Церковь показала нам сосуды Духа, прославила святых Божиих - а мы читаем и почитаем непонятно кого...
Так случилось, что моё знакомство с Православием началось с изучения творений святых Отцов Церкви и их житий. Там вполне ясно излагалось, как служить Богу, как угодить Ему, как подвизаться и что нужно, чтобы спастись. Всё очень ясно, чётко и понятно.
Со временем я познакомилась с творениями более современных православных авторов, не прославленных в лике святых. Многие из них показались мне вполне приятными для чтения, сладкими, воодушевляющими, душевными. Но в них не было той ясности, той простоты и чистоты, какая была у святых Отцов, в них не было Духа. Книги, написанные священниками, епископами, любыми людьми в сане - часто бывают интересными, интеллектуальными или душевными. Но редко бывают душеспасительными, если не базируются на творениях святоотеческих или если искажают их дух, если предлагают что-то своё.
Мало размышлять о Боге. Важно ещё правильно о Нём мыслить. Тем более, Он дал чёткое знание о Себе - и это знание содержится в Священном Писании, в Священном Предании, в творениях святых Отцов Православной Церкви. Кто такой Бог, как работать Ему, как служить, как угодить, как спастись? К сожалению, далеко не каждый человек в священном сане, написавший книгу - святой отец. Это у католиков все священники - "святые отцы". И потому католики - в духовной прелести и вряд ли спасаются. А в Православии - просто священники. Те, кто священнодействует, но не святые. Потому что святость - это не просто слова, святости ещё надо достигнуть - хотя бы под конец своей жизни. И выражать свои собственные личные мнения, толковать по-своему святых отцов, Священное Писание - это прямой и убийственный путь к духовной прелести. Очень опасно, когда мнение автора идёт вразрез с мнением святоотеческим. Неподготовленному читателю это может заградить путь к истинному знанию о Боге и соответственно путь ко спасению.
Недавно я занималась переводом книжки о Богородице одного православного французского автора. Сначала мне всё нравилось. Но потом меня смутило одно его мнение, затрагивающее догматы, - и я обратилась с вопросом к батюшке, насколько верно смутившее меня утверждение автора. На что батюшка ответил: "Я не знаю, зачем вообще он это написал. Зачем он прибавил? Разве об этом говорили святые Отцы? Если даже святые Отцы ошибались, чего ты ждёшь от обыкновенного человека, пусть он и священник? Люди получают богословское образование и уже считают себя богословами. Но чтобы быть богословом, нужно вести святой образ жизни. Помнишь, как у Иоанна Крестьянкина случилось? Как-то к отцу Иоанну (Крестьянкину) подошел важный молодой человек, выпускник духовной академии, и, представляясь, между прочим, заявил: "Я – богослов!" Отец Иоанн очень удивился и спросил: " Как – четвертый?" "Что – «четвертый»?" – не понял академист. Отец Иоанн охотно пояснил: "Мы в Церкви знаем трех богословов. Первый – святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй – Григорий Богослов. И третий – Симеон Новый Богослов. Только им святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю решилась усвоить имя «Богослов». А вы, значит, четвертый?" Очень многие в наше время стараются писать книжки и рассуждать о предметах Божественных, о которых они рассуждать не могут."
Опыт показывает, что можно прекрасненько жить без Бога, думая, что живёшь с Богом. Можно считать себя христианином или богословом. Можно считать себя кем угодно, если читать, что угодно.
Но истинной духовной жизни могут научить только те, кто эту духовную жизнь сами прожили. Истинно показать путь ко спасению могут лишь те, кто этим путём прошли и спаслись, и молятся за нас сейчас.
Можно выбрать Православие как духовное услаждение, розовое такое Православие, где много доброты и любви и комфорта. Псевдоправославие, где заповеди особо соблюдать не надо. Главное - друг друга не обижать сильно, и того довольно будет. Православие, о котором святые Отцы ничего нам не сказали - потому что это не Православие, это совсем другое вероисповедание.
А можно выбрать Православие, как его понимали святые Отцы. Которые спаслись и которых прославил Бог. Которые описали путь православного человека ко спасению подробно в своих творениях, наставлениях. Можно пойти путём святых Отцов ко спасению. Вряд ли это будет розовый, комфортный путь - потому что, например, святитель Игнатий Брянчанинов уподобляет душу человека золоту, которое нужно очистить. Это непросто, это путь узкий и требующий труда, усилий. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". (Мф. 11:12) Но всё, что невозможно человеку, возможно Богу. "Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф. 11:30)
Святитель Лука Крымский так толкует последнюю строку:
Свт. Лука Крымский
иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть
Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь Ты, что иго Твое благо и бремя Твое легко, когда Сам сказал, что путь к Царствию Божию ведет чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире скорбни будете (см. Ин. 16:33), когда святой твой апостол Павел говорит: хотящии жити благочестно гоними будут (см. 2 Тим. 3:12)?
Вы спросите: Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми, разве легко идти чрез тесные врата узким и каменистым путем?
Вы спросите с недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго Христово?
А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.
А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.
Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.
Тяжелое это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово.
Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью.
Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.
Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше.
Проповеди. Том I. Неделя 36. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».
Так случилось, что моё знакомство с Православием началось с изучения творений святых Отцов Церкви и их житий. Там вполне ясно излагалось, как служить Богу, как угодить Ему, как подвизаться и что нужно, чтобы спастись. Всё очень ясно, чётко и понятно.
Со временем я познакомилась с творениями более современных православных авторов, не прославленных в лике святых. Многие из них показались мне вполне приятными для чтения, сладкими, воодушевляющими, душевными. Но в них не было той ясности, той простоты и чистоты, какая была у святых Отцов, в них не было Духа. Книги, написанные священниками, епископами, любыми людьми в сане - часто бывают интересными, интеллектуальными или душевными. Но редко бывают душеспасительными, если не базируются на творениях святоотеческих или если искажают их дух, если предлагают что-то своё.
Мало размышлять о Боге. Важно ещё правильно о Нём мыслить. Тем более, Он дал чёткое знание о Себе - и это знание содержится в Священном Писании, в Священном Предании, в творениях святых Отцов Православной Церкви. Кто такой Бог, как работать Ему, как служить, как угодить, как спастись? К сожалению, далеко не каждый человек в священном сане, написавший книгу - святой отец. Это у католиков все священники - "святые отцы". И потому католики - в духовной прелести и вряд ли спасаются. А в Православии - просто священники. Те, кто священнодействует, но не святые. Потому что святость - это не просто слова, святости ещё надо достигнуть - хотя бы под конец своей жизни. И выражать свои собственные личные мнения, толковать по-своему святых отцов, Священное Писание - это прямой и убийственный путь к духовной прелести. Очень опасно, когда мнение автора идёт вразрез с мнением святоотеческим. Неподготовленному читателю это может заградить путь к истинному знанию о Боге и соответственно путь ко спасению.
Недавно я занималась переводом книжки о Богородице одного православного французского автора. Сначала мне всё нравилось. Но потом меня смутило одно его мнение, затрагивающее догматы, - и я обратилась с вопросом к батюшке, насколько верно смутившее меня утверждение автора. На что батюшка ответил: "Я не знаю, зачем вообще он это написал. Зачем он прибавил? Разве об этом говорили святые Отцы? Если даже святые Отцы ошибались, чего ты ждёшь от обыкновенного человека, пусть он и священник? Люди получают богословское образование и уже считают себя богословами. Но чтобы быть богословом, нужно вести святой образ жизни. Помнишь, как у Иоанна Крестьянкина случилось? Как-то к отцу Иоанну (Крестьянкину) подошел важный молодой человек, выпускник духовной академии, и, представляясь, между прочим, заявил: "Я – богослов!" Отец Иоанн очень удивился и спросил: " Как – четвертый?" "Что – «четвертый»?" – не понял академист. Отец Иоанн охотно пояснил: "Мы в Церкви знаем трех богословов. Первый – святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй – Григорий Богослов. И третий – Симеон Новый Богослов. Только им святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю решилась усвоить имя «Богослов». А вы, значит, четвертый?" Очень многие в наше время стараются писать книжки и рассуждать о предметах Божественных, о которых они рассуждать не могут."
Опыт показывает, что можно прекрасненько жить без Бога, думая, что живёшь с Богом. Можно считать себя христианином или богословом. Можно считать себя кем угодно, если читать, что угодно.
Но истинной духовной жизни могут научить только те, кто эту духовную жизнь сами прожили. Истинно показать путь ко спасению могут лишь те, кто этим путём прошли и спаслись, и молятся за нас сейчас.
Можно выбрать Православие как духовное услаждение, розовое такое Православие, где много доброты и любви и комфорта. Псевдоправославие, где заповеди особо соблюдать не надо. Главное - друг друга не обижать сильно, и того довольно будет. Православие, о котором святые Отцы ничего нам не сказали - потому что это не Православие, это совсем другое вероисповедание.
А можно выбрать Православие, как его понимали святые Отцы. Которые спаслись и которых прославил Бог. Которые описали путь православного человека ко спасению подробно в своих творениях, наставлениях. Можно пойти путём святых Отцов ко спасению. Вряд ли это будет розовый, комфортный путь - потому что, например, святитель Игнатий Брянчанинов уподобляет душу человека золоту, которое нужно очистить. Это непросто, это путь узкий и требующий труда, усилий. "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". (Мф. 11:12) Но всё, что невозможно человеку, возможно Богу. "Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф. 11:30)
Святитель Лука Крымский так толкует последнюю строку:
Свт. Лука Крымский
иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть
Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь Ты, что иго Твое благо и бремя Твое легко, когда Сам сказал, что путь к Царствию Божию ведет чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире скорбни будете (см. Ин. 16:33), когда святой твой апостол Павел говорит: хотящии жити благочестно гоними будут (см. 2 Тим. 3:12)?
Вы спросите: Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми, разве легко идти чрез тесные врата узким и каменистым путем?
Вы спросите с недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго Христово?
А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.
А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.
Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.
Тяжелое это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово.
Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью.
Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них: Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.
Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше.
Проповеди. Том I. Неделя 36. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…».
The Church showed us the vessels of the Spirit, glorified the saints of God - and we read and honor it is not clear who ...
It so happened that my acquaintance with Orthodoxy began with a study of the creations of the Holy Fathers of the Church and their lives. It stated quite clearly how to serve God, how to please Him, how to strive, and what was needed to be saved. Everything is very clear, clear and understandable.
Over time, I became acquainted with the creations of more modern Orthodox authors, not glorified in the faces of saints. Many of them seemed to me quite pleasant to read, sweet, inspiring, sincere. But they did not have that clarity, that simplicity and purity that the Holy Fathers had, they did not have the Spirit. Books written by priests, bishops, and any people in the dignity are often interesting, intellectual, or emotional. But they are rarely life-saving if they are not based on patristic creations or if they distort their spirit if they offer something of their own.
Thinking about God is not enough. It is still important to think correctly about Him. Moreover, He gave a clear knowledge of Himself - and this knowledge is contained in the Holy Scriptures, in Holy Tradition, in the creations of the Holy Fathers of the Orthodox Church. Who is God, how to work for Him, how to serve, how to please, how to be saved? Unfortunately, not everyone in the holy dignity who wrote the book is the holy father. Catholics have all the priests - "holy fathers". And therefore Catholics are in spiritual delights and are unlikely to be saved. And in Orthodoxy - just priests. Those who are priests, but not saints. Because holiness is not just words, holiness still needs to be achieved - at least at the end of your life. And expressing your own personal opinions, interpreting the holy fathers in your own way, the Holy Scriptures is a direct and murderous path to spiritual delight. It is very dangerous when the opinion of the author runs counter to the opinion of the patristic. To an unprepared reader, this may block the path to true knowledge of God and, accordingly, the path to salvation.
Recently, I was translating a book about the Virgin Mary by an Orthodox French author. At first I liked everything. But then I was confused by one of his opinions, affecting dogmas, and I asked the priest how true the author's statement, which embarrassed me, was true. To which the priest replied: “I don’t know why he wrote it at all. Why did he add it? Did the Holy Fathers talk about this? Even if the Holy Fathers were mistaken, what do you expect from an ordinary person, even if he is a priest? People receive a theological education and already consider themselves theologians. But to be a theologian, you need to lead a holy lifestyle. Remember how John Krestyankin happened? Somehow an important young man, a graduate of the Theological Academy, approached Father John (Krestyankin) and, introducing himself, among other things, declared : “I am a theologian!” Father John he was very surprised and asked: “How is the fourth?” “What is“ the fourth? ”the academician did not understand. Father John eagerly explained:“ We in the Church know three theologians. The first is St. John the Theologian, the apostle and beloved disciple of the Savior. The second is Gregory the Theologian. And the third is Simeon the New Theologian. Only the Holy Church decided to assimilate the name "Theologian" in its entire two-thousand-year history. And you, then, is the fourth? "A lot of people nowadays try to write books and talk about Divine objects that they can't talk about."
Experience shows that you can live very well without God, thinking that you live with God. You can consider yourself a Christian or a theologian. You can consider yourself anyone, if you read anything.
But only those who themselves have lived this spiritual life can teach the true spiritual life. Truly show the path to salvation can only those who have walked this way and saved, and pray for us now.
You can choose Orthodoxy as spiritual delight, pink Orthodoxy, where there is a lot of kindness and love and comfort. Pseudo-Orthodoxy, where the commandments are not particularly kept. The main thing is not to offend each other much, and that will be enough. Orthodoxy, about which the Holy Fathers did not tell us anything - because it is not Orthodoxy, it is a completely different religion.
Or you can choose Orthodoxy, as the Holy Fathers understood it. Which were saved and whom God glorified. Who described the path of the Orthodox man to salvation in detail in their creations, instructions. You can go the way of the Holy Fathers to salvation. It is unlikely that this will be a pink, comfortable path - because, for example, St. Ignatius Brianchaninov likens the soul of a person to gold, which needs to be cleaned. It is not easy, it is a narrow path and requiring labor and efforts. "The kingdom of heaven is taken by force, and those who use it will delight him." (Matthew 11:12) But everything that is impossible for man is possible for God. "For my yoke is good, and my burden is light." (Matt. 11:30)
Saint Luke of Crimea interprets the last line like this:
St. Luka Crimean
the yoke of Bo is My blessing, and My burden is easy to eat
These words may surprise you, you ask: how, Lord, do you say that your yoke is good and your burden is easy when you yourself said that the path to the kingdom of God leads through a narrow gate, along a narrow path, when you yourself say
It so happened that my acquaintance with Orthodoxy began with a study of the creations of the Holy Fathers of the Church and their lives. It stated quite clearly how to serve God, how to please Him, how to strive, and what was needed to be saved. Everything is very clear, clear and understandable.
Over time, I became acquainted with the creations of more modern Orthodox authors, not glorified in the faces of saints. Many of them seemed to me quite pleasant to read, sweet, inspiring, sincere. But they did not have that clarity, that simplicity and purity that the Holy Fathers had, they did not have the Spirit. Books written by priests, bishops, and any people in the dignity are often interesting, intellectual, or emotional. But they are rarely life-saving if they are not based on patristic creations or if they distort their spirit if they offer something of their own.
Thinking about God is not enough. It is still important to think correctly about Him. Moreover, He gave a clear knowledge of Himself - and this knowledge is contained in the Holy Scriptures, in Holy Tradition, in the creations of the Holy Fathers of the Orthodox Church. Who is God, how to work for Him, how to serve, how to please, how to be saved? Unfortunately, not everyone in the holy dignity who wrote the book is the holy father. Catholics have all the priests - "holy fathers". And therefore Catholics are in spiritual delights and are unlikely to be saved. And in Orthodoxy - just priests. Those who are priests, but not saints. Because holiness is not just words, holiness still needs to be achieved - at least at the end of your life. And expressing your own personal opinions, interpreting the holy fathers in your own way, the Holy Scriptures is a direct and murderous path to spiritual delight. It is very dangerous when the opinion of the author runs counter to the opinion of the patristic. To an unprepared reader, this may block the path to true knowledge of God and, accordingly, the path to salvation.
Recently, I was translating a book about the Virgin Mary by an Orthodox French author. At first I liked everything. But then I was confused by one of his opinions, affecting dogmas, and I asked the priest how true the author's statement, which embarrassed me, was true. To which the priest replied: “I don’t know why he wrote it at all. Why did he add it? Did the Holy Fathers talk about this? Even if the Holy Fathers were mistaken, what do you expect from an ordinary person, even if he is a priest? People receive a theological education and already consider themselves theologians. But to be a theologian, you need to lead a holy lifestyle. Remember how John Krestyankin happened? Somehow an important young man, a graduate of the Theological Academy, approached Father John (Krestyankin) and, introducing himself, among other things, declared : “I am a theologian!” Father John he was very surprised and asked: “How is the fourth?” “What is“ the fourth? ”the academician did not understand. Father John eagerly explained:“ We in the Church know three theologians. The first is St. John the Theologian, the apostle and beloved disciple of the Savior. The second is Gregory the Theologian. And the third is Simeon the New Theologian. Only the Holy Church decided to assimilate the name "Theologian" in its entire two-thousand-year history. And you, then, is the fourth? "A lot of people nowadays try to write books and talk about Divine objects that they can't talk about."
Experience shows that you can live very well without God, thinking that you live with God. You can consider yourself a Christian or a theologian. You can consider yourself anyone, if you read anything.
But only those who themselves have lived this spiritual life can teach the true spiritual life. Truly show the path to salvation can only those who have walked this way and saved, and pray for us now.
You can choose Orthodoxy as spiritual delight, pink Orthodoxy, where there is a lot of kindness and love and comfort. Pseudo-Orthodoxy, where the commandments are not particularly kept. The main thing is not to offend each other much, and that will be enough. Orthodoxy, about which the Holy Fathers did not tell us anything - because it is not Orthodoxy, it is a completely different religion.
Or you can choose Orthodoxy, as the Holy Fathers understood it. Which were saved and whom God glorified. Who described the path of the Orthodox man to salvation in detail in their creations, instructions. You can go the way of the Holy Fathers to salvation. It is unlikely that this will be a pink, comfortable path - because, for example, St. Ignatius Brianchaninov likens the soul of a person to gold, which needs to be cleaned. It is not easy, it is a narrow path and requiring labor and efforts. "The kingdom of heaven is taken by force, and those who use it will delight him." (Matthew 11:12) But everything that is impossible for man is possible for God. "For my yoke is good, and my burden is light." (Matt. 11:30)
Saint Luke of Crimea interprets the last line like this:
St. Luka Crimean
the yoke of Bo is My blessing, and My burden is easy to eat
These words may surprise you, you ask: how, Lord, do you say that your yoke is good and your burden is easy when you yourself said that the path to the kingdom of God leads through a narrow gate, along a narrow path, when you yourself say
У записи 15 лайков,
1 репостов,
454 просмотров.
1 репостов,
454 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко