще одежду у Бога можно купить. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей (Откр. 3, 18), – обращается Господь к Лаодикийской церкви, а через нее и ко всем нам, страдающим от духовной наготы и недостатка добродетелей. Сколько стоит одежда у Бога? Прейскуранта цен у Господа не существует – плати, сколько хочешь, но знай: в зависимости от того, какую цену мы принесем, так мы и оденемся. Отдашь Господу всего себя – оденешься богато, так что одежды надолго хватит. Пожалеешь себя, отдашь мало – оденешься легко, придет зима – замерзнешь.
Мотив одевания в новые одежды останется для нас актуальным и после смерти. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53), – обещает апостол Павел. Наше тленное тело станет нетленным, и смертная природа унаследует бессмертие, если мы при жизни облечемся в одежды добродетелей, предлагаемые нам Господом. Оденемся тут – нас оденут там. Поэтому в нашу жизнь необходимо призвать Христа, Который облечет нас в новые одежды святости и чистоты, чтобы мы не были с позором изгнаны с царского пира за неподходящее одеяние, но разделили небесное ликование со всеми его участниками. И для этого мы и живем, надеемся, верим, молимся, трудимся, радуемся о Христе Воскресшем, но в то же время и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5,2).
Сергей Комаров
Господь воцарися, в лепоту облечеся, – слышим мы прокимен на воскресном Всенощном бдении. Этот стих из Псалтири понимается церковными толкователями как пророчество о воскресении Христа, потому и звучит на богослужении каждого воскресного дня. Интересно, что псалмопевец здесь использует образ одевания Бога в различные одежды: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится (Пс. 92, 1). Воцарившись (воскреснув), Христос облекается в красоту и силу Своей Божественной славы, как бы сокрытой до Его Воскресения. Он препоясывается, что в древнем мире означало завершение одевания. Препоясывание Господа можно понимать как окончательное «низложение сопротивных сил», полную победу Христа над врагами Бога и человека. Иисус, облеченный в красоту и силу, есть Царь вселенной, которую Он утвердил так, что ее никто не может поколебать или разрушить.
В Священном Писании довольно часто используется образ одевания Бога в те или иные одежды, что подчеркивает разные грани Божией славы и совершенства или указывает на какие-то действия Бога в отношении людей. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою (Пс. 103, 1–2), – поет Давид Всевышнему. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59, 17), – проповедует Исаия. Конечно же, пророческие слова об одевании Бога вовсе не значат, что Бог меняется или приобретает то, чего раньше не имел. Господь совершенен и не нуждается в изменении. Как уже было сказано, подобные места Библии открывают нам Бога в Его действиях, направленных на спасение человечества; являют те или иные качества, присущие Божеству.
Совсем другое дело, когда Писание призывает одеться нас самих. В таком случае одежды будут означать какие-то добродетели, которые нам надлежит приобрести. Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3, 12). Облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Здесь уже речь идет о нашем изменении, о перемене одежды греха на чистую одежду богоугодной жизни.
Писание не случайно призывает нас одеться. Действительно, христианство одевает людей, облекает в добродетели и святость. Грех же раздевает. Снимая с человека одежды добродетелей, грех оставляет его обнаженным, немощным, некрасивым. Недаром после Крещения человека облачают в белые одежды, которые символизируют духовную чистоту и обновление. Но грех снимает эти одежды благодати, и христианин превращается в голого короля. Все вокруг могут говорить, как он прекрасен и красив, как в известной сказке слуги короля говорили: «Какая замечательная одежда на государе, какая изысканная ткань!» – но на самом деле король был голым. Так и грешник в глазах Божиих остается голым и неказистым, хотя может мечтать о себе все что угодно и даже быть в почете среди людей. Подобно тому, как в Апокалипсисе Христос велит написать Ангелу Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк. 3, 17).
Именно об этом возвращении прежних одежд говорит следующее повеление Библии, довольно необычное: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Интересно, что данный совет апостола Павла предлагает нам Церковь накануне Великого поста, в Сыропустную неделю. Значит, этими словами Церковь призывает нас к покаянию. Вообще-то, все христиане уже некогда облеклись во Христа в таинстве Крещения. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), – поется в последовании таинства. Если мы однажды уже облеклись во Христа, крестившись, почему же Церковь вновь советует нам, крещеным людям, одеться во Христа? Ответ один – после Крещения мы утратили одежду Христовой благодати, согрешая. Снова приобрести эту одежду возможно только в таинстве Покаяния, которое недаром называют вторым Крещением. «Облечься во Христа» после Крещения означает покаяться.
А вот и еще одно место, связанное с одеждой. В послании к Ефесянам апостол Павел призывает христианина одеть на себя полную экипировку римского воина (см. Еф. 6, 11–17). Для чего это нужно? Для успешной борьбы против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Каждая деталь обмундирования получает у Павла свое толкование. Пояс – истина, броня – праведность, обувь – готовность к проповеди, щит – вера. Заканчивается одевание принятием шлема – спасения, и меча – слова Божьего. Вот он, настоящий христианин, – воин Христов, солдат Божьей армии, независимо от пола и возраста. Он защищен истиной и верой, превосходно владеет мечом божественных глаголов, готов выдержать атаку и атаковать. Увы, мы часто теряем воинское мироощущение христианина и воспринимаем духовную жизнь как сладкую конфету, до которой нужно добраться через шелестящую обертку молитвы и церковных таинств.
Иногда человека одевает Сам Господь. Бог препоясуяй мя силою (Пс. 17, 33); препоясал мя еси силою на брань (Пс. 17, 40), – поет Давид. Побеждающий облечется в белые одежды (Отк. 3, 5), – обещает Христос христианам Сардийской церкви, а также и всем, кто научится превозмогать диавольские козни и свои собственные страсти. А еще одежду у Бога можно купить. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей (Откр. 3, 18), – обращается Господь к Лаодикийской церкви, а через нее и ко всем нам, страдающим от духовной наготы и недостатка добродетелей. Сколько стоит одежда у Бога? Прейскуранта цен у Господа не существует – плати, сколько хочешь, но знай: в зависимости от того, какую цену мы принесем, так мы и оденемся. Отдашь Господу всего себя – оденешься богато, так что одежды надолго хватит. Пожалеешь себя, отдашь мало – оденешься легко, придет зима – замерзнешь.
Мотив одевания в новые одежды останется для нас актуальным и после смерти. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53), – обещает апостол Павел. Наше тленное тело станет нетленным, и смертная природа унаследует бессмертие, если мы при жизни облечемся в одежды добродетелей, предлагаемые нам Господом. Оденемся тут – нас оденут там. Поэтому в нашу жизнь необходимо призвать Христа, Который облечет нас в новые одежды святости и чистоты, чтобы мы не были с позором изгнаны с царского пира за неподходящее одеяние, но разделили небесное ликование со всеми его участниками. И для этого мы и живем, надеемся, верим, молимся, трудимся, радуемся о Христе Воскресшем, но в то же время и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5,2).
Сергей Комаров
The clothes of God and man
The Lord reign, clothed himself in a mockery - we hear prokimen at the Sunday All-Night Vigil. This verse from the Psalms is understood by church interpreters as a prophecy about the resurrection of Christ, and therefore it sounds at the service of every Sunday day. It is interesting that the psalmist here uses the image of dressing God in various clothes: the Lord reign, clothed himself in a fashion: the Lord put on strength and girdled, for establish the universe, it does not even move (Psalm 92, 1). Having reigned (risen), Christ is clothed in the beauty and power of His Divine glory, as if hidden before His Resurrection. He belted what in the ancient world meant the completion of dressing. The girdle of the Lord can be understood as the final “deposition of resistance forces”, the complete victory of Christ over the enemies of God and man. Jesus, clothed in beauty and power, is the King of the universe, which He has established so that no one can shake or destroy it.
The scripture often uses the image of dressing God in one or another garment, which emphasizes the different facets of God's glory and perfection or points to some actions of God in relation to people. You are clothed with glory and greatness; You dress with light like a robe (Psalm 103, 1-2), - David sings to the Almighty. And He laid on Himself the truth, like armor, and the helmet of salvation on His head; and put on the robe of vengeance, as in a robe, and covered himself with jealousy, like a cloak (Isa. 59, 17), Isaiah preaches. Of course, the prophetic words about dressing God do not at all mean that God is changing or acquiring what he did not have before. The Lord is perfect and does not need to be changed. As already mentioned, such places of the Bible reveal to us God in His actions aimed at the salvation of mankind; are those or other qualities inherent in the Divine.
It is quite another thing when the Scripture calls to dress ourselves. In this case, the clothes will mean some virtues that we have to acquire. Put on the humble wisdom, because God resists the proud, but gives grace to the humble (1 Pet. 5, 5). Put on yourselves, as the elect of God, saints and lovers, in mercy, goodness, humble wisdom, meekness, longsuffering (Col. 3, 12). Put on your love, which is the totality of perfection (Col. 3, 14). Here we are talking about our change, about changing the clothes of sin to clean clothes of a God-pleasing life.
Scripture does not call us to get dressed. Indeed, Christianity dresses people, vests in virtues and holiness. Sin strips. Taking off a man’s clothes of virtues, sin leaves him naked, weak, ugly. Not without reason after Baptism, people are dressed in white robes that symbolize spiritual purity and renewal. But sin removes these garments of grace, and the Christian turns into a naked king. Everyone around can say how beautiful and handsome he is, as in the famous fairy tale, the king’s servants said: “What a wonderful dress on the sovereign, what a fine cloth!” - but in fact the king was naked. So the sinner in the eyes of God remains naked and ugly, although he can dream anything about himself and even be held in high esteem among people. Just as in the Apocalypse, Christ orders to write to the Angel of the Laodicean Church: “You say:“ I am rich, rich, and have no need ”; but you don’t know that you are unhappy, and miserable, and poor, and blind, and naked ”(Rev. 3, 17).
It is about this return of former garments that the following Bible command speaks, which is rather unusual: Put on the Lord Jesus Christ, and don’t turn the cares of the flesh into lusts (Rom. 13, 14). Interestingly, this advice of the Apostle Paul offers us the Church on the eve of Lent, in the Cheese Week. So, with these words the Church calls us to repentance. In fact, all Christians were once clothed in Christ in the sacrament of Baptism. All of you who were baptized into Christ are clothed in Christ (Gal. 3, 27), - it is sung in the sacrament. If we once clothed ourselves in Christ by baptism, why does the Church again advise us baptized people to dress in Christ? There is only one answer - after Baptism, we lost the clothing of Christ's grace by sinning. Again, these clothes can only be purchased in the sacrament of Penance, which is not without reason called the second Baptism. “Put on Christ” after Baptism means repentance.
And here is another place related to clothing. In the Epistle to the Ephesians, the apostle Paul urges the Christian to put on the full outfit of a Roman warrior (see Ephesians 6, 11–17). What is it for? For a successful struggle against the authorities, against the authorities, against the rulers of the darkness of this world, against the spirits of wickedness under heaven (Eph. 6, 12). Every detail of the uniform receives its interpretation from Paul. The belt is truth, the armor is righteousness, the shoes are readiness for sermon, the shield is faith. Dressing ends with the acceptance of the helmet - salvation, and the sword - the word of God. Here he is, a true Christian - a warrior of Christ, a soldier of God's army, regardless of gender and age. He is protected by truth and faith, perfectly wields the sword of divine verbs, is ready to withstand the attack and attack. Alas, we are frequent
The Lord reign, clothed himself in a mockery - we hear prokimen at the Sunday All-Night Vigil. This verse from the Psalms is understood by church interpreters as a prophecy about the resurrection of Christ, and therefore it sounds at the service of every Sunday day. It is interesting that the psalmist here uses the image of dressing God in various clothes: the Lord reign, clothed himself in a fashion: the Lord put on strength and girdled, for establish the universe, it does not even move (Psalm 92, 1). Having reigned (risen), Christ is clothed in the beauty and power of His Divine glory, as if hidden before His Resurrection. He belted what in the ancient world meant the completion of dressing. The girdle of the Lord can be understood as the final “deposition of resistance forces”, the complete victory of Christ over the enemies of God and man. Jesus, clothed in beauty and power, is the King of the universe, which He has established so that no one can shake or destroy it.
The scripture often uses the image of dressing God in one or another garment, which emphasizes the different facets of God's glory and perfection or points to some actions of God in relation to people. You are clothed with glory and greatness; You dress with light like a robe (Psalm 103, 1-2), - David sings to the Almighty. And He laid on Himself the truth, like armor, and the helmet of salvation on His head; and put on the robe of vengeance, as in a robe, and covered himself with jealousy, like a cloak (Isa. 59, 17), Isaiah preaches. Of course, the prophetic words about dressing God do not at all mean that God is changing or acquiring what he did not have before. The Lord is perfect and does not need to be changed. As already mentioned, such places of the Bible reveal to us God in His actions aimed at the salvation of mankind; are those or other qualities inherent in the Divine.
It is quite another thing when the Scripture calls to dress ourselves. In this case, the clothes will mean some virtues that we have to acquire. Put on the humble wisdom, because God resists the proud, but gives grace to the humble (1 Pet. 5, 5). Put on yourselves, as the elect of God, saints and lovers, in mercy, goodness, humble wisdom, meekness, longsuffering (Col. 3, 12). Put on your love, which is the totality of perfection (Col. 3, 14). Here we are talking about our change, about changing the clothes of sin to clean clothes of a God-pleasing life.
Scripture does not call us to get dressed. Indeed, Christianity dresses people, vests in virtues and holiness. Sin strips. Taking off a man’s clothes of virtues, sin leaves him naked, weak, ugly. Not without reason after Baptism, people are dressed in white robes that symbolize spiritual purity and renewal. But sin removes these garments of grace, and the Christian turns into a naked king. Everyone around can say how beautiful and handsome he is, as in the famous fairy tale, the king’s servants said: “What a wonderful dress on the sovereign, what a fine cloth!” - but in fact the king was naked. So the sinner in the eyes of God remains naked and ugly, although he can dream anything about himself and even be held in high esteem among people. Just as in the Apocalypse, Christ orders to write to the Angel of the Laodicean Church: “You say:“ I am rich, rich, and have no need ”; but you don’t know that you are unhappy, and miserable, and poor, and blind, and naked ”(Rev. 3, 17).
It is about this return of former garments that the following Bible command speaks, which is rather unusual: Put on the Lord Jesus Christ, and don’t turn the cares of the flesh into lusts (Rom. 13, 14). Interestingly, this advice of the Apostle Paul offers us the Church on the eve of Lent, in the Cheese Week. So, with these words the Church calls us to repentance. In fact, all Christians were once clothed in Christ in the sacrament of Baptism. All of you who were baptized into Christ are clothed in Christ (Gal. 3, 27), - it is sung in the sacrament. If we once clothed ourselves in Christ by baptism, why does the Church again advise us baptized people to dress in Christ? There is only one answer - after Baptism, we lost the clothing of Christ's grace by sinning. Again, these clothes can only be purchased in the sacrament of Penance, which is not without reason called the second Baptism. “Put on Christ” after Baptism means repentance.
And here is another place related to clothing. In the Epistle to the Ephesians, the apostle Paul urges the Christian to put on the full outfit of a Roman warrior (see Ephesians 6, 11–17). What is it for? For a successful struggle against the authorities, against the authorities, against the rulers of the darkness of this world, against the spirits of wickedness under heaven (Eph. 6, 12). Every detail of the uniform receives its interpretation from Paul. The belt is truth, the armor is righteousness, the shoes are readiness for sermon, the shield is faith. Dressing ends with the acceptance of the helmet - salvation, and the sword - the word of God. Here he is, a true Christian - a warrior of Christ, a soldier of God's army, regardless of gender and age. He is protected by truth and faith, perfectly wields the sword of divine verbs, is ready to withstand the attack and attack. Alas, we are frequent
У записи 4 лайков,
1 репостов,
287 просмотров.
1 репостов,
287 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко