Сети миродержца века сего. Погружаюсь задумчиво в рассматривание...

Сети миродержца века сего.

Погружаюсь задумчиво в рассматривание сетей диавола. Они расставлены вне и внутри человека. Одна сеть близко присоединена к другой; в иных местах сети стоят в несколько рядов; в других сделаны широкие отверстия, но которые ведут к самым многочисленным изгибам сетей, избавление из которых кажется уже невозможным. Глядя на многокозненные сети, рыдаю горько! Невольно повторяется во мне вопрос блаженного пустынножителя: “Господи! кто же может избавиться этих сетей”?

Расставлены сети для ума моего в различных книгах именующих себя светом, а содержащих в себе учение тьмы, написанных под явным, или прикрытым влиянием мрачного и всезлобного миродержца, из источника —разума, поврежденного грехопадением, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения, по выражение Апостола, писателями, которые без ума дмятся от ума плоти своея . Ближний мой, в любви к которому я должен искать спасения, соделывается для меня сетью, уловляющею меня в погибель, когда ум его уловлен сетями учения, мудрования лживых и льстивых. Мой собственный ум носит на себе печати падения, покрыт покрывалом мрака, заражен ядом лжи: сам он, обольщаемый миродержителем, расставляет для себя сети. Еще в раю стремился он неразборчиво и неосторожно к приобретению знания, для него гибельного, убийственного! По падении он сделался неразборчивее, опрометчивее: с дерзостью упивается чашею знания ядовитого, и тем решительно уничтожает в себе вкус и вожделение к Божественной чаше знания спасительного.

Для сердца моего сколько сетей! Вижу сети грубые и сети тонкие. Который из них назвать более опасными, более страшными? недоумеваю. Ловец искусен, — и кто ускользнет от сетей грубых, того он уловляет в сети тонкие. Конец ловитвы — один: погибель. Сети прикрыты всячески, с отличным искусством. Падение облечено во все виды торжества; человекоугодие, лицемерство, тщеславие — во все виды добродетели. Обман, темная прелесть, носят личину духовного, небесного. Любовь душевная, часто порочная, прикрыта наружность любви святой; сладость ложная, мечтательная, выдается за сладость духовную. Миродержец всеми средствами старается удержать человека в его падшем естестве: и этого довольно, без грубых грехопадений, чтоб соделать человека чуждым Бога. Грехопадения грубые вполне заменятся, по верным расчетам ловца, гордостным мнением о себе христианина, довольствующегося добродетелями падшего естества и вдавшегося в самообольщение, — этим отчуждившегося от Христа.

Для тела сколько сетей! оно само — какая сеть! как пользуется им миродержец! Посредством тела, снисходя его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к подобию скотов бессловесных. Какая пропасть! какое удаление, какое ниспадение от Божественного подобия! В эту глубокую, страшно далекую от Бога пропасть мы низвергаемся, когда предаемся грубым плотским наслаждениям, называемым, по их греховной тяжести, падениями. Но и менее грубые плотские наслаждения не менее пагубны. Ради их оставляется попечение о душе, забывается Бог, небо, вечность, назначение человека. Миродержитель старается содержать нас в непрестанном развлечении, омрачении, посредством наслаждений телесных! Чрез чувства, эти двери в душу, которыми она сообщается с видимыми миром, он непрестанно вводит в нее чувственное наслаждение, неразлучные с ним грех и плен. Громит в знаменитых земных концертах музыка, выражающая и возбуждающая различные страсти; эти страсти представлены на земных театрах, взволнованы в земных увеселениях: человек всеми возможными средствами приводится к наслаждению убившим его злом. В упоении им он забывает спасающее его добро Божественное и кровь Богочеловека, которою мы искуплены.

Вот слабое начертание сетей, расставленных миродержцем для уловления христиан. Начертание слабое, но едва ли оно не навело на вас, братия, справедливого ужаса, едва ли в душе вашей не родился вопрос: “Кто же может избежать этих сетей”?

Картина страшная еще не кончена! еще, еще возбуждается кисть моя, водимая Словом Божиим, к живописи.

Что гласит Слово Божие? Оно возвещает предсказание, сбывающееся в глазах наших, предсказание, что во времена последние, по причине умножения беззакония изсякнет любы многих. Неложное Слово Божие, более твердое нежели небо и земля, возвещает нам умножение в последние времена сетей диавольских и умножения числа погибающих в этих сетях.

Точно! гляжу на мир, — вижу: сети диавола умножились, в сравнении с временами первенствующей Церкви Христовой, умножились до бесконечности. Умножились книги, содержания лжеучение; умножились умы, содержащие и сообщающие другим лжеучение; умалились, умалились до крайности последователи святой Истины; усилилось уважение к добродетелям естественным, доступным для иудеев и язычников; явилось уважение к добродетелям прямо языческим, противным самому естеству, взирающему на них, как на зло; умалилось понятие о добродетелях христианских, не говорю уже как умалилось, почти уничтожилось, исполнение их на самом деле; развилась жизнь вещественная; исчезает жизнь духовная; наслаждения и попечения телесные пожирают все время; некогда даже вспомнить о Боге. И это все обращается в обязанность, в закон. От умножения беззакония изсякнет любы многих, и тех, которые удержались бы в любви к Богу, если б зло не было так всеобще, если б сети диавола не умножились до такой бесчисленности.

Справедлива была печаль блаженного Антония. Тем справедливее печаль христианина нынешних времен, при зрении сетей диавольских; основателен плачевный вопрос: “Господи! кто же из человеков может миновать эти сети и получить спасение”?

На вопрос преподобного пустынножителя последовал от Господа ответ: “Смиренномудрие минует эти сети, и они не могут даже прикоснуться к нему”.

Божественный ответ! как он отъемлет от сердца всякое сомнение, изображает в кратких словах верный способ победы над супостатом нашим, способ расторжения, уничтожения многоплетенных его козней, устроенных при помощи многолетней и многозлобной его опытности.

Оградим смирением ум, не позволяя ему стремиться безразборчиво, опрометчиво к приобретению знаний, как бы новость их и важность их заглавий ни приманивали нашей любознательности. Охраним его от испытания лжеучений, прикрытых именем и личиною христианского учения. Смирим его в послушание Церкви, низлагая всякое помышление, взимающееся на разум Христов, на разум Церкви. Прискорбен сначала для ума тесный путь послушания Церкви; но он выводит на широту и свободу разума духовного, пред которым исчезают все мнимые несообразности, находимые плотским и душевным разумом в точном повиновении Церкви. Не дозволим ему чтения о духовных предметах другого, кроме как в книгах, написанных писателями истинной Церкви, о которых сама Церковь засвидетельствовала, что они — органы Святого Духа. Читающий святых писателей неприметно приобщается обитающему в них и глаголющему ими Святому Духу; читающий сочинителей еретических, хотя бы они своим еретическим сонмищем и украшены были прозванием святых, приобщается лукавому духу прелести: за непослушание Церкви, в котором — гордость, он впадает в сети миродержителя.

Как поступить с сердцем? — Привьем к этой дикой маслине сучец от маслины плодовитой, привьем к нему свойства Христовы, приучим его к смирению евангельскому, будем принуждать насильно к принятию воли Евангелия. Увидев его разногласие с Евангелием, непрестанное противоречие, непокорность Евангелию, увидим в этом противодействии, как в зеркале, наше падение. Увидев падение наше, восплачем о нем пред Господом, Создателем нашим и Искупителем, возболим печалью спасительною; дотоле будем пребывать в этой печали, доколе не узрим исцеления нашего. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижить, преданием его в ловитву врагу. Бог — Создатель наш и полный Владыка: Он может воссоздать сердце наше, — и претворит Он сердце, неотступно воюющее Ему плачем и молитвою, из сердца грехолюбивого в сердце боголюбивое, святое.

Будем хранить телесные чувства наши, не впуская чрез них грех в клеть душевную. Обуздаем любопытное око и любопытное ухо; возложим жестокую узду на малый член тела, но производящий сильные
потрясения, на язык наш; смирим бессловесные стремления тела воздержанием, бдением, трудами, частым воспоминанием о смерти, внимательною, постоянною молитвою. Как непродолжительны телесные наслаждения! каким смрадом они оканчиваются! Напротив того тело, огражденное воздержанием и хранением чувств, омовенное слезами покаяния, освященное частыми молитвами, зиждется таинственно в храм Святого Духа, соделывающего все покушения врага на человека безуспешными.

“Смиренномудрие минует все сети диавольские, и они даже не могут прикоснуться к нему”. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Networks of the world-bearer of this world.

I plunge thoughtfully into the examination of the networks of the devil. They are placed outside and inside a person. One network is closely connected to another; in other places the networks are in several rows; in others, wide openings are made, but which lead to the most numerous bends of the networks, the removal of which seems already impossible. Looking at multi-conscious networks, I cry bitterly! Involuntarily the question of the blessed deserter repeats in me: “Lord! who can get rid of these networks? ”

Networks for my mind are arranged in various books calling themselves light, but containing the doctrine of darkness, written under the explicit, or disguised influence of a gloomy and all-evil world-holder, from a source — the mind damaged by the fall, in the lies of humanity, in the treachery of the machinations of vengeance, by expression Apostle, writers who madly fight from the mind of their flesh. My neighbor, in whose love I must seek salvation, becomes for me a network that captures me in perdition when his mind is caught in the nets of teaching, the wisdom of the deceitful and flattering. My own mind bears the seals of fall, covered with a veil of darkness, infected with the poison of lies: he himself, seduced by the peacekeeper, sets up networks for himself. Even in paradise, he sought indiscriminately and carelessly to acquire knowledge, for him disastrous, murderous! By the fall, he became indiscriminate, reckless: with insolence revels in the cup of poisonous knowledge, and thereby decisively destroys the taste and lust for the Divine cup of saving knowledge.

For my heart, how many nets! I see the networks are coarse and the networks are thin. Which of them is called more dangerous, more scary? I am perplexed. The catcher is skilled, and whoever eludes the coarse nets, he captures the subtle nets. The end of the trap is one: doom. Networks are covered in every possible way, with excellent art. The fall is clothed in all kinds of triumph; man-pleasing, hypocrisy, vanity - in all kinds of virtue. Deception, dark charm, are masked spiritual, heavenly. Soulful love, often vicious, the appearance of holy love is covered; false, dreamy sweetness, presented as spiritual sweetness. The Peacekeeper by all means tries to keep a person in his fallen nature: and this is enough, without gross fall, to make a person alien to God. The gross fall is completely replaced, according to the correct estimates of the catcher, by the proud opinion of a Christian who is content with the virtues of a fallen nature and has gone into self-deception - this alienated from Christ.

For the body, how many nets! it itself - what a network! how the peacekeeper uses it! Through the body, condescending to his humiliating inclinations and wishes, we come closer to the likeness of the dumb animals. What a precipice! what a removal, what a fall from the Divine likeness! We plunge into this deep, terribly far from God abyss when we indulge in gross carnal pleasures, called, by their sinful severity, falls. But less rude carnal pleasures are no less pernicious. For their sake, the care of the soul is left, God, heaven, eternity, the purpose of man are forgotten. The world-holder tries to keep us in incessant entertainment, obscuration, through bodily pleasures! Through feelings, these doors to the soul, by which she communicates with the visible world, he constantly introduces into her sensual pleasure, inseparable sin and captivity. Thunders in famous earthly concerts music expressing and exciting various passions; these passions are represented in earthly theaters, excited in earthly amusements: a person by all possible means is brought to enjoy the evil that killed him. In rapture with him, he forgets the Divine good that saves him and the blood of the God-man with which we have been redeemed.

Here is the weak outline of the nets arranged by the world-holder to capture the Christians. The mark is weak, but it almost brought you fair horror, brethren, the question has hardly arisen in your soul: “Who can avoid these nets”?

The scary picture is not over yet! yet, my brush, driven by the Word of God, to painting, is still excited.

What does the Word of God say? It announces a prediction that comes true in our eyes, a prediction that in the past, due to the multiplication of lawlessness, the loves of many will run out. The uncomplicated Word of God, harder than heaven and earth, proclaims to us the multiplication in recent times of the networks of the devil and the multiplication of the number of those who perish in these networks.

Right! I look at the world, - I see: the nets of the devil multiplied, in comparison with the times of the primitive Church of Christ, multiplied to infinity. Books multiplied, content false teaching; minds have been multiplied, containing and telling others false teachings; followers of the Holy Truth have diminished, diminished to the extreme; increased respect for the natural virtues available to Jews and Gentiles; there was respect for the virtues directly pagan, contrary to nature itself, looking at them as evil; the concept of Christian virtues was diminished, I can’t even say how diminished, almost destroyed, their actual fulfillment; material life has developed; life of spirits disappears
У записи 4 лайков,
0 репостов,
217 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям