"С преподобным - преподобен будеши..." Будучи семинаристом, Василий...

"С преподобным - преподобен будеши..."

Будучи семинаристом, Василий Ермаков каждую неделю ездил к своему духовному отцу Серафиму Вырицкому. Я, конечно, стал выпытывать про разные чудеса и всё в таком роде. Но о. Василий сходу охладил меня:
"Не было чудес! Он просто сам был - живое чудо. От него исходил осязаемый свет. Приедешь к нему, поговоришь о погоде, природе, а душа наполняется благодатью, будто ты целое Евангелие прочитал. Cвятость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость - она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребёнок. Потом это семя внутрь тебя попадает и растет, растет, пока не вырастет. И ты уже не можешь жить, как все, понимаешь?"

Я, конечно, многого не понимал тогда по молодости лет. Я и теперь мало что разумею. Единственное, что я поняла, так это то, почему люди, общаясь с о. Василием, всегда улыбались. Тот свет, который он принял от св. Серафима Вырицкого, наполнил его сердце до верха и теперь распространялся на всех.

И всем было хорошо и радостно...
______________________________

Завещание отца Василия.

Мы говорили о политике, о власти в Церкви, о монашестве, о современном христианстве, о духовничестве. О чем-то отец Василий говорил образно, притчами, о чем-то - прямо и открыто. Я, конечно, не могу передать все его слова, потому что они были произнесены в доверительной беседе и предназначались только для меня, но что-то я могу опубликовать, потому что считаю это важным для современного православия.

Например, это:

"Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за неё не будут гнать и притеснять. Очень много случайного народа придёт в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, ещё со времен Константина святого. Многие из-за денег придут в храм, многие из тщеславия, из-за карьеры и власти. Ты, глядя на это, не искушайся и терпи. Ищи храм победнее, подальше от центральных площадей. Священника ищи смиренного и простого в вере, потому что "умных" и циничных и теперь развелось много, а смиренных и простых в вере не осталось почти никого..."

"Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать. Печально, но так думает большинство духовенства. Я же тебе так скажу: у священника есть одна привилегия - быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения, всё равно - иди и служи. У тебя болят ноги и спина - иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты всё равно - иди и служи! Этого требует от нас Господь и Евангелие. Если нет такого настроя - всю свою жизнь положить на служение людям, - то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово.
А сейчас такое время, что многие идут служить в храм из-за корысти. Так было и до революции, об этом говорил (или кричал даже) отец Иоанн Кронштадтский. Ведь в нашей русской катастрофе ХХ века вина духовенства очень велика (одно обновленчество чего стоит).
Мы, конечно, смыли этот грех мученической кровью, но вот наступают времена, когда в священный сан рукополагают почти каждого, кто пожелает. Я говорил об этом со Святейшим Алексием, а он мне в ответ:
"Что делать? Храмы открываются один за другим, священников катастрофически не хватает".
И я понимаю это, но не завидую тем, кто пришёл в Церковь в наши дни. Очень много соблазнов, и очень мало опытных духовников, и их становится всё меньше. Вот смотри, в Печорах: уйдут отец Иоанн, отец Феофан, другие старцы, кто придет им на смену?.. Правильно - никто. А ведь духовная жизнь - это путь в тёмном подземелье. Здесь очень много острых углов и глубоких ям. Здесь важно, чтобы многоопытный проводник вел тебя за ручку, иначе упадешь-пропадешь, сам не вылезешь...
Нам говорят: мало образованных христиан. А что такое образование по-христиански? Это совсем не то, что образование в институтах или академиях. Это когда после трудов поста, смирения и молитвы Дух Святой поселяется в человеческом сердце и ОБРАЗУЕТ новое существо... Помни это..."

Ещё говорил мне о. Василий:

"Хуже всего, когда христианин превозносится в своем сердце над другим человеком, считает себя умнее, праведнее, лучше. Тайна спасения заключается в том, чтобы считать себя хуже, недостойнее всякой твари. Когда живёт в тебе Дух Святой, то ты познаёшь свою малость и некрасивость и видишь, что даже самый лютый грешник лучше тебя. Если ты ставишь себя выше другого человека, значит, в тебе нет Духа и нужно ещё много работать над собой.
Но самоуничижение - это тоже плохо. Христианин должен идти по жизни с осознанием своего достоинства, потому что он - жилище Святого Духа. Апостол так и говорит: "Вы - церкви Живого Бога". Если ты раболепствуешь перед людьми, то ещё далёк от того, чтобы стать таким храмом.
А вообще, нам нужно только искренне, от всего сердца и всей души молиться. Молитва привлекает Дух, а Дух убирает из тебя всё лишнее, безобразное и учит, как нужно жить и как вести себя..."

"Помнишь слова апостола: Лучше бы вы не крестились..."(2 Петр. 2, 21)? Это - страшные слова, которые во многом относятся к нам. Почему? Потому что внешне мы принимаем православные обряды, а внутри остаёмся теми же, что были до крещения или обращения, - завидуем, обманываем, испытываем к ближним неприязнь, осуждаем, а самое главное - наше сердце ещё не отлепилось от сего мира и не прилепилось ко Господу. Мы верим своей алчности, а не Богу; мы верим своим похотям, а не заповедям Господним. Мы знаем то, что от плоти, что можно потрогать, увидеть обычными глазами, а то, что от Духа, мы, как слепоглухие, не разумеем. А ведь без этого христианство не имеет никакого смысла.
Мы, лукавые, пытаемся приспособить христианство к этому миру, чтобы наша вера была служанкой нашей обыденной жизни, чтобы нам было удобно и комфортно. А ведь жизнь духовная - это тесный и неудобный путь. Здесь, извини, нужно с себя шкурку содрать, и не одну, потому что грех пророс в наше естество и божественное стало для нас противоестественным. Поэтому и нужен крест, каждому нужна своя Голгофа, чтобы умереть в страданиях греха и воскреснуть в радости духа. Это, конечно, не значит, что нужно себя истязать.
Нужно принимать все скорби и болезни, которые обрушиваются на тебя, с благодарностью, а не с ропотом. Если жизнь бьет, значит, Господь не забыл про тебя; значит, ты стал, как раскалённое железо под ударами молота. Если увильнешь от ударов, то останешься бесформенным куском металла, а если потерпишь - будешь дивным произведением Божиих рук. Так что терпи, брат...".

И ещё:

"Всегда живи сердцем, даже если очень тяжело. Принимай чужую боль, как свою, пропускай её через себя и старайся по мере сил помочь.
Говорят, что нужно себя беречь, что милосердие сжигает сердце. Сердце губят равнодушие и пошлость, а не участие и желание сделать добро!
Бог всегда дает тебе гораздо больше, чем ты даешь людям. Это - духовный закон. Когда станешь жить по сердцу, ты скоро это почувствуешь. Каждое слово говори искренне и с теплом, тогда в нём будет сила. Избегай пустых и ненужных разговоров. Они из тебя вытягивают последние силы, а толку не дают никакого. Лучше одно слово, но живое, пропущенное через сердце, чем ворох никчемных слов.
Помни: когда ты говоришь, ты даёшь пищу для размышления не столько другим, сколько питаешь своё собственное сердце. Сказал гниль - получил гниль; сказал добро - получил добро...".

"Народ хлынул сейчас в Церковь, но это не значит, что христианство крепнет и процветает. Христианство слабеет и разбавляется мирским духом. От этого становятся немощными и те, кто давно верует, потому что Церковь - это одно тело, и если болеет одна рука, то болеет и всё тело. Нынешний церковный народ - это не полноценные христиане. Они проповедуют одно, а поступают совсем иначе, словно сыны тьмы. Это - очень трудный период в церковной жизни, и неизвестно, сколько он продлится - тридцать лет или сто. Остается только терпеть и идти против течения, ни на секунду не отводя глаз от Христа. Не будет ни старца, ни пастыря, ни вождя..."

Как же нам не хватает в сегодняшней жизни отца Василия!..

(Владимир Щербинин)
"With the reverend - be reverend ..."

As a seminarist, Vasily Ermakov visited his spiritual father Seraphim Vyritsky every week. Of course, I began to pry about various miracles and all that sort of thing. But about. Vasily immediately chilled me:
"There were no miracles! He simply was - a living miracle. A tangible light emanated from him. You will come to him, talk about the weather, nature, and your soul will be filled with grace, as if you had read the whole Gospel. Sanctity, brother, is not in words or miracles "Holiness - it is in the spirit that emanates from the saint, and you feel it clearly and rejoice like a child. Then this seed gets into you and grows, grows until it grows. And you can’t live like everyone else, understand?"

Of course, I did not understand much then in my youthful years. I don't understand much now. The only thing I understood is why people are talking to Fr. Basil, always smiling. The light that he received from St. Seraphim Vyritsky, filled his heart to the top and now spread to all.

And everyone was happy and joyful ...
______________________________

Testament of Father Basil.

We talked about politics, about power in the Church, about monasticism, about modern Christianity, about clergy. Father Vasily spoke about something figuratively, in parables, about something - directly and openly. Of course, I cannot convey all his words, because they were uttered in a confidential conversation and were intended only for me, but I can publish something, because I consider this important for modern Orthodoxy.

For example, this:

“Look: faith will be open, accessible to all; they will not persecute and oppress anyone for it. A lot of random people will come to the Church, including the clergy. It has always been so in prosperous days, from the time of St. Constantine. Many of for money they’ll come to the temple, many out of vanity, because of a career and power. Looking at this, don’t be tempted and tolerate. Look for a better church, away from the central squares. Look for a priest who is humble and simple in faith, because "smart" and cynical and now divorced a lot, but humble and simple in faith there were no more and no ... "

“Many people think that a priest has a privilege or a special grace before the laity. It’s sad, but most clergy think so. I’ll tell you this: the priest has one privilege - to be a servant to everyone he meets 24 hours a day for the rest of his life. God doesn’t give us days off or holidays. You don’t have the mood, anyway - go and serve. Your legs and back hurt - go and serve. You have problems in your family, but you still go and serve! This requires us Lord and the Gospel If there is no such attitude, put people all their lives in the ministry - then go do something else, do not dare to take on the yoke of Christ.
And now it’s such a time that many go to serve in the temple because of self-interest. So it was before the revolution, Father John of Kronstadt spoke about this (or even shouted). Indeed, in our Russian catastrophe of the twentieth century, the clergy's wine is very great (which is just one update).
Of course, we washed away this sin with martyrdom, but here come the times when almost everyone who wishes is ordained to the priesthood. I spoke about this with His Holiness Alexy, and he answered me:
"What to do? Temples open one after another, priests are sorely lacking."
And I understand this, but I do not envy those who have come to the Church today. There are a lot of temptations, and very few experienced confessors, and they are becoming less and less. Look, in Pechora: Father John, Father Theophanes, other elders, who will replace them, will leave? .. No one is right. But spiritual life is a path in a dark dungeon. There are a lot of sharp corners and deep holes. It is important here that an experienced guide leads you by the handle, otherwise you will fall, you will disappear, you will not come out yourself ...
We are told: few educated Christians. And what is Christian education? This is not at all like education at institutes or academies. This is when, after the labors of fasting, humility and prayer, the Holy Spirit dwells in the human heart and FORMES a new being ... Remember this ... "

He also told me about. Vasiliy:

"Worst of all, when a Christian is exalted in his heart over another person, considers himself smarter, more righteous, better. The secret of salvation is to consider yourself worse, unworthy of any creature. When the Holy Spirit lives in you, you will know your littleness and ugliness and you see that even the most fierce sinner is better than you.If you put yourself above another person, it means that you do not have the Spirit in you and you need to work a lot more on yourself.
But self-abasement is also bad. A Christian must walk through life with the realization of his dignity, because he is the abode of the Holy Spirit. And the apostle says: "You are the church of the Living God." If you cringer before people, then you are still far from becoming such a temple.
In general, we only need to sincerely, with all our hearts and whole souls, to pray. Prayer attracts the Spirit, and the Spirit removes from you all that is superfluous, ugly and teaches you how to live and how to behave ... "

"Remember the words of the apostle: It would be better if you did not baptize
У записи 10 лайков,
0 репостов,
347 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям