Святитель Илия (Минятий) о Матери Божией и об...

Святитель Илия (Минятий) о Матери Божией и об Успенском посте.

Наша святая Церковь, которая все делает по наставлению Святого Духа, повелела нам, христианам, в течение этих четырнадцати дней совершать молитву и пост, т. е. призывание имени Божия и воздержание в честь преславной Приснодевы Марии, святейшей Матери Бога нашего. Правда, борьба непродолжительна, но победа очень блестяща и следствия победы обильны. Подвигоположница, Сама Богоневестная Владычица, Царица неба и земли, сидит одесную престола Трисиятельного Божества и, взирая долу на подвиг, держит венцы, чтобы увенчать победителей. Блаженны мы, если будем подвизаться когда должно. Кто в эти святые дни молитвой и постом мужественно победит мирские попечения, дьявольские ухищрения, плотские помышления, тот пусть с уверенностью дерзает и получить от Богоматери достойный дар. Это я утверждаю от лица Самой Пресвятой Девы и посему сегодня укажу, какую благодать и помощь получает от Пречистой Владычицы тот, кто чувствует к Ней благоговение и чтит Ее молитвой и постом.

Святейшая Дева есть и называется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога, и во-вторых, как Матерь всех христиан. Она — Матерь Божия по естественному рождению и Матерь христиан по усыновлению. Она Матерь Божия по рождению, воистину Богородица, ибо поистине родила Самого Сына Божия от нетленного Своего чрева, где Божественное Слово соединилось с плотью и в единой нераздельной ипостаси объединило Свою Божескую и человеческую природу превыше естества, слова и разумения. Она – Матерь всех христиан по усыновлению: если мы – по благодати сыноположения – названные братья Иисуса Христа (см.: Евр. 2, 11), Которого родила Дева, и если Сам Иисус Христос, как говорит Павел, пребывает посреди нас, как перворожденный во многих братьях, то, следовательно, мы названные сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Она должна иметь у Бога такую благодать, какую подобает иметь матери у сына; с другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, она должна оказывать христианам такую же милость, какую мать должна оказывать своим детям.

Но благодать, которую имеет всесвятая Дева от Бога, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а это достоинство беспредельно; стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом и милость, которую Она оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, а эта любовь беспредельна; следовательно, и милость, оказываемая Ею, беспредельна. И далее, соразмеряя беспредельную благодать, которую Она, как Матерь Божия, получает от Бога, и беспредельную милость, которую Она, как Матерь христиан, оказывает христианам, должно признать, что Дева есть море благодатных сил. И действительно, Она – море великое по обширности, ибо воспринимает, как Матерь Божия, все неистощимые реки божественных дарований Духа; море великое по вместимости, ибо, как Матерь христиан, в изобилии изливает на них те же божественные дарования; таким образом, по дарованиям, которые она воспринимает, как Матерь Божия, Она — море беспредельное; а по дарованиям, которые раздает, как матерь христиан, Она – море неисчерпаемое. Слушатели, благоговейно чтущие Деву, я хочу, чтобы вы на этот раз из всех Ее преимуществ перед прочими созданиями обратили внимание на это: что Она есть Матерь Божия и Матерь христиан. И, как Матерь Божия, Она более всех святых и всех ангелов имеет дерзновение у Бога, Своего Сына; а как Матерь христиан, Она больше, чем все – и святые, и ангелы — оказывает нам, Своим детям, благодеяний.

___

Подумать только, христиане, кто простит? Матерь Божия, Которая имеет дерзновение к Богу несравненно больше всех святых. Прочие святые умоляют, как рабы Божии, Пресвятая Дева просит, как Матерь Божия. Кого умоляет? Сына Божия, Которого зачала, Которого родила, вскормила и воспитала; Которого одна Она возлюбила всей любовью, какой возлюбили Бога все блаженные вместе, и Которым была возлюблена всей любовью, какой Бог любит всех блаженных вместе. Все святые умоляют Бога, как Отца, Пресвятая Дева – как Сына. За кого умоляет? За христиан, которые суть Ее дети, по природе Ее потомки того же рода, той же крови, от которой и Сама произошла, а по благодати – братья Ее Сына. Все святые ходатайствуют за нас, как за братьев, Пресвятая Дева ходатайствует за нас, как за детей. Теперь примите во внимание Лицо, умоляемое Ею. Как велико ее дерзновение! И лицо, умоляющее. Как горяча Ее мольба! Возможно ли, чтобы не была оказана милость? Этот смысл имеет известное выражение Песни песней, с которым, мне думается, обращается к Деве Бог: Сердце наше привлекла еси единым от очию твоею (4, 9), – одним Твоим взором Ты проникла в Мое сердце, Я бросаю оружие, оставляю гнев, дарую прощение.

Вот какую милость оказывает, вот какую помощь подает нам, христианам, Святейшая Мария. Какое же почитание и благоговение должны оказывать Святейшей Марии мы, христиане? Она и Матерь Божия, и Матерь наша; как нашу собственную мать, мы должны чтить Ее; мы должны благоговеть перед Ней, потому что это – естественная обязанность, утвержденная Божественным законом; с другой стороны, как Матерь Божию, мы, люди, должны еще более чтить Ее; поэтому мы еще более должны благоговеть перед Ней. Ибо Ее, как Матерь Божию, чтят и перед Ней благоговеют сами святые рая и даже ангелы небесные. Следовательно, честь и благоговение к Святейшей Марии, как нашей Матери, должны быть велики, а как к Матери Божией, выше всякого сравнения. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит Матерь Божию и не благоговеет перед Ней, недостоин имени христианина. Кто может похвалиться, что он верный раб Иисуса, если он не есть верный раб Марии? Или как он благоговеет перед Сыном, не благоговея перед Матерью? О, если бы я по какому-нибудь несчастью утратил всякое благоговение, то никогда не утрачу благоговения к Деве Марии. При всяком несчастье – телесном или душевном, в котором бы я очутился, я буду прибегать к Ней в уверенности, что у Нее я найду в болезнях моих исцеление, в моих горестях – утешение и в грехах моих – прощение. И даже в самом аде я не теряю надежды на спасение от Царицы Небесной. Я не боюсь погибели, пока Она охраняет меня в Своих объятиях. Но когда потеряю благоговение к Деве, тогда я погибшая душа.

Но в чем же состоит благоговение к Деве? В молитве и посте. В молитве, которая есть призывание имени Божия; в посте, который есть воздержание. Это два способа, которыми, по определению Церкви, мы должны чтить Матерь Божию и нашу, особенно в эти дни. Какой же должна быть наша молитва? Не с беспорядочностью, не с волнением, не с бесстыдством, но со страхом Божиим, сокрушением сердца и слезами умиления. Каким должен быть наш пост в воздержании? Не только воздержание от яств, но и от греха; не только от мяса, но и от плотских страстей. Всесвятая Дева ждет от нас вместе с постом и чистоты сердечной с молитвой, и сокрушения сердечного. Чего же менее этого может требовать от христиан Матерь Божия и Матерь христиан? О, если бы мы поняли, какую милость и помощь получаем от такой Святейшей Матери!
Saint Elijah (Minatius) on the Mother of God and on the Assumption of Lent.

Our holy Church, which does everything according to the instructions of the Holy Spirit, has commanded us Christians to perform prayer and fasting during these fourteen days, i.e., invocation of the name of God and abstinence in honor of the glorious Ever-Virgin Mary, the Holy Mother of our God. True, the struggle is short-lived, but the victory is very brilliant and the consequences of the victory are plentiful. The ascetic, the Divine Lady, Queen of heaven and earth, sits at the right hand side of the throne of Trisyatelnost Deity and, looking down at the feat, holds crowns to crown the victors. We are blessed if we strive when we should. Whoever courageously conquers worldly cares, devilish tricks, carnal thoughts during these holy days with prayer and fasting, let him dare with confidence and receive a worthy gift from the Mother of God. This I affirm on behalf of the Most Holy Virgin, and therefore today I will indicate what grace and help is received from the Most Holy Lady who feels reverence for Her and honors Her with prayer and fasting.

The Holy Virgin is and is called the Mother in two senses: firstly, as the Mother of God, and secondly, as the Mother of all Christians. She is the Mother of God by natural birth and the Mother of Christians by adoption. She is the Mother of God by birth, truly the Mother of God, for she truly gave birth to the Son of God Himself from His incorruptible womb, where the Divine Word was united with the flesh and in a single inseparable hypostasis united His Divine and human nature above nature, word and understanding. She is the Mother of all Christians by adoption: if we - by the grace of the position of sons - are called brothers of Jesus Christ (see: Heb. 2, 11) whom the Virgin gave birth to, and if Jesus Christ Himself, as Paul says, abides in the midst of us, as the firstborn in many brothers, then, therefore, we are called sons of the Virgin. As the Mother of God, by her maternal dignity, She should have in God such grace as befits a mother to have a son; on the other hand, as the Mother of Christians, by virtue of maternal love, she should render Christians the same mercy that a mother should render to her children.

But the grace that the all-holy Virgin has from God must correspond to the dignity of the Mother of God, and this dignity is infinite; therefore, the grace that She receives is infinite. Likewise, the mercy that She gives to Christians must correspond to the mother’s love for children, and this love is infinite; consequently, the mercy shown by Her is infinite. And further, proportioning the infinite grace that She, as the Mother of God, receives from God, and the infinite mercy, which She, as the Mother of Christians, gives Christians, must recognize that the Virgin is a sea of ​​gracious powers. And indeed, She is a great sea in vastness, for she perceives, as the Mother of God, all inexhaustible rivers of the divine gifts of the Spirit; the great sea in capacity, for, as the Mother of Christians, it pours abundantly on them the same divine gifts; thus, by the gifts that she perceives as the Mother of God, She is the unlimited sea; and according to the gifts that she gives out as the mother of Christians, She is the sea inexhaustible. Listeners reverently reverend the Virgin, I want you this time out of all Her advantages over other creatures to pay attention to this: that She is the Mother of God and the Mother of Christians. And, as the Mother of God, She, more than all saints and all angels, has boldness with God, Her Son; but as the Mother of Christians, She more than all - both saints and angels - gives us, Her children, good deeds.

___

Just think, Christians, who will forgive? The Mother of God, who has boldness for God is incomparably greater than all saints. Other saints beg, as slaves of God, the Blessed Virgin asks, as the Mother of God. Who is begging? The Son of God, whom she conceived, whom she bore, nourished, and raised; Whom she alone loved with all the love that God blessed all blessed together, and Whom she loved with all the love that God loves all blessed together. All saints plead with God as the Father, the Blessed Virgin as the Son. For whom is he begging? For Christians who are Her children, by nature Her descendants are of the same kind, of the same blood from which She herself came, and by grace - the brothers of Her Son. All saints intercede for us as brothers, the Blessed Virgin intercedes for us as children. Now take into account the Person implored by Her. How great is her boldness! And a face pleading. How hot Her plea! Is it possible that mercy was not shown? This meaning has the well-known expression of Song of Songs, with which, I think, God speaks to the Virgin: Our heart was attracted if you were one with your own eyes (4, 9), - with Your glance you penetrated My heart, I drop weapons, leave anger, I grant forgiveness.

This is the kind of mercy that is given, what kind of help is given to us, Christians, by His Holiness Mary. What veneration and reverence should we, Christians, give to Holy Mary? She is both the Mother of God and our Mother; as our own mother, we must honor Her; we must reverence
У записи 4 лайков,
0 репостов,
221 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям