На закате своей жизни в "Краткой повести об антихристе" ("Три разговора") Владимир Соловьев фактически отказался от всех своих философских построений. Антихрист у него - большой гуманист, справедливый правитель, интеллектуал, великий спиритуалист, аскет и филантроп. Дело его жизни - установление всеобщего мира на земле и "равенства всеобщей сытости". Кроме того - он писатель, и всё содержание его книги "проникнуто истинно-христианским духом деятельной любви и всеобщего благоволения". На все его неисчислимые добродетели у него есть лишь один порок - его сатанинская гордыня, которая и превращает его при столкновении с исповедниками Христа в кровавого палача, тирана и нечестивца. И лишь перед лицом этого апокалиптического "зверя" - исключительно в общем подвиге Христова исповедничества и мученичества - становится возможным соединение Церквей. "Краткая повесть об антихристе" звучит как грозное предупреждение философа о зловещей сомнительности внецерковного гуманизма - "антихристова добра" и просвещенного "антихристова разума", несущих человеку нравственную, духовную и физическую гибель; как предупреждение интеллигенции о роковой двойственности внецерковной - секулярной - культуры и замешанного на гордыне творчества.
Олеся Николаева, из книги "Православие и творчество".
Олеся Николаева, из книги "Православие и творчество".
At the end of his life, in the Brief Story of the Antichrist (Three Talks), Vladimir Solovyov virtually abandoned all his philosophical constructions. His antichrist is a great humanist, just ruler, intellectual, great spiritualist, ascetic and philanthropist. His life's work is the establishment of universal peace on earth and the "equality of universal satiety." In addition, he is a writer, and the whole content of his book is "imbued with the true Christian spirit of active love and universal good will." For all his innumerable virtues, he has only one flaw - his Satanic pride, which turns him when confronted with the confessors of Christ into a bloody executioner, tyrant and wicked. And only in the face of this apocalyptic "beast" - exclusively in the general feat of Christ's confession and martyrdom - does the union of the Churches become possible. The Brief Tale of the Antichrist sounds like a formidable warning of the philosopher about the ominous doubtfulness of extra-church humanism — the “antichrist good” and the enlightened “antichrist mind” that bring moral, spiritual and physical death to a person; as a warning to the intelligentsia about the fatal duality of extra-church - secular - culture and creativity mixed in with pride.
Olesya Nikolaeva, from the book "Orthodoxy and Creativity".
Olesya Nikolaeva, from the book "Orthodoxy and Creativity".
У записи 9 лайков,
1 репостов,
401 просмотров.
1 репостов,
401 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко