Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году
преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (( 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.
Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.
Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.
преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (( 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.
Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.
Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.
Saint Barsanuphius, bishop of Tver, the miracle worker of Kazan, was born around 1495 in the city of Serpukhov in the family of priest Vasily. At baptism, the baby received the name John. Distinguished by his industriousness and understanding, the lad easily mastered his literacy, mastered reading the Psalms and church singing so much that he could not only read and sing, but also help others. In 1512, the Crimean Tatars led by Akhmat Giray and Burnat Giray went on a hike to Ryazan, but "not having time to take an insignificant capture of the city of Ryazan", they went through a quick and unexpected devastating raid along the banks of the Oka. Among many, John was taken prisoner by a seventeen-year-old boy. The young man had to endure much in captivity, but in the severe trials the faith of Christ, still deeply rooted in the heart of the parental home, brought forth a hundredfold fruit. Trusting in the Lord, the future saint prayed and sang psalms that came to memory, lived like a novice in a monastery, inconspicuously skilled in obedience, kindness, and patience. John slept very little, hardly touched food, was distinguished by zeal and meekness, worked without reproach, and therefore even found fierce hearts of the Gentiles, who, unwittingly recognizing his merits, began to treat him more softly and condescendingly than with others. Gradually, thanks to his outstanding abilities, he mastered the spoken Tatar language to such an extent that after two years he could not only speak good, but also write Tatar. The captivity lasted three years. With great difficulty collecting the necessary amount, the priest Vasily bought his son John from Tatar bondage. Blessed John returned home, but his heart had already cooled forever to the fickle earthly joys and pleasures. According to the unshakable decision, which had matured in the soul of the young man still in captivity, he went to Moscow, where he received monastic tonsure at the Spassky Andronikov Monastery, giving God vows of virginity, obedience and non-possession. The newly tonsured monk was called Barsanuphius. With a strict and pious life, the monk Barsanuphius succeeded in the exploits of virtue and prayer. In the Andronikov monastery, Saint Akaki, bishop of Tver (1522-1567), the younger brother of the Monk Joseph Volotsky and a veteran of the Joseph Volokolamsk monastery, was a kind and pious archpastor, awarded the gift of insight from God. He repeatedly predicted to the Monk Barsanuphius, who was still in the rank of hierodeacon, that it was he who would once become the successor to St. Acacius at the Tver Chair. The virtuous and pious life of the Monk Barsanuphius became known to Metropolitan of Moscow Macarius, who elevated St. Barsanuphius to the rank of Abbot Nicholas-Peshnoshsky Methodius desert, founded in 1461 by the disciple of St. Sergius of Radonezh, St. Methodius (Comm. 14 June) at 15 versts. In ancient times, this desert was called "Nicola on the Song". In 1553, on a pilgrimage (in gratitude for the miraculous deliverance from death), Tsar John the Terrible and his family visited the Peshnos Monastery on the way to the Kirillov Belozersky Monastery. He drew attention to the experienced mentor of monastic life, who was in captivity and versed in the Tatar language and mores. Therefore, when a new diocese was opened in Kazan in 1555, together with Saint Guriy, the first archbishop of Kazan, Saint Barsanuphius from the Peshnosh monastery in the dignity of archimandrite was sent to Kazan to establish a monastery there. On May 26, 1555, the chief priests of Kazan solemnly set off. From Moscow along the rivers Moscow, Oka and Volga, the journey to Kazan lasted two months. On Sunday, July 27, 1555, St. Gury, with the abbot Peshnoshsky Varsonofn and the abbot of the Assumption Monastery of the Assumption, Herman arrived in Kazan. They were met with crosses and banners in the Kazan Annunciation Cathedral by the local clergy and population. Together with St. Barsanuphius, monks and monks of the Peshnos arrived in Kazan: Tikhon, Theodorite, Job, Andronic, Sylvester, as well as the monk of Andronikov Monastery Simeon. Already next year, 1556
Rev. Barsanuphius fulfilled the assignment entrusted to him and built the Transfiguration Monastery in the Kazan Kremlin. He consecrated the first warm stone temple in the monastery in the name of St. Nicholas Ratny, and later the main church in honor of the Transfiguration of the Lord. Secretly from everyone, he continued to wear the wraps to exhaust the flesh. The monastery soon became the focus of the spiritual life of the former Tatar capital. After a few years, the number of monks in it reached one hundred people. Saint Barsanuphius converted the Tatars to the Orthodox faith, which was greatly facilitated by his excellent knowledge of the Tatar language. Thanks to the healing of various ailments, his name became known far beyond Kazan. And many patients who came to him for healing, inclined towards the adoption of the Christian faith. Upon the death of the bishop of Tver, Akaki ((1567), St. Philip, Metropolitan of Moscow, summoned St. Barsanuphius to Moscow and elevated him to the rank of bishop of Tver.
The true lamp was St. Barsanuphius for his flock, not in the words of
Rev. Barsanuphius fulfilled the assignment entrusted to him and built the Transfiguration Monastery in the Kazan Kremlin. He consecrated the first warm stone temple in the monastery in the name of St. Nicholas Ratny, and later the main church in honor of the Transfiguration of the Lord. Secretly from everyone, he continued to wear the wraps to exhaust the flesh. The monastery soon became the focus of the spiritual life of the former Tatar capital. After a few years, the number of monks in it reached one hundred people. Saint Barsanuphius converted the Tatars to the Orthodox faith, which was greatly facilitated by his excellent knowledge of the Tatar language. Thanks to the healing of various ailments, his name became known far beyond Kazan. And many patients who came to him for healing, inclined towards the adoption of the Christian faith. Upon the death of the bishop of Tver, Akaki ((1567), St. Philip, Metropolitan of Moscow, summoned St. Barsanuphius to Moscow and elevated him to the rank of bishop of Tver.
The true lamp was St. Barsanuphius for his flock, not in the words of
У записи 1 лайков,
1 репостов,
242 просмотров.
1 репостов,
242 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко