SIMILIS SIMILI GAUDET (подобное радуется подобному, – говорили...

SIMILIS SIMILI GAUDET (подобное радуется подобному, – говорили еще римляне).

И Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна объясняет, почему именно не понимали и не принимали его иудеи и почему приняли ученики: «Вы ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. А это отчего? Вы – не сродны Мне и Моим словам: «Ваш отец – диавол... Вы – от нижних, Я – от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.» Я от Бога (Отца Моего) «исшел и пришел. Вы – не от Бога». Потому и «не верите Мне». Мы – разнородны.

И наоборот: «кто – от Бога, тот слушает слова Божии» (Ин.8).

«Кто хочет» (даже еще не творит, а лишь «хочет...» как мало требуется, но именно это хотение и изволение и требуется вначале) «творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» (Ин. 7, 17). Это одно хотение уже показывает сродство хотящего с желаемым... Подобное тянется к подобному...

Уже хотение есть начало понимания. Хотение есть влечение к единению с желанием, – хотя бы еще и инстинктивно.

И в Евангелии от Матфея Господь объяснил эту же самую религиозную гносеологию, путь познания через сродство душ. Я разумею замечательное, хотя и образное, разъяснение неприятия иудеями не только Христа, но и Его Самого. Выпишу это место.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» Внимайте, слушатели!

«Но кому уподоблю род сей (еврейский)?» Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам (капризным, упорным), говорят:

– Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес».

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

...Не угодить евреям упорным... Почему же они не принимают?

Ответ:

«И оправдана премудрость (истина) чадами ее» (Мф. 11, 15–19).

Истину, Христа, приняли, сочли несомненною, правильною, праведною («оправдали» как истинную) – только «чада ее», дети истины. То суть: родные ей, сродные, истинно подобные по духу – как родные, подобны дети своей матери...

...Здесь – правда, очень бегло – вскрывается один из основных законов познания, вообще всякого познания (и духовного, и материального мира): подобие познающего познаваемому... Иначе познание невозможно... Тут коренится основная идея философии реал-интуитивизма (Лосский, Франк, Бергсон, наши славянофилы – Хомяков, Киреевский и др.)... Человек подобен и миру (микрокосм), и Богу (макрокосм, если употребить в таком приложении эти термины): человек носит в себе и этот малый мир, и тот большой. И потому понимает оба их. Если же он не принимает того мира – то с его душою сделалась страшная болезнь: выпало подобие Богу... И тогда уже не доказать ему никакими словами и рассудком: нет места, к которому могла бы прилепиться истина. «Вы – слепы. (Ин. 9, 39–41). А отчего это? – От гордости (Мф. 11, 25).

Дальше спрашивается: как же тогда восстановить это подобие? Только – новым откровением Бога человеку, новым явлением образа Своего – в душе его. И это возможно – чрез Сына: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27)... Чудно!

Теперь вскрывается, что истина – Бог; и познание Его человеком возможно потому и постольку, поскольку Бог есть в человеке и открывает Ему Сам Себя; в этом суть сродства... Истина – от Бога, Бог – от благодати. Благодать есть Истина. Благодать и делает, пребывая в душе, человека сродным: разве вы не знаете, что вы – «храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога... и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19, 20).

Но почему же не всем открывает Себя Бог? Или почему Он уходит из души нашей? Почему и Христос не мог обратить даже евреев? Почему благодать не озаряет умы всех людей всего мира? Почему отступники?

Тут уже на пути является человеческая свободная воля, вообще греховность души желающий злое, ненавидит свет и не идет к свету; … а поступающий
по правде идет к свету» (Ин. 3, 20, 21).... Все грехи (и плотские, а особенно духовные) удаляют Бога и искажают наше богоподобие. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном... Все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии... Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:5, 14, 16), и наоборот, – плотские – вне Духа Божия (Рим.8:7–9).

Но в особенности страшен и опасен дух гордости, самости: он не дает возможности Самому Богу вселиться в человеческой душе и дать ей почувствовать истину внутри.

«Вы не хотите придти ко мне, чтобы иметь жизнь...» Почему? – Я «знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу». А это почему? – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу», – т. е. самолюбивы, горды, а потому и «славы, которая от единого Бога, не ищете...»

А вот когда «иной (антихрист) придет во имя свое», а не Божие, «его примете»: он будет – от вас, от диавола, которому и вы, и он – сродны (Ин. 5). «Я говорю то, что видел у Отца Моего: а вы делаете то, что видели у отца вашего: вы делаете дела отца вашего» диавола (Ин. 8, 38, 41).

Смириться же не хотите. Между тем иного пути нет:

– Придите ко Мне... и научитесь от Меня: «Ибо Я кроток и смирен сердцем» – эти слова сказаны тотчас после указания пути к познанию истины: «Кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27–28). Кому же? – Который смирится, как Он. И тогда Христос откроет ему Себя. А первое проявление этого Смирения – вера словам Его, просто вера в Него... Уверуете, и тогда слово Его вселится снова в душу, и она узрит истину: «Вы ...не имеете слова Его (Божия) пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин. 5, 37–38).

Итак – истина от сродства с Истиной, Богом, от богоподобия; богоподобие – от благодати в сердце; неверие – от потери богоподобия; возвращение к истине от восстановления богоподобия через Благодать Христову

– Благодать – Только дается чрез Христа;

– Путь ко Христу – вера в Него;

– Вера – от смирения, по крайней мере хоть от решимости верить, смиренно признать истину.

Так мы пришли к важным, но и простым выводам – фактам: вера – от благодати; благодать – от смирения. Следовательно, как и говорит Св. Варсонофий Великий, «вера есть смирение». А неверие, говорит преп. Антоний Великий, «от легкомысленной дерзости».

(Митрополит Вениамин Федченков "О вере, неверии и сомнении")
SIMILIS SIMILI GAUDET (like rejoices like, - said the Romans).

And the Lord Jesus Christ Himself in the Gospel of John explains why the Jews did not understand and accept him and why the disciples accepted: “You seek to kill Me, because My word does not fit into you. Why do not you understand My speech? Because you cannot hear My words. And why? You are not akin to Me and My words: “Your father is the devil ... You are from the lower, I am from the highest; you are from this world, I am not from this world. ”I from God (My Father)“ came and came. You are not of God. ” Therefore, "do not believe Me." We are heterogeneous.

And vice versa: “he who is from God hears the words of God” (John 8).

“He who wants” (he doesn’t even do it yet, but only “wants ...” how little is required, but it is this desire and desire that is required first) “to do His will, he will learn about this doctrine, whether it is from God” (John . 7, 17). This one desire already shows the affinity of the wanting person with the desired ... The like is drawn to the like ...

Already desire is the beginning of understanding. Desire is an attraction to unity with desire, even if only instinctively.

And in the Gospel of Matthew, the Lord explained this same religious epistemology, the path of knowledge through the affinity of souls. I mean a wonderful, though figurative, explanation of the rejection by the Jews not only of Christ, but of Himself. I will write out this place.

“Whoever has ears to hear, let him hear!” Listen, listeners!

“But to whom shall I liken this generation (Jewish)?” It is like children sitting on the street and turning to their comrades (capricious, stubborn), they say:

- We played you on the flute, and you did not dance; we sang sad songs to you, and you did not cry.

For John came, neither eats nor drinks; and they say: "there is a demon in him."

The Son of Man came, eating and drinking; and they say: "here is a man who loves to eat and drink wine, a friend to tax collectors and sinners."

... Do not please the stubborn Jews ... Why do not they accept?

Answer:

“And wisdom (truth) is justified by her children” (Matt. 11, 15–19).

The truth, Christ, was accepted, considered undoubtedly, right, righteous (“justified” as true) - only “its children”, children of truth. That is the essence: her relatives, relatives, truly similar in spirit - like relatives, like the children of her mother ...

... True, very fluently, it reveals one of the basic laws of cognition, of all cognition in general (both the spiritual and the material world): the likeness of the knower to the knowable ... Otherwise, knowledge is impossible ... Here the basic idea of ​​the philosophy of real intuitionism is rooted ( Lossky, Frank, Bergson, our Slavophiles - Khomyakov, Kireevsky, etc.) ... Man is similar to the world (microcosm) and God (macrocosm, if you use these terms in such an application): man also carries this small world, and that big one. And therefore understands both of them. If he does not accept that world, then a terrible disease has become with his soul: the likeness of God has fallen ... And then there is no way to prove to him with any words and reason: there is no place to which the truth could stick. “You are blind. (John 9, 39–41). And why is this? - From pride (Matt. 11, 25).

The next question is: how then to restore this similarity? Only - a new revelation of God to man, a new manifestation of His image - in his soul. And this is possible - through the Son: “Everything is betrayed to Me by My Father, and no one knows the Son except the Father; and no one knows the Father except the Son, and to whom the Son wants to reveal ”(Matthew 11, 27) ... Wonderful!

Now it is revealed that truth is God; and the knowledge of Him by man is therefore possible insofar as God is in man and reveals Himself to Him; this is the essence of affinity ... Truth is from God, God is from grace. Grace is Truth. Grace does in your soul akin to a person: don’t you know that you are “the temple of the Holy Spirit living in you, which you have from God ... both in your bodies and in your souls, which are the essence of God” ( 1 Cor. 6, 19, 20).

But why does not God reveal Himself to everyone? Or why does he leave our soul? Why couldn't Christ even convert Jews? Why does not grace illuminate the minds of all the people of the whole world? Why apostates?

There is already on the way human free will, in general the sinfulness of the soul, who wants evil, hates the light and does not go to the light; ... and the entrant
in truth, he goes to the light ”(John 3, 20, 21) .... All sins (and carnal, especially spiritual) remove God and distort our god-likeness. “Living in the flesh think of the carnal, and living in the spirit of the spiritual ... All who are led by the Spirit of God are the Sons of God ... This very Spirit testifies to our spirit that we are the children of God” (Rom.8: 5, 14, 16), and vice versa, - carnal - outside the Spirit of God (Rom. 8: 7–9).

But the spirit of pride and self is especially terrible and dangerous: it does not allow God Himself to dwell in the human soul and let it feel the truth inside.

“You do not want to come to me in order to have life ...” Why? “I“ know you: you do not have the love of God in you. ” And why? ““ How can you believe when you accept glory from one another, ”that is, you are proud, proud, and therefore you are not looking for glory from the one God ...”

But when “another (antichrist) comes in his own name”, and not God’s, “receive him”: he will be - from you, oh
У записи 5 лайков,
1 репостов,
317 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям