В день Воздвижения Креста Господня мы слышим слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам , которые помогают понять саму суть христианства. Апостол говорит: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова; ибо слово о кресте для иудеев — соблазн, для еллинов — безумие, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (см.: 1 Кор. 1, 17–18, 23). Апостол свидетельствует о том, что никакая человеческая премудрость не способна постичь тайну крестной Жертвы Спасителя.
Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.
В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.
Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см.: Ис. 55, 8).
Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — что есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного Слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.
Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный Закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.
Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с Законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. (2010 г.).
Если пытаться осмыслить подвиг Спасителя, Его жизнь и страдания с точки зрения господствующих в человеческом обществе идеалов и ценностей, то все действительно кажется безумием. Вот почему эллины, основывавшие свою жизнь на философии, науке, человеческой мудрости, и считали проповедь о Христе безумием. Иудеи опирались не на философию или науку — у них была вера в Единого Бога; но свое спасение они связывали в первую очередь с освобождением от римлян. Иудеи долго страдали под гнетом языческой цивилизации и считали, что спасение невозможно до тех пор, пока не придет Мессия и не изгонит римлян. А потому для иудеев проповедь о Кресте была великим соблазном — она никак не сочеталась с их чаяниями, их надеждами, их идеалами устроения земной жизни.
В самом деле, если посмотреть с позиции сегодняшнего дня на всю миссию Христа Спасителя — на Его жизнь, Его проповедь, Его страдания, Его смерть, — как все это далеко от современных идеалов бытия! Нам только кажется, что мы понимаем смысл совершенного Христом, — ибо мы уже знаем историю и знаем, что происходило после Крестной смерти Спасителя. Но если поставить себя на место тех, кто жил в древности, — разве бы мы поняли? Какое избавление может быть от слабого Человека, Который не имеет ни денег, ни власти, Который не владеет светской, языческой мудростью и философией? Какое избавление от Того, Кто ходил вокруг в окружении Своих учеников — малограмотных рыбаков с Геннисаретского озера? Наверное, и мы с вами отнеслись бы к проповеди Спасителя так же, как древние, потому что не соответствует эта Божественная проповедь образу жизни людей — вот почему она безумие и соблазн одновременно. И апостол Павел, сознавая колоссальное отличие человеческих ценностей и жизненных идеалов от проповеди Христа, говорит о том, что был послан благовествовать не в премудрости слова — потому что всякая человеческая премудрость, исходящая из ценностей мира, неспособна оценить во всей полноте то, что совершил Христос.
Спасение через пришествие в мир Сына Божиего, восшедшего на Крест, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Что же может открыть людям смысл совершенного Спасителем? Почему Его образ так притягателен? Почему, несмотря на то, что Его система ценностей, принесенные Им нравственные заповеди с таким трудом осуществляются людьми, уже две тысячи лет именно на Него взирают люди, когда начинают задумываться о своем спасении? Да потому, что все то, что совершил Спаситель, совершил для нас Сам Бог. «Мысли Мои — не ваши мысли, и дела Мои — не ваши дела, говорит Господь» (см.: Ис. 55, 8).
Мы не можем понять глубины и силы Божественной мысли и Божественного действа. Мы можем только открыть свое сердце навстречу этим мыслям и этим делам, и, открывая сердце, вдруг начинаем понимать — не на уровне отточенных формулировок, ибо никакими формулировками не покроешь Божественного замысла, а сердцем — что есть Христос для каждого из нас. Именно от этого восприятия человеком Божественного Слова и пробуждается сила веры, и люди, соприкоснувшиеся со Христом, начинают понимать, что единственный ключ к объяснению тайны Креста и страданий всемогущего Бога — это любовь. Не долг, ибо Бог никому ничего не должен; не волшебная сила, ибо Бог никого не спасает автоматически, а только любовь. Только любовь могла подвигнуть Господа и действительно подвигла Его на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий.
Мы понимаем эту причину Креста еще и потому, что и в своей жизни находим аналогии. Когда человек способен пожертвовать ради другого? Только тогда, когда он его любит. Когда люди готовы пожертвовать собой ради Родины? Только тогда, когда они ее любят. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого — лишь тогда, когда в сердце и в уме есть любовь, человек готов добровольно пожертвовать собой. Вот почему и говорит Господь: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Значит, тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через мудрствования человеческие, не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только изнутри человеческой природы, из человеческого сердца. А почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный Закон, и когда Он говорит с нами, мы Его понимаем, потому что созданы по Его образу. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Бог вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя и не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, с теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир.
Легко или тяжело быть верующим человеком? Легко, потому что это соответствует природе человека. Идти против Бога — значит идти против самого себя, против врожденного нравственного чувства, против образа Божиего, вложенного в каждого человека. И в этом смысле жизнь в соответствии с Законом Божиим — это жизнь в соответствии с естеством человеческим. Но одновременно и трудно, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия, перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры. Слова апостола Павла доказывают нам всю эту конфликтность, все это противоречие: для одних слово о Кресте — соблазн, для других — безумие, а для нас, спасаемых — сила Божия. И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди. Несмотря на свои слабости, падения, греховность, они будут идти ко Христу, будут преклоняться пред Его жертвой, пред Его крестом, который явил всему миру символ спасения. Аминь.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. (2010 г.).
On the day of the Exaltation of the Cross of the Lord, we hear the words of the Apostle Paul from his first epistle to the Corinthians, which help to understand the very essence of Christianity. The apostle says: “I was sent by Christ to preach the gospel not in the wisdom of the word, so as not to abolish the cross of Christ; for the word of the cross is a temptation for the Jews, madness for the Greeks, and the power of God for us who are being saved ”(see: 1 Cor. 1, 17–18, 23). The Apostle testifies that no human wisdom can comprehend the mystery of the Savior's sacrifice on the Cross.
If you try to comprehend the Savior’s deed, His life and suffering from the point of view of the ideals and values that prevail in human society, then everything really seems crazy. That is why the Hellenes, who based their lives on philosophy, science, human wisdom, considered the sermon on Christ to be crazy. The Jews did not rely on philosophy or science — they had faith in the One God; but they associated their salvation primarily with liberation from the Romans. The Jews suffered for a long time under the yoke of pagan civilization and believed that salvation was impossible until the Messiah came and cast out the Romans. Therefore, for the Jews, the sermon on the Cross was a great temptation - it did not at all combine with their aspirations, their hopes, their ideals of arranging earthly life.
In fact, if you look from the perspective of today on the whole mission of Christ the Savior - on His life, His sermon, His suffering, His death - how far this is from modern ideals of being! It only seems to us that we understand the meaning of Christ's accomplishment, for we already know the history and know what happened after the Savior's death on the Cross. But if we put ourselves in the place of those who lived in antiquity, would we understand? What deliverance can be from a weak Man, who has neither money nor power, who does not possess secular, pagan wisdom and philosophy? What is the deliverance from Him who walked around surrounded by His disciples - illiterate fishermen from Lake Hennisaret? Probably, you and I would have treated the Savior’s sermon just like the ancients, because this Divine sermon does not correspond to the way of life of people - that’s why it is madness and temptation at the same time. And the apostle Paul, recognizing the enormous difference between human values and life ideals from the preaching of Christ, says that he was sent to preach the gospel not in the wisdom of the word - because all human wisdom, coming from the values of the world, is unable to fully appreciate what Christ did .
Salvation through the coming into the world of the Son of God, ascended to the Cross, undergone reproach and sorrow for the sake of the human race, really goes beyond the framework of human logic. What can reveal to people the meaning of the perfect Savior? Why is His image so attractive? Why, in spite of the fact that His system of values, the moral commandments brought by Him with such difficulty are carried out by people, for two thousand years now people have been looking at Him precisely when they begin to think about their salvation? Yes, because everything that the Savior did was done for us by God Himself. “My thoughts are not your thoughts, and My deeds are not your deeds, says the Lord” (see: Isa. 55, 8).
We cannot understand the depths and powers of divine thought and divine action. We can only open our hearts to these thoughts and these deeds, and when we open our hearts, we suddenly begin to understand - not at the level of refined formulations, because you cannot cover the Divine purpose with any formulations, but with our hearts - what is Christ for each of us. It is from this human perception of the Divine Word that the power of faith is awakened, and people who come in contact with Christ begin to understand that the only key to explaining the mystery of the Cross and the suffering of the almighty God is love. Not a duty, for God owes nothing to anyone; not magical power, for God does not automatically save anyone, but only love. Only love could move the Lord and really move Him so that the Son of God, becoming the Son of Man, would bear the brunt of suffering.
We understand this reason for the Cross also because in our lives we find analogies. When is a person able to sacrifice for another? Only when he loves him. When are people ready to sacrifice themselves for the sake of the motherland? Only when they love her. No duty and no discipline can explain a person’s willingness to give his life for another - only when there is love in the heart and mind, a person is ready to voluntarily sacrifice himself. That is why the Lord says: “There is no longer that love, as if someone would lay down his soul for his friends” (John 15, 13).
This means that the mystery of the Cross of Christ can really be understood by man not through philosophy, not through human philosophies, not through political expectations, as was the case among the Jews, Romans and Hellenes, but only from within the human nature, from the human heart. And why? Yes, because God created us in His image. He put the Divine Moral Law into us, and when He speaks to us, we understand Him, because we are created according to His
If you try to comprehend the Savior’s deed, His life and suffering from the point of view of the ideals and values that prevail in human society, then everything really seems crazy. That is why the Hellenes, who based their lives on philosophy, science, human wisdom, considered the sermon on Christ to be crazy. The Jews did not rely on philosophy or science — they had faith in the One God; but they associated their salvation primarily with liberation from the Romans. The Jews suffered for a long time under the yoke of pagan civilization and believed that salvation was impossible until the Messiah came and cast out the Romans. Therefore, for the Jews, the sermon on the Cross was a great temptation - it did not at all combine with their aspirations, their hopes, their ideals of arranging earthly life.
In fact, if you look from the perspective of today on the whole mission of Christ the Savior - on His life, His sermon, His suffering, His death - how far this is from modern ideals of being! It only seems to us that we understand the meaning of Christ's accomplishment, for we already know the history and know what happened after the Savior's death on the Cross. But if we put ourselves in the place of those who lived in antiquity, would we understand? What deliverance can be from a weak Man, who has neither money nor power, who does not possess secular, pagan wisdom and philosophy? What is the deliverance from Him who walked around surrounded by His disciples - illiterate fishermen from Lake Hennisaret? Probably, you and I would have treated the Savior’s sermon just like the ancients, because this Divine sermon does not correspond to the way of life of people - that’s why it is madness and temptation at the same time. And the apostle Paul, recognizing the enormous difference between human values and life ideals from the preaching of Christ, says that he was sent to preach the gospel not in the wisdom of the word - because all human wisdom, coming from the values of the world, is unable to fully appreciate what Christ did .
Salvation through the coming into the world of the Son of God, ascended to the Cross, undergone reproach and sorrow for the sake of the human race, really goes beyond the framework of human logic. What can reveal to people the meaning of the perfect Savior? Why is His image so attractive? Why, in spite of the fact that His system of values, the moral commandments brought by Him with such difficulty are carried out by people, for two thousand years now people have been looking at Him precisely when they begin to think about their salvation? Yes, because everything that the Savior did was done for us by God Himself. “My thoughts are not your thoughts, and My deeds are not your deeds, says the Lord” (see: Isa. 55, 8).
We cannot understand the depths and powers of divine thought and divine action. We can only open our hearts to these thoughts and these deeds, and when we open our hearts, we suddenly begin to understand - not at the level of refined formulations, because you cannot cover the Divine purpose with any formulations, but with our hearts - what is Christ for each of us. It is from this human perception of the Divine Word that the power of faith is awakened, and people who come in contact with Christ begin to understand that the only key to explaining the mystery of the Cross and the suffering of the almighty God is love. Not a duty, for God owes nothing to anyone; not magical power, for God does not automatically save anyone, but only love. Only love could move the Lord and really move Him so that the Son of God, becoming the Son of Man, would bear the brunt of suffering.
We understand this reason for the Cross also because in our lives we find analogies. When is a person able to sacrifice for another? Only when he loves him. When are people ready to sacrifice themselves for the sake of the motherland? Only when they love her. No duty and no discipline can explain a person’s willingness to give his life for another - only when there is love in the heart and mind, a person is ready to voluntarily sacrifice himself. That is why the Lord says: “There is no longer that love, as if someone would lay down his soul for his friends” (John 15, 13).
This means that the mystery of the Cross of Christ can really be understood by man not through philosophy, not through human philosophies, not through political expectations, as was the case among the Jews, Romans and Hellenes, but only from within the human nature, from the human heart. And why? Yes, because God created us in His image. He put the Divine Moral Law into us, and when He speaks to us, we understand Him, because we are created according to His
У записи 17 лайков,
0 репостов,
421 просмотров.
0 репостов,
421 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко